РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 октября 2011года г.Щекино Тульской области Щекинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тереховой Ю.Б., при секретаре Столбовой О.В., с участием представителей истцов по доверенности Никитина Д.Б., представителей ответчиков по доверенностям Петровой А.А. и Муравьева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2043 по исковому заявлению Анисимовой И.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И.Е.С. и А.Е.П., Илюшиной М.С. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И.В.Д., к администрации МО Щекинский район, администрации МО г.Щекино Щекинского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, установил: Анисимова И.В., выступающая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних И.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и А.Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Илюшина М.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к администрации МО г. Щёкино Щёкинского района, администрации МО Щекинский район о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, указывая на то, что им для проживания была предоставлена комната № в общежитии по адресу: г. Щёкино, <адрес>, право пользования данной комнаты признано в судебном порядке. В 90-х годах в общежитии начался ремонт, в результате проведения которого проживание в общежитии стало невозможным. В 2001 году на основании акта межведомственной комиссии указанное общежитие было признано непригодным для постоянного проживания. Дальнейшая эксплуатация возможна только после проведения реконструкции. Учитывая, что до настоящего времени капитальный ремонт (реконструкция) указанного общежития не произведён, просят суд на основании п.2 ст. 57, ст. 58, 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязать администрацию МО Щекинский район предоставить их семье из пяти человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в черте г.Щекино, по договору социального найма, по норме предоставления с учетом половой и возрастной дифференциации, но не менее 75 кв.м., без учета этажности и других условий. Истцы обратились в суд с уточненным исковым заявлением, в котором просили обязать администрацию МО Щекинский район либо администрацию МО г.Щекино Щекинского района предоставить семье из пяти человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в черте г.Щекино, по договору социального найма, по норме предоставления с учетом половой и возрастной дифференциации, но не менее 75 кв.м., без учета этажности и других условий. В судебном заседании представитель истцов по доверенности Никитин Д.Б. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО г.Щекино Щекинского района по доверенности Муравьев А.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований поскольку жилой дом <адрес> г.Щекино Тульской области не является собственностью МО г.Щекино Щекинского района, в связи с чем, в соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации именно собственник жилого дома в случае признания жилого помещения непригодным для проживания обязан предоставить другое жилое помещение по договору социального найма. То есть, данная обязанность законом возложена на администрацию МО Щекинский район. Кроме того, пояснил, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещении по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Представитель ответчика администрации МО Щёкинский район по доверенности Петрова А.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив при этом, что общежитие по <адрес> в г.Щекино в соответствии с действующим законодательством признавалось непригодным для проживания, однако, тем же решением комиссии жилое здание признано подлежащим реконструкции, в связи с чем, на данные правоотношения распространяет свое действие ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Т.е., на время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. Также пояснила, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального района не наделена полномочиями по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и не имеет жилищного фонда для реализации данного полномочия. Выслушав стороны, изучив письменные материала дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция Российской Федерации создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища. Решением Щекинского районного суда Тульской области от 06.10.2010 г., вступившим в законную силу, за Анисимовой И.В., И.Е.С. А.Е.П., Илюшиной М.С., И.В.Д. признано право пользования жилым помещением-квартирой <адрес> г.Щекино Тульской области. Согласно поквартирной карточке на комнату <адрес> г.Щекино в данной комнате зарегистрированы наниматель Анисимова (до регистрации брака Илюшина) И.В. с 23.11.1992 г., члены ее семьи: И.М.С. с 23.11.1992 г., И.Е.С. с 18.08.1994 г., А.Е.П. с 17.04.2007 г., И.В.Д. с 29.02.2008 г. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из домовой книги, выданной ООО «ЭКОжилстрой». Согласно постановлению главы администрации г. Щёкино и Щёкинского района № от 24.05.2001 года от АОЗТ «ЩДОК» в собственность муниципального образования г. Щёкино и Щёкинский район принято здание общежития, расположенного по адресу: г. Щёкино, <адрес>. В приложении к данному постановлению, в списке жильцов, состоящих на регистрационном учете в данном доме, под № указана Илюшина И.В. состав семьи 3 человека, место работы АОЗТ «Щекинский ДОК». Судом установлено, что после регистрации брака Илюшиной И.В. присвоена фамилия Анисимова. В силу ст. 7 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользования жилыми помещениями в домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При отсутствии договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда правового значения не имеет, равно как не имеет правового значения и то обстоятельство, что в нарушение п.1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социльно- культурного и коммунально-бытового значения приватизируемых предприятий» после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На основании акта межведомственной комиссии по проверке технического состояния жилого дома <адрес> от 15.10.2001, утвержденного постановлением главы администрации МО г. Щёкино и Щёкинского района № от 25.10.2001 г., указанный дом признан непригодным для постоянного проживания, его эксплуатация возможна только после проведения реконструкции. Судом установлено, что до настоящего времени реконструкция дома не завершена, более того, в настоящее время такая реконструкция не проводится, что не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчиков. Из пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что во исполнение вышеназванного постановления № от 25.10.2001 г., Анисимовой И.В. и членам ее семьи не предоставлялось во временное пользование жилое помещение в маневренном фонде. Доказательств обратного представители ответчиков в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представили. До настоящего времени Анисимовой на семью не предоставлено жильё по договору социального найма, они зарегистрированы в комнате в общежитии, признанном непригодным для проживания. Судом установлено, что истцы и несовершеннолетние Илюшины и Анисимова не имеют на праве собственности какого-либо жилого помещения. Статья 82 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений, допускала возможность предоставления нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения при производстве капитального ремонта жилого дома государственного или общественного жилищного фонда лишь на время проведения капитального ремонта. Жилищные права истцов и членов их семей нарушены, поскольку занимаемая истицей комната в общежитии не пригодна для постоянного проживания, дальнейшая эксплуатация общежития невозможна, в связи с чем, в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации их права должны быть защищены. Исходя из положений статей 57, 58, 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации истцам на семью из пяти человек должно быть предоставлено в г.Щекино благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям г. Щёкино, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства равнозначное по общей площади ранее занимаемому, т.е. площадью не менее 12,2 кв.м. Как указано в абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Суд полагает, что обязанным лицом по указанному требованию является администрация МО г. Щёкино Щёкинского района, которая в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлением главы администрации Щёкинского района от 20.03.2007 года № уполномочена на решение вопросов о предоставлении гражданам свободных муниципальных жилых помещений. Тем же постановлением (с учётом дополнения, внесённого постановлением главы от 11.05.2007 года №) наймодателем определены соответствующие администрации органов местного самоуправления с правом передачи функций наймодателя муниципальному предприятию, обслуживающему жилищный фонд. Применительно к жилищному фонду г. Щёкино, находящемуся на территории МО г.Щекино Щекинского района, такой администрацией является администрация МО г. Щёкино Щекинского района. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Обязать администрацию муниципального образования г.Щекино Щекинский район Тульской области предоставить Анисимовой И.В., И.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Илюшиной М.С., И.В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Щекино площадью не менее 12,2 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решение вынесено 07.10.2011 г. Судья-