РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 октября 2011 года г. Щёкино Тульской области Щёкинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Козловской И. А., при секретаре Ковалёвой Н. В., с участием представителя истца Никитина Д. Б., выступающего по доверенности от 3.09.2011 года, представителя ответчика администрации МО Щёкинский район по доверенности № 1 от 17.01.2011 года Петровой А. А., представителя ответчика администрации МО р. п. Первомайский Щёкинского района по доверенности от 22.09.2011 года № 1937 Сазоновой А. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2284 по исковому заявлению Павловой О.С., Снытниковой А.В. к администрации МО Щекинский район, администрации МО р. п. Первомайский Щёкинского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения, установил: Павлова О. С. и Снытникова А. В. обратились в суд с иском к администрации МО Щекинский район, администрации МО р. п. Первомайский Щёкинского района о предоставлении в общую долевую собственность благоустроенного жилого помещения. В заявлении указали следующее. Они являются собственниками квартиры <адрес> на основании договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы г. Щекино и Щекинского района от 14 сентября 2001 года № 9-931 «Об утверждении адресного списка ветхого и аварийного жилого фонда по г. Щекино и Щекинскому району» <адрес> признан ветхим. Постановлением Гавы администрации МО рабочий посёлок Первомайский Щёкинского района Тульской области от 16.10.2008 года № 92 утверждён акт обследования помещения межведомственной комиссии от 20.08.2008 года № 1 о признании данного жилого дома аварийным и непригодным для проживания. Данным постановлением утверждено заключение межведомственной комиссии от 21.08.2008 года № 1, согласно которому жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания. Просят суд обязать администрацию муниципального образования р. п. Первомайский предоставить им в общую долевую собственность (доля в праве Павловой О.С. 2/3, доля в праве Снытниковой А.В. 1/3) благоустроенное жилое помещение применительно к условиям р. п. Первомайский Щёкинского района, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, то есть общей площадью не менее 50 кв.м., отвечающее установленным требованиям жилищного законодательства, находящееся в черте р. п. Первомайский Щёкинского района. В судебном заседании представитель истца исковые требования Павловой О. С. поддержал, просил их удовлетворить. Представитель ответчика администрации муниципального образования Щекинский район по доверенности Петрова А. А. исковые требования не признала и пояснила следующее. Администрация МО Щекинский район является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку истцы просят предоставить жильё в связи с тем, что дом подлежит сносу. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района № 9-931 жилой дом № 3, расположенный по адресу: МО р.п. Первомайский, 3-й Индустриальный проезд, д. 3, был признан ветхим на основании акта ведомственной комиссии по проверке технического состояния вышеуказанного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. Данный дом на момент признания его ветхим являлся собственностью АООТ «Щекиноазот» и был внесен в список ветхого жилого фонда, как ведомственный. На момент принятия Постановления главы г. Щекино и Щекинского района от 14.09.2001 г. № 9-931 процент износа дома составлял 67%. На основании Постановления главы г. Щекино и Щекинского от 25.12.2001г. № 12-1317 о передаче в собственность муниципального образования «г. Щекино и Щекинский район» домов, находящихся в ведении ОАО «Щекиноазот» и расположенных в пос. Первомайский Щекинского района», данный жилой дом был принят в муниципальную собственность. На основании ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Полномочия органов местного самоуправления района определены в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. В данном перечне полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительств не входят. В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Щекинский район № 3-233 от 20.03.2007 года (с учетом дополнений, внесенного постановлением главы от 11 мая 2007г. № 5-458) наймодателем жилых помещений определены соответствующие органы местного самоуправления, на территории которых находится жилищный фонд, т.е. относительно к рассматриваемым правоотношениям наймодателем определена именно администрация г. Щекино Щекинского района. В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях. Согласно ч. 4 ст. 84 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу настоящей главы. В соответствии с данными нормами действующего законодательства с 2003 года по 2006 год администрация Щекинского района исполняла свои полномочия от лица администрации МО р.п. Первомайский. Администрация города Щекино образована в 2006 году как юридическое лицо, а, следовательно, в соответствии с п.1 ст. 48 ГК РФ отвечает по своим обязательствам, может от его имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Однако, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В настоящее время муниципальным образованием Щекинский район осуществляется строительство дома новостройки. Переселение граждан в данный дом осуществляется в рамках Постановления Администрации Тульской области от 28.03.2008 года № 150 «Об утверждении положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде». При этом Постановление Администрации Тульской области было разработано в рамках Постановления Администрации Тульской области от 24.08.2008г. № 588 «Об утверждении Областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 - 2011 годы». Согласно п. 5 Постановления Администрации Тульской области указано, что право на предоставление жилого помещения в рамках Программы имеют следующие категории граждан: а) состоящие на 01.01.2002 на регистрационном учете по месту жительства и проживающие в жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма, расположенных в доме, подлежащем отселению в рамках программы, и не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности и по договору социального найма; б) сохранившие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право пользования жилым помещением, занимаемым ими по договору социального найма, расположенным в доме, подлежащем отселению в рамках Программы. В настоящее время действует Постановление администрации Щекинского района от 07.08.2008г. № 8-866 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Щекинском районе на 2009 год» с внесенными изменениями от 07.12.2010 года № 12-1289 и от 25.07.2011г. № 7-879». В данном списке жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отсутствует. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в частности: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. На основании, вышеизложенного полномочиями по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу обладает муниципальное образование р.