решение об обязании предоставления мер социальной поддержки



                                  РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    18 ноября 2011 г.                                                     г.Щёкино Тульской области

    Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

        председательствующего Голиковой О.В.,

        при секретаре Редюхиной Н.О.,

        с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» - Чуриковой Е.Е., выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело (2011) по иску Журавского С.А. к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» об обязании предоставления мер социальной поддержки,

        установил:

        Журавский С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» об обязании предоставления мер социальной поддержки, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он имеет право на предоставлении пенсии на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда», имеет право на ежемесячную денежную выплату и ежемесячную выплату по жилищно-коммунальным услугам. Такие меры социальной поддержки ему не предоставляются. При обращении в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с заявлением о получении ЕДВ и ежемесячной денежной выплаты по ЖКУ им был получен отказ. Ссылаясь на то, что в связи с тем, что он является ветераном труда, имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном ст. ст. 22 и 23 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», просила обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить ему ежемесячную денежную выплату и ежемесячную денежную выплату по жилищно-коммунальным услугам.

        В судебное заседание истец Журавский С.А. не явился. О дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Письменно просил дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

        Представитель ответчика Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности Ч.Е.Е. исковые требования Журавского С.А. не признала, пояснила, что истец в настоящее время пенсионером не является, проходит службу в органах внутренних дел. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчина, достигшие возраста 60 лет, снижение возраста выхода на пенсию по старости мужчинам до 57 лет возможно в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а истец до настоящего времени не достиг указанного возраста, то право на меры социальной поддержки, указанные в статьях 3, 7 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», он не имеет. Следовательно, его требования незаконны и удовлетворению не подлежат.

        В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года), определялось, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 данной статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п.4 ст. 22 указанного закона). Согласно статьи 23 данного закона ветераны военной службы и ветераны государственной службы по достижению возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. Таким образом, в ранее действовавшем законодательстве льготы предоставлялись только при достижении общеустановленного пенсионного возраста, мужчинами– 60 лет.

        С 01.01.2005 года, после вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

        К гражданам, приравненным по состоянию на 31.12.2004 года к ветеранам труда, относятся ветераны военной службы и ветераны государственной службы, достигшие на указанную дату возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

        С 01.01.2005 г., после вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, возникла трансформация права: право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты; правоотношения по предоставлению льгот согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 08.08.2001 г. № 124-ФЗ) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. При этом круг лиц-участников правоотношений и объем правоотношений остались прежними.

        Таким образом, право на ежемесячную денежную выплату истец может приобрести при достижении им все того же общего пенсионного возраста 60 лет (57 лет при условии длительности проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом).

        Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Журавского С.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Согласно п. «ж» ч.1,2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

        На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

        В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

        Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

        Отсюда следует, что федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

        При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

        В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

        Требуя удовлетворения иска о предоставлении ему мер социальной поддержки, истец ссылается на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на предоставлении пенсии за выслугу лет, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное ДД.ММ.ГГГГ, поэтому как ветеран труда имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Тульской области, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в чем ему было неправомерно отказано.

        Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копией удостоверения «Ветеран труда» серии В , справкой ОМВД Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа.

        Как следует из материалов дела, Журавский С.А. ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратилась в Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с письменным заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Однако в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, Журавскому С.А. было письменно отказано.

        Данные обстоятельства не отрицались в ходе рассмотрения дела представителем Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» Ч.Е.Е.

        Данный отказ является неправомерным исходя из следующего.

        Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлены статьёй <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО).

        Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

    ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <адрес>;

    ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

    Таким образом, согласно данной норме <адрес> право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с каким-либо видом пенсии или наличием какого-либо определенного возраста.

    Судом установлено, что истец Журавский С.А. имеет право на предоставлении ему пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие.

    По смыслу пенсионного законодательства Российской Федерации к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством.

    К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

    Военнослужащим пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    Согласно ст. 13 указанного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет; такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

    В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, денежная выплата по оплате жилого помещения, коммунальный услуг и топлива назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

        Поскольку с заявлением такого характера истец обратился в органы соцзащиты ДД.ММ.ГГГГ, статус «Ветеран труда» им приобретен ДД.ММ.ГГГГ, следуя вышеуказанной правовой норме, он вправе требовать возложения на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» обязанности по назначению ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Тульской области, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с ДД.ММ.ГГГГ.

        Не вызывает у суда сомнения состоятельность заявленных истцом требований и в части наличия у него права на получения такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.

        В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Действие настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

        Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

        В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

        При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

        Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

        Поскольку истцом доказан факт наличия у него как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению.

     На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Журавского С.А. в полном объеме.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

        решил:

        обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Журавскому С.А. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 19 октября 2011 года.

        Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» предоставить Журавскому С.А. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 1 ноября 2011 года.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

        Решение в окончательной форме принято судом 21 ноября 2011 года.

        Судья –