РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 октября 2011года г.Щекино Тульской области Щекинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тереховой Ю.Б., при секретаре Столбовой О.В., с участием представителя истца по доверенности Никитина Д.Б., представителей ответчиков по доверенностям Мещеряковой А.А. и Муравьева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2333 по исковому заявлению Трошкиной Е.В. к администрации МО Щекинский район, администрации МО г.Щекино Щекинского района о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, установил: Трошкина Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО г. Щёкино Щёкинского района, администрации МО Щекинский район о признании права пользовании жилым помещением квартирой <адрес> г.Щекино Тульской области, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, указывая на то, что ей для проживания была предоставлена комната № в общежитии по адресу: г. Щёкино, <адрес>, которой она постоянно пользовалась, обустраивала ее, выполняя все обязанности нанимателя данного помещения, однако, ордера на вселение в данное помещение у нее не имеется, такой ордер не выдавался. В 90-х годах в общежитии начался ремонт, в результате проведения которого проживание в общежитии стало невозможным. В 2001 году на основании акта межведомственной комиссии указанное общежитие было признано непригодным для постоянного проживания. Дальнейшая эксплуатация возможна только после проведения реконструкции. Учитывая, что до настоящего времени капитальный ремонт (реконструкция) указанного общежития не произведён, просит суд на основании п.2 ст. 57, ст. 58, 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязать администрацию МО Щекинский район предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в черте г.Щекино, по договору социального найма, по норме предоставления с учетом половой и возрастной дифференциации, но не менее 15 кв.м., без учета этажности и других условий. Истец обратилась в суд с уточненным исковым заявлением, в котором просила признать за ней право пользования спорным жилым помещением, обязать администрацию МО Щекинский район либо администрацию МО г.Щекино Щекинского района предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в черте г.Щекино, по договору социального найма, по норме предоставления не менее 75 кв.м., без учета этажности и других условий. В судебном заседании представитель истцов по доверенности Никитин Д.Б. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО г.Щекино Щекинского района по доверенности Муравьев А.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований поскольку жилой дом <адрес> г.Щекино Тульской области не является собственностью МО г.Щекино Щекинского района, в связи с чем, в соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации именно собственник жилого дома в случае признания жилого помещения непригодным для проживания обязан предоставить другое жилое помещение по договору социального найма. То есть, данная обязанность законом возложена на администрацию МО Щекинский район. Кроме того, пояснил, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещении по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Представитель ответчика администрации МО Щёкинский район по доверенности Мещерякова А.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив при этом, что общежитие по <адрес> в г.Щекино в соответствии с действующим законодательством признавалось непригодным для проживания, однако, тем же решением комиссии жилое здание признано подлежащим реконструкции, в связи с чем, на данные правоотношения распространяет свое действие ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Т.е., на время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. Также пояснила, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального района не наделена полномочиями по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и не имеет жилищного фонда для реализации данного полномочия. Выслушав стороны, изучив письменные материала дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция Российской Федерации создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища. Согласно выписке из домовой книги, выданной ООО «ЭКОжилстрой» 12.09.2011 г., в квартире <адрес> г.Щекино Тульской области зарегистрирована Трошкина Е.В. с 28.11.1995 г. по настоящее время. Поквартирная карточка на квартиру <адрес> г.Щекино содержит аналогичные сведения. Согласно ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Согласно выписке из финансово- лицевого счета задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире <адрес> г.Щекино не имеется, начисления не производятся. Истец Трошкиной Е.В. была фактически вселена в спорную квартиру в 1995 г., была зарегистрирована по месту жительства и проживали в жилом помещении, то есть использовала жилые помещения по назначению – для проживания, оплачивала жилье и коммунальные услуги. В течение всего периода времени с момента заселения истец использовала спорное жилое помещение квартиры по назначению –для своего проживания. Суд не располагает доказательствами того, что истец был вселен в жилое помещение самовольно, а равно того, что она заняла его самоуправно. Отсутствие самоуправства в действиях истца при вселении в спорную квартиру подтверждается, по мнению суда, тем обстоятельством, что администрация МО г.Щекино Щекинского района не предъявила к истцу требований о выселении из квартиры как самовольно занятой. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец вселена в спорную квартиру на законном основании и в соответствии с актами законодательства, действовавшими в период ее вселения (Жилищный кодекс РСФСР), то есть занимает квартиру по договору найма. Таким образом, она приобрела право пользования указанными жилым помещением, которое никем не оспаривалось и не оспаривается. Согласно постановлению главы администрации г. Щёкино и Щёкинского района № от 24.05.2001 года от АОЗТ «ЩДОК» в собственность муниципального образования г. Щёкино и Щёкинский район принято здание общежития, расположенного по адресу: г. Щёкино, <адрес>. В приложении к данному постановлению, в списке жильцов, состоящих на регистрационном учете в данном доме, указан Трошкин А.Н. состав семьи 3 человека, место работы Щекинское РУВД. В силу ст. 7 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользования жилыми помещениями в домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При отсутствии договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда правового значения не имеет, равно как не имеет правового значения и то обстоятельство, что в нарушение п.1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социльно- культурного и коммунально-бытового значения приватизируемых предприятий» после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На основании акта межведомственной комиссии по проверке технического состояния жилого дома <адрес> от 15.10.2001, утвержденного постановлением главы администрации МО г. Щёкино и Щёкинского района № № от 25.10.2001 г., указанный дом признан непригодным для постоянного проживания, его эксплуатация возможна только после проведения реконструкции. Судом установлено, что до настоящего времени реконструкция дома не завершена, более того, в настоящее время такая реконструкция не проводится, что не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчиков. Из пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что во исполнение вышеназванного постановления № от 25.10.2001 г., Трошкиной Е.В. не предоставлялось во временное пользование жилое помещение в маневренном фонде. Доказательств обратного представители ответчиков в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представили. До настоящего времени Трошкиной Е.В. не предоставлено жильё по договору социального найма, она зарегистрирована в комнате в общежитии, признанном непригодным для проживания. Судом установлено, что истец не имеет на праве собственности какого-либо жилого помещения. Статья 82 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений, допускала возможность предоставления нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения при производстве капитального ремонта жилого дома государственного или общественного жилищного фонда лишь на время проведения капитального ремонта. Жилищные права истца нарушены, поскольку занимаемая истицей комната в общежитии не пригодна для постоянного проживания, дальнейшая эксплуатация общежития невозможна, в связи с чем, в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации ее права должны быть защищены. Исходя из положений статей 57, 58, 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации истцу должно быть предоставлено в г.Щекино благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям г. Щёкино, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства равнозначное по общей площади ранее занимаемому, т.е. площадью не менее 12,0 кв.м. Как указано в абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Суд полагает, что обязанным лицом по указанному требованию является администрация МО г. Щёкино Щёкинского района, которая в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлением главы администрации Щёкинского района от 20.03.2007 года № 3-233 уполномочена на решение вопросов о предоставлении гражданам свободных муниципальных жилых помещений. Тем же постановлением (с учётом дополнения, внесённого постановлением главы от 11.05.2007 года № 5-548) наймодателем определены соответствующие администрации органов местного самоуправления с правом передачи функций наймодателя муниципальному предприятию, обслуживающему жилищный фонд. Применительно к жилищному фонду г. Щёкино, находящемуся на территории МО г.Щекино Щекинского района, такой администрацией является администрация МО г. Щёкино Щекинского района. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Обязать администрацию муниципального образования г.Щекино Щекинского района предоставить Трошкиной Е.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Щекино площадью не менее 12,0 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решение вынесено 18.10.2011 г. Председательствующий-