п. Первомайский Щекинского района. Данный вид правоотношений должен регулироваться ст. 32 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с Законом Тульской области от 03.07.2007 N 842-ЗТО «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Щекинский район, между муниципальным образованием Щекинский район и вновь образованными в его границах поселениями», весь жилищный фонд был разграничен и передан в муниципальные образования поселений, расположенных на территории Щекинского района. Таким образом, из смысла указанных норм действующего законодательства, администрация МО Щекинский район не обладает полномочиями по принятию решения о сносе дома, а также полномочиями по предоставлению других благоустроенных жилых помещений. В судебном заседании представитель ответчика администрации МО р. п. Первомайский по доверенности Сазонова А. Ю. исковые требования не признала и пояснила. Постановлением администрации МО Щекинский район от 24.06.2011 № 6-761 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Щекинском районе на 2011-2012 годы». Основная цель программы - обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке на ДД.ММ.ГГГГ аварийными, и являющихся для них единственным местом проживания. Как следует из приложения 1 к данной программе, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Тульская область, <адрес>, входит в перечень аварийных многоквартирных домов. Все жилые помещения, в том числе квартира №, принадлежащая Снытниковой А.В., Павловой О.С. на праве собственности, подлежат расселению. Планируемая дата окончания переселения жителей - февраль 2012 года. Таким образом, предоставление благоустроенного жилого помещения истцам будет осуществляться в рамках достижения основной цели Программы в сроки, предусмотренные для ее реализации. Истцы в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие, исковые требования удовлетворить. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов. Выслушав представителей истца, ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Согласно ч. 1, 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Судом установлено, что <адрес>, общей площадью 50 кв.м., в том числе жилой площадью 29, 8 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности истцам (доля в праве Павловой О. С. 2/3, доля в праве Снытниковой А. В. 1/3) на основании договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения БТИ ПОКХ исполкома Щёкинского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долевого участия участников совместной собственности, удостоверенного нотариусом Щёкинского нотариального округа Тульской области. Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно данному Положению полномочия по признанию частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегирование комиссии полномочий по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, возложены на органы местного самоуправления. Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2). Постановлением Главы г. Щекино и Щекинского района от 14.09.2001 года № 9-931 «Об утверждении адресного списка ветхого и аварийного жилого фонда по г. Щекино и Щекинскому району» адресный список ветхого жилого фонда по г. Щекино и Щекинскому району, где в приложении № к постановлению под номером № значится <адрес>. Постановлением Гавы администрации МО рабочий посёлок Первомайский Щёкинскогно района Тульской области от 16.10.2008 года № 92 утверждён акт обследования помещения межведомственной комиссии от 20.08.2008 года № 1 о признании данного жилого дома аварийным и непригодным для проживания. Данным постановлением утверждено заключение межведомственной комиссии от 21.08.2008 года № 1, согласно которому жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания. Согласно Закону Тульской области «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Щёкинский район, между муниципальным образованием Щёкинский район и вновь образованными в его границах поселениями» № 842-ЗТО от 3.07.2007 года жилой дом <адрес> передан в собственность муниципального образования р. п. Первомайский. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в частности: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. На основании ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Полномочия органов местного самоуправления района определены в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. В данный перечень полномочие по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства не входят. Согласно статье 49.3 ЖК РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 года, если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома. Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставлялось либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация. Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации и факт не изъятия земельного участка, являющийся в силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия. Тот факт, что право истцов на получение другого жилого помещения в связи с непригодностью для проживания дома, в котором расположена принадлежащая им квартира, возникло в период ранее действующего законодательства (ст.49.3 ЖК РСФСР), гарантировавшего право требовать защиты прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, у суда не вызывает сомнения, поскольку как следует из материалов дела собственником вышеуказанной квартиры истцы стали в 1993 году, постановление о признании дома аварийным и отнесении к категории ветхого жилья было принято главой администрации г. Щекино и Щекинского района в 2001 году, то есть в период действия Жилищного кодекса РСФСР. При этом ранее действующее законодательство не связывало право гражданина требовать защиты его прав в виде предоставления другого жилого помещения в связи с непригодностью для проживания в помещении, находящемся у него в собственности, с необходимостью постановки на учет в качестве малоимущего либо нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» по смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Поэтому суд находит требование истцов о предоставлении благоустроенного жилого помещения в собственность подлежащим удовлетворению и полагает правильным обязать администрацию муниципального образования р. п. Первомайский Щекинского района предоставить истцом в общую долевую собственность благоустроенное жилое помещение применительно к условиям р. п. Первомайский Тульской области, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть общей площадью не менее 50 кв.м., отвечающее установленным требованиям. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Павловой О.С., Снытниковой А.В. к администрации МО р. п. Первомайский Щёкинского район о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования р. п. Первомайский Щёкинского района предоставить Павловой О.С. и Снытниковой А.В. в общую долевую собственность (доля в праве Павловой О.С. 2/3, доля в праве Снытниковой А.В. 1/3) благоустроенное жилое помещение применительно к условиям р. п. Первомайский Щёкинского район, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, то есть общей площадью не менее 50 кв.м., отвечающее установленным требованиям жилищного законодательства, находящееся в черте р. п. Первомайский Щёкинского района. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щекинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение принято судом 10.10.2011 года. Судья-