о незаконной продаже общего имущества многоквартирного дома, взыскании компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 г. п. Теплое Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.В.,

при секретаре Корякиной Т.А.,

с участием истца Мамедова Ф.Д.О.,

представителя ответчика администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области по доверенности Головкиной Е.В.,

третьего лица Карпук Т.В.,

третьего лица Романовой А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда гражданское дело № 2-2734/2011 по иску Мамедова Ф.Д. к администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области о незаконной продаже общего имущества многоквартирного дома, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Мамедов Ф.Д.О. обратился в суд с иском к администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области о незаконной продаже общего имущества многоквартирