решение ЕДВ- Рыбакова



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 г. г.Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюриной О.А.,

при секретаре Саливон О.А.,

с участием истца Рыбаковой В.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» - Минеевой Т.В., выступающей по доверенности № 3 от 11.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-3025 (2011) по иску Рыбаковой Веры Владимировны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» об обязании предоставления мер социальной поддержки,

установил:

Рыбакова В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» об обязании предоставления мер социальной поддержки, указывая на то, что с 30.12.2003 года является пенсионером УИН Минюста России, имеет удостоверение «Ветеран труда» и на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на ежемесячную денежную выплату и ежемесячную выплату по жилищно-коммунальным услугам. Такие меры социальной поддержки ей не предоставляются. При обращении в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с заявлением о получении ЕДВ и ежемесячной денежной выплаты по ЖКУ ею был получен отказ. Ссылаясь на то, что в связи с тем, что она является ветераном труда, имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном ст. ст. 22 и 23 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», просила обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить ей ежемесячную денежную выплату и ежемесячную денежную выплату по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01.10.2011 года.

В судебном заседании истец Рыбакова В.В. заявленные требования уточнила, просила обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить ей ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 12.09.2011 года, обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» предоставить ей как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 01.06.2011 года.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности Минеева Т.В. исковые требования Рыбаковой В.В. не признала, пояснила, что поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, снижение возраста выхода на пенсию по старости женщинам до 52 лет возможно в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а истица до настоящего времени не достигла указанного возраста, то право на меры социальной поддержки, указанные в статьях 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», она не имеет. Следовательно, её требования незаконны и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года), определялось, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 данной статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п.4 ст. 22 указанного закона). Согласно статьи 23 данного закона ветераны военной службы и ветераны государственной службы по достижению возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. Таким образом, в ранее действовавшем законодательстве льготы предоставлялись только при достижении общеустановленного пенсионного возраста, мужчинами – 60 лет.

С 01.01.2005 года, после вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К гражданам, приравненным по состоянию на 31.12.2004 года к ветеранам труда, относятся ветераны военной службы и ветераны государственной службы, достигшие на указанную дату возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

С 01.01.2005 г., после вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, возникла трансформация права: право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты; правоотношения по предоставлению льгот согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 08.08.2001 г. № 124-ФЗ) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. При этом круг лиц-участников правоотношений и объем правоотношений остались прежними.

Таким образом, право на ежемесячную денежную выплату истица может приобрести при достижении ей все того же общего пенсионного возраста 55 лет (52 года при условии длительности проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом).

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Рыбаковой В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч.1,2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Отсюда следует, что федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Требуя удовлетворения иска о предоставлении ей мер социальной поддержки, истица ссылается на то, что она с 30 декабря 2003 года является пенсионером за выслугу лет УИН Министерства юстиции Российской Федерации, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное 10 ноября 2004 года, поэтому как ветеран труда имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Тульской области, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в чем ему было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных истицей требований, суд установил, что изложенные ей обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями её пенсионного удостоверения , удостоверения «Ветеран труда» серии В , справкой за № 01-2-10/ от 12.12.2011 года, выданной Управлением пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Щекино и Щекинском районе, согласно которой Рыбакова В.В. является получателем ЕДВ по категории «096»-проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.01.2005 года по настоящее время.

Как следует из материалов дела, Рыбакова В.В. 12.09.2011 года в установленном порядке обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с письменным заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Однако в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, Рыбаковой В.В. было письменно отказано.

Данные обстоятельства не отрицались в ходе рассмотрения дела представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» Минеевой Т.В.

Данный отказ является неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, установлены статьёй 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Законов Тульской области от 31.10.2006 г. № 745-ЗТО, от 26.11.2008 г. № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 г. № 1352-ЗТО).

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области;

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с каким-либо видом пенсии или наличием какого-либо определенного возраста.

Судом установлено, что истица Рыбакова В.В. является пенсионером за выслугу лет УИН Российской Федерации с 30.12.2003 года.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие.

По смыслу пенсионного законодательства Российской Федерации к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством.

К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Военнослужащим пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 13 указанного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет; такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет, получаемая Рыбаковой В.В., в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в Российской Федерации, следовательно, истица достигла возраста, дающего ей право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, значит, она относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, денежная выплата по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

Поскольку с заявлением такого характера истица обратилась в органы соцзащиты 12.09.2011 года, статус «Ветеран труда» ей приобретен 10.11.2004 года, следуя вышеуказанной правовой норме, она вправе требовать возложения на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» обязанности по назначению ей ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Тульской области, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с 01.06.2011 года.

Не вызывает у суда сомнения состоятельность заявленных истицей требований и в части наличия у неё права на получения такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку истицей доказан факт наличия у неё как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения 12.09.2011 года, её требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 12.09.2011 года подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Рыбаковой В.В. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Рыбаковой В.В. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 12.09.2011 года.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» предоставить Рыбаковой В.В. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 01.06.2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 16 декабря 2011 года.

Судья –