РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 декабря 2011 года г. Щёкино Тульской области Щёкинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Чекулаевой Е.Н., при секретаре Гончаровой Е.Н., с участием истца Зотова Н.П., представителей ответчика Капустниковой Е.Н., Будылкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2652 по иску Зотова Н.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Щёкино и Щёкинском районе Тульской области о возложении обязанности по перерасчету пенсии, установил: Зотов Н.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Щёкино и Щёкинском районе Тульской области о возложении обязанности по перерасчету пенсии. Исковые требования уточнил исковым заявлением от 08.12.2011 года. В обоснование своих требований указал, что при перерасчете ему пенсии за работу в районах Крайнего Севера с 01.04.2003 г. пенсионный орган установил ему отношение заработков (ЗР/ЗП) равным 1,7, применив п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где указано, что «не свыше 1,7 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8», а надо было применить строку «не свыше 1,9 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1,8 и выше». Из предоставленных им, истцом, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щёкино и Щёкинском районе Тульской области справок о заработках на производственных предприятиях за 1984-1989 гг. усматривается, что применялись районные коэффициенты от 1,7 до 2,0. Согласно абзаца 6 п.3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к предоставленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях». Его, Зотова Н.П., последнее место работы в районах Крайнего Севера производственное геологическое объединение «Заполярнефтегазгеология», к заработной плате на этом предприятии применялись районные коэффициенты 2,0 и 1,8. Пенсионный орган, имея в материалах его пенсионного дела все необходимые сведения о периодах трудовой деятельности, в том числе и в районах Крайнего Севера, должен был применить повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП) с августа 2002 года. По состоянию на 01.01.2002 года он, Зотов Н.П., имел 40 лет и 8 месяцев трудового (страхового) стажа, в том числе 18 лет и 8 месяцев работы во вредных условиях труда и 10 лет работы в районах Крайнего Севера. Пенсионный орган в соответствии с п.1 ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» его, истца, период работы в районах Крайнего Севера, равный 10 годам, суммировало с периодом работы во вредных условиях труда, составляющим 18 лет и 8 месяцев, сделав при этом стаж работы в районах Крайнего Севера равным 28 годам и 8 месяцам. Такое сложение периодов его трудовой деятельности ему, Зотову Н.П., не нужно. Достаточным было к 10 годам работы в районах Крайнего Севера прибавить 5 лет работы во вредных условиях труда и получить 15 работы в районах Крайнего Севера, тогда его стажевый коэффициент (СК) составит: 0,55 (за 15 лет работы в районах Крайнего Севера) + 0,25 (за 25 лет) = 0,80. Законом предусмотрена возможность учета СК по величине не более 0,75. А остальные 13 лет и 8 месяцев работы с вредными условиями труда дают ему, истцу, право на снижение страхового стажа согласно п.2 ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 5 лет. Это согласуется с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2005 г. № 25. На основании изложенного истец просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет его пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), равного 1,8, и с учетом стажевого коэффициента (СК), равного 0,75, с 1 августа 2002 года. Определением суда от 23 декабря 2011 года прекращено производство по делу в части исковых требований Зотова Н.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Щёкино и Щёкинском районе Тульской области о возложении на ответчика обязанности по производству перерасчета пенсии с учетом стажевого коэффициента (СК), равного 0,75, с 1 августа 2002 года. В судебном заседании истец исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет его пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), равного 1,8, с 1 августа 2002 года, поддержал. Пояснил, что подробное обоснование иска содержится в исковом заявлении. Кроме этого указал, что из представленной им в пенсионный орган расшифровки к справке о зарплате (за период с ноября 1987 г. по сентябрь 1989 года) на пенсию, выданной бухгалтерией Заполярного производственного геологического объединения по разведке нефти и газа, расположенного в пос. Тазовский Тюменской области, при сопоставлении сумм указанных в колонке «оклад» и в колонке «т.к.» (по его, истца, мнению, это означает «территориальный коэффициент») следует, что в декабре 1987 г. к его заработной плате главного энергетика применялся коэффициент 1,8, в период с января по декабрь 1988 г. – 2,0, в период с января по сентябрь 1989 г. – 1,8. Районный коэффициент начислялся на оклад не свыше 300 руб. в месяц. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 года № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств» районный коэффициент установлен в размере 1,7 на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области. В отношении него, Зотова Н.П., районный коэффициент, равный 1,7, не применим, поскольку он работал в ПГО «Заполярнефтегазгеология», расположенном в пос. Тазовский севернее Полярного круга. Полагает, что его исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению. Представитель ответчика по доверенности Капустникова Е.Н. в судебном заседании исковые требования Зотова Н.П. не признала. Представила письменные возражения относительно исковых требований. Представитель ответчика по доверенности Будылкина Е.А. в судебном заседании высказала позицию, аналогичную той, что изложила Капустникова Е.Н. Будылкина Е.А. также просила в иске Зотову Н.П. отказать. Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Зотов Н.П. с 02.01.1993 г. являлся получателем пенсии за работу в особых условиях труда, в соответствии с утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Данная пенсия ему была установлена в соответствии с нормами Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». 31 марта 2003 года Зотов Н.П. обратился в пенсионный орган с заявлением о переходе на пенсию за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и перерасчете пенсии в соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) при использовании вновь представленных им сведений о заработке за период работы в указанных местностях. Это отношение пенсионным органом было установлено равным 1,7. Истец Зотов Н.П. настаивает на том, что такое отношение должно быть равным 1,8. Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствуется следующим. В соответствии с абзацем первым подпункта 6 пункта 1 статьи 28, пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется в отношении мужчин по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж 25 лет, независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поскольку стаж истца Зотова Н.П., как это следует из материалов его пенсионного дела, в районах Крайнего Севера в результате суммирования (что возможно в соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516) 10 лет его работы в таких районах и работы по Списку №1 составил более 15 лет, к нему можно применить вышеуказанные нормы закона. Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяемому с учетом абзаца первого подпункта 6 пункта 1 статьи 28 этого Федерального закона, для лиц, имеющих стаж работы 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Тем же пунктом статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Исходя из системного анализа положений ст. 28 и ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, с учетом п.2 Разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. № 3 («О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей»), следует, что при отнесении той или иной местности к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. Таким перечнем является Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 03 января 1983 года № 12). В этот Перечень как район Крайнего Севера входит Ямало-Ненецкий автономный округ, где расположен пос. Тазовский, трудовую деятельность в котором осуществлял истец. Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. Судом установлено (и это отражено в трудовой книжке истца), что последним местом работы в районах Крайнего Севера Зотова Н.П. являлось производственное геологическое объединение «Заполярнефтегазгеология», которое располагалось в пос. Тазовский Тюменской области). В материалы своего пенсионного дела истец Зотов Н.П. представил справку о заработке за период с декабря 1987 г. по сентябрь 1989 года, выданную Заполярным производственным геологическим объединением по разведке нефти и газа (п. Тазовский Тюменской области). Данная справка сведений о размере районного коэффициента, применяемого к заработной плате за указанный период, не содержит. В качестве доказательства применения к его заработной плате в течение вышеуказанного периода его трудовой деятельности районных коэффициентов 1,8 и 2,0 Зотовым Н.П. представлена «расшифровка к справке о зарплате на пенсию», выданная Заполярным производственным геологическим объединением по разведке нефти и газа, расположенным в пос. Тазовский Тюменской области. Сведения, содержащиеся в данной расшифровке, подтверждены архивной справкой от 12.12.2011 г. № З-17, выданной по запросу суда архивным отделом администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Причем в архивной справке вместо графы «т.к.», имеющейся в расшифровке, есть графа «в т.ч. район.коэффициент», где указаны такие же сведения о зарплате истца, как и в указанной графе расшифровки. Эти сведения представлены в виде суммы заработной платы, а не в виде коэффициента (1,8 или 2,0, или какого-либо другого). Использование способа арифметических подсчетов, предложенных истцом Зотовым Н.П. (сопоставление сумм указанных в колонке «оклад» и в колонке «т.к.» расшифровки, при условии, что районный коэффициент начислялся на оклад не свыше 300 руб. в месяц), приводит к выводам о том, что в декабре 1987 г. к заработной плате истца применялся приблизительно коэффициент 1,8, в период с января по декабрь 1988 г. – приблизительно 2,0, в период с января по сентябрь 1989 г. – приблизительно 1,8. Однако для положительного разрешения вопроса о возможности применения повышенного (1,8) отношения заработков для перерасчета пенсии истца такого объяснения недостаточно. Согласно вышеприведенной норме п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Разъясняя данную норму закона, Верховный Суд Российской Федерации в подпункте г пункта 13 постановления от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указывает, что при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП – не свыше 1,4; 1,7; 1,9) – с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Ссылки на нормативный документ соответствующего уровня (принятый органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), который устанавливал бы районный коэффициент 1,8 и 2,0 в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на интересующий период трудовой деятельности истца (1987-1989 г.), Зотов Н.П., в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представляет. При этом истец упорно натаивал на том, что указание на такой документ и его применение для перерасчета ему пенсии является обязанностью пенсионного органа. По мнению пенсионного органа - ответчика, в период с 1964 по 1990 годы на территории Тазовского района районный коэффициент составлял 1,5. Данное мнение основано на нормах действующего пенсионного законодательства, а потому принимается судом как обоснованное. Приходя к такому выводу, суд руководствуется вышеприведенной нормой п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Вышеуказанный районный коэффициент к заработной плате определяется в соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 № 380/П-18 « Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», согласно которому, районный коэффициент к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, в районах Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области, расположенных в районах Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области, расположенных к северу от Полярного круга, составляет 1,5. В пользу того довода, что на территории Ямало-Ненецкого автономного округа одновременно в период работы истца действовало несколько районных коэффициентов, говорит нижеследующее. В соответствии с постановлением от 29.12.1964 г. №611/35 Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата Всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области, применялся районный коэффициент, равный 1,7. Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 4 июня 1968 г. № 165/15 районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга, был утвержден равным 1,80. Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 8 апреля 1967 года № 174/10 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской области» утвержден районный коэффициент к заработной плате указанных рабочих и служащих – 1,50. Своим Письмом от 18 ноября 1998 года №№ 3540-14, 06-28/9901 Минтруд Российской Федерации и Пенсионный Фонд Российской Федерации указали пенсионным органам на необходимость применения в качестве районного коэффициента, действующего в Ямало-Ненецком автономном округе, коэффициент 1,50. Таким образом, действия пенсионного органа по перерасчету пенсии Зотова Н.П. с учетом районного коэффициента 1,5, и, как следствие, с повышенным отношением заработков (ЗР/ЗП), равным 1,7, являются законными. Мнение истца о том, что для перерасчета его пенсии с 01.08.2002 г. возможно было применить повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), равное 1,8, не основано на нормах действующего законодательства. А потому исковые требования Зотова Н.П. удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: исковые требования Зотова Н.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Щёкино и Щёкинском районе Тульской области о возложении обязанности по перерасчету пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), равного 1,8, с 01.08.2002 г., оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд в течение десяти дней со дня принятии решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 25 декабря 2011 года. Судья: