Рещение по иску прокурора г. Щекино в интересах Калининой о признании действий выраженных в отказе в выдаче справки с места жительства незаконными.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011 года

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюриной О.А.,

при секретаре Зеленковой Н.Н.,

с участием помощника прокурора г. Щекино Свирина Е.В.,

представителя ответчика ООО «ЭКОжилстрой» -Переславской Ю.М., выступающей по доверенности № 1073 от 01.06.2011 года,

представителя ответчика ТСЖ «Щекино-12» Щусь И.Ф., выступающего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-2053 (2011) по иску прокурора г. Щекино в интересах Калининой Н.В. к ООО «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12» о признании действий, выраженных в отказе в выдаче выписки из домовой книги и справки незаконными, и обязании выдать документы,

установил:

прокурор г. Щекино Тульской области в интересах Калининой Н.В. обратился в суд с иском к ООО «ЭКОжилстрой» о признании действий ООО «ЭКОжилстрой» незаконными и обязании выдачи выписки из домовой книги и справки с лицевого счета, указывая на то, что прокуратурой г. Щекино проведена проверка по обращению инвалида III группы Калининой Н.В. об отказе в предоставлении ООО «ЭКОжилстрой» выписки из домовой книги и справки с лицевого счета, в связи с образовавшейся задолженностью. В ходе проверки установлено, что при устном обращении Калининой Н.В. в ООО «ЭКОжилстрой» с просьбой о выдаче выписки из домовой книги и справки с лицевого счета, необходимых ей для оформления документов на получение различных льгот, пособий, ею получен отказ со ссылкой на наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Также установлено, что она основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Щекино, ул. Л.Шамшиковой, <адрес>, избрано управление ТСЖ «Щекино-12».

Согласно договору «О возмездном оказании услуг по созданию и ведению информационной базы данных по техническому учету граждан ТСЖ «Щекино-12» поручает, а ООО «ЭКОжилстрой» принимает на себя обязанности по созданию и ведению информационной базы данных о гражданах, проживающих в многоквартирном домах, согласно приложению № 1.

В соответствии с п.3.6 указанного договора к обязанностям ООО «ЭКОжилстрой» относится: по запросам граждан оформлять справки установленной формы для предоставления их по месту требования.

Ссылаясь на то, что Калинина Н.В. является инвалидом III группы, и в силу правовой неосведомленности не может самостоятельно защищать свои права, просил признать незаконными действия ООО «ЭКОжилстрой», выраженные в отказе в выдаче Калининой Н.В., проживающей по адресу: г. Щекино, ул. Л.Шамшиковой, <адрес>, выписки из домовой книги и справки с лицевого счета.

Определением судьи от 19.08.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ТСЖ «Щекино-12», исключенное из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

22.09.2011 года прокурор г. Щекино Тульской области в интересах Калининой Н.В. обратился в суд с уточненным иском к ООО «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12» о признании действий, выраженных в отказе в выдаче выписки из домовой книги и справки незаконными и обязании выдать документы, в котором просил: признать действия ООО «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12», выраженные в отказе Калининой Н.В. выдать выписку из домовой книги и справку с лицевого счета, незаконными; обязать ООО «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12» выдать Калининой Н.В. выписку из домовой книги и справку с лицевого счета по месту жительства.

В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора г. Щекино – Свирин Е.В. иск поддержал в полном объеме.

Истец Калинина Н.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом- судебной повесткой под расписку. Причина не явки суду не известна.

Представитель ответчика – ООО «ЭКОжилстрой» – Переславская Ю.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что собственниками многоквартирного дома по ул.Л.Шамшиковой г.Щекино выбран способ управления – управление товариществом собственников жилья – ТСЖ «Щекино-12». Между ООО «ЭКОжилстрой» и ТСЖ «Щекино-12» заключен агентский договор, предметом которого являются фактические и юридические действия по организации автоматизированного начисления, изготовления и доставки счетов, а также сбора и перечисления платежей за услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, выполнение иных информационно-расчетных услуг. По договору о возмездном оказании услуг по созданию и ведению информационной базы данных по техническому учету граждан ООО «ЭКОжилстрой» обязано по запросам граждан оформлять справки установленной формы для предоставления их по месту требования. Однако у представляемого ею ответчика имеется письмо председателя ТСЖ «Щекино-12» М.В.М. от 11.01.2011 года, в котором он просил в рамках агентского договора не выдавать справки с места жительства и выписки из лицевых счетов жильцам жилого фонда ТСЖ 12, имеющим задолженности по ЖКУ более 3 месяцев. В связи с чем, полагая, что вины ООО «ЭКОжилстрой» в отказе Калининой Н.В. в выдаче истребуемых ею справок не имеется, просила в иске прокурора в отношении ООО «ЭКОжилстрой» отказать.

Представитель ответчика ТСЖ «Щекино-12» по доверенности Щусь И.Ф. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что отказ в выдаче справок Калининой Н.В. мотивирован наличием задолженности по оплате коммунальных услуг.

Выслушав процессуального истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В силу ст.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления и т.д.

Судом установлено: из справки серии МСЭ-2011 , выданной Бюро Медико-социальной экспертизы, что Калининой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 11.05.2011 года повторно установлена инвалидность; группа инвалидности- III на срок до 01.06.2012 года.

Из заявления Калининой Н.В. от 14.06.2011 года следует, что она, являясь инвалидом III группы, обращалась в прокуратуру г. Щекино Тульской области: просила выяснить причины, в связи с чем работниками ООО «ЭКОжилстрой» ей отказано в выдаче выписки из домовой книги и справки с лицевого счета, необходимых ей для оформления льгот и пособий; просила оказать содействие в получении указанных докуменов.

Поддерживая предъявленные в суд требования, процессуальный истец в лице помощника прокурора г. Щекино – Свирин Е.В. в судебном заседании пояснил, что истец Калинина Н.В. обратилась в прокуратуру г. Щекино с заявлением об оказании содействия в получении выписки из домовой книги и справки с лицевого счета из ООО «ЭКОжилстрой». В заявлении и в ходе личной беседы пояснила, что она проживает в квартире расположенной по адресу: г. Щекино, ул. Л.Шамшиковой, <адрес>, являясь инвалидом III группы? в связи с чем законом ей предоставлен ряд льгот. Для оформления пособий ей необходимы выписки из домовой книги и справки с лицевого счета по месту жительства, в выдаче которых ей было отказано, в виду наличия задолженности по квартплате, причиной которой является некачественное оказание услуг со стороны ответчиков: плохое отопление и т.д. В ходе проверки указанные факты, изложенные в заявлении и в ходе устной беседы с Калининой Н.В., подтвердились.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года за № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» на основании части 10 ст.161 ЖК РФ утвержден прилагаемый стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В силу п. 1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом (непосредственное управление, управление товариществом собственников или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией) и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п.2 ст.161 ЖК РФ).

В соответствии с п.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Тульская область, г.Щекино, ул.Л.Шамшиковой, следует, что собственниками помещений выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья ТСЖ «Щекино-12».

Из п.2.1 Устава ТСЖ «Щекино-12» следует, что предметом и целями деятельности товарищества является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодателем пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Из протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Щекино, ул. Л.Шамшиковой, д. и др., следует, что членами правления избраны М.В.М. и К.В.В.

Судом установлено, что 30.12.2009 года между ТСЖ «Щекино-12», в лице председателя М.В.М., действующего на основании Устава, и ООО «ЭКОжилстрой», в лице генерального директора А.Д.О., действующего на основании Устава, заключен агентский договор, из п.1.1 которого следует, что ТСЖ «Щекино-12» поручает, а ООО «ЭКОжилстрой» обязуется совершить от своего имени, но за счет ТСЖ «Щекино-12» фактические и юридические действия по организации автоматизированного начисления, а также выполнить иные информационно- расчетные услуги, предусмотренные договором.

Согласно договору № 12 в /тсж «О возмездном оказании услуг по созданию и ведению информационной базы данных по техническому учету граждан» ТСЖ «Щекино-12» поручает, а ООО «ЭКОжилстрой» принимает на себя обязанности по созданию и ведению информационной базы данных о гражданах, проживающих в многоквартирном домах, согласно приложению № 1.

В соответствии с п.3.6 указанного договора к обязанностям ООО «ЭКОжилстрой» относится: по запросам граждан оформлять справки установленной формы для предоставления их по месту требования.

Письмом от 11.01.2011 года председателя ТСЖ «Щекино-12» М.В.М. на имя генерального директора ООО «ЭКОжилстрой» А.Д.О. М.В.М. просил дать указание в рамках агентского договора не выдавать справки с места жительства и выписки из лицевых счетов жильцам жилого фонда ТСЖ 12, имеющим задолженность за ЖКУ более 3 месяцев.

В судебном заседании из пояснений сторон и из материалов дела установлено, что в выдаче выписки из домовой книги и справки с лицевого счета Калининой Н.В. отказано.

Об отказе ООО «ЭКОжилстрой» истице в выдаче выписки из домовой книги и справки с лицевого счета пояснил в судебном заседании процессуальный истец и подтвердили представители ответчиков.

В соответствии с п.3 Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» за № 2334 от 31.12.1993 года (в ред. от 01.09.2000 года) следует, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающих личные интересы граждан.

В силу ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Не может быть ограничен доступ к информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В силу п.1 ст.10 ГПК Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Разрешая требования истца, суд учитывает, что наличие задолженности по квартплате у истицы, действительно нарушает права ТСЖ «Щекино-12» на получение оплаты по договору за содержание жилья и предоставленные коммунальные услуги. Однако выбранный «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12» способ защиты предполагаемого права в виде отказа в выдаче необходимых документов следует расценивать, как злоупотребление правом, что не допускается законом. В соответствии с действующим законодательством ответчик вправе защитить свои права путем взыскания с граждан, имеющейся задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, в судебном порядке.

Однако, отказ в выдаче справок о регистрации в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг противоречит законодательству и нарушает права граждан, в частности противоречит части 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В то же время, отказ в предоставлении справок истцу не только является незаконным в силу выше упомянутых норм Закона, но и может негативно повлиять на материальное и моральное положение истца, лишив ее возможности воспользоваться предусмотренными законами льготами и ухудшив ее материальное положение.

Разрешая требования истца по существу, суд учитывает, что согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом суд полагает как действия ТСЖ «Щекино-12», председатель которого просил не выдавать справки с места жительства и выписки из лицевых счетов жильцам, имеющим задолженность по ЖКУ, так и действия ООО «ЭКОжилстрой», выразившиеся в отказе в выдаче данных документов, незаконными поскольку, действуя в соответствии с условиями агентского договора, заключенного с ТСЖ «Щекино-12», ООО «ЭКОжилстрой» обязано исполнять взятые на себя обязательства. Ссылка представителя ООО «ЭКОжилстрой» на письмо председателя ТСЖ «Щекино-12» является необоснованной, поскольку оформлять справки установленной формы для предоставления их по месту требования по запросам граждан является обязанностью ООО «ЭКОжилстрой» в рамках данного договора без каких-либо условий и оговорок, дополнения и изменения в установленном законом порядке в агентский договор не вносились, письмо председателя ТСЖ обстоятельством, допускающим не исполнение обязанностей по договору, не является.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Щекино в интересах Калининой Н.В. о признании действий ООО «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12», выраженных в отказе Калининой Н.В. выдать выписку из домовой книги и справку с лицевого счета, незаконными и обязании ООО «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12» выдать Калининой Н.В. выписку из домовой книги и справку с лицевого счета по месту жительства, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора, заявленные в интересах Калининой Н.В., удовлетворить.

Признать действия ООО «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12», выраженные в отказе Калининой Н.В. выдать выписку из домовой книги и справку с лицевого счета, незаконными.

Обязать ООО «ЭКОжилстрой», ТСЖ «Щекино-12» выдать Калининой Н.В. выписку из домовой книги и справку с лицевого счета по месту жительства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щекинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 02 октября 2011 года.

Судья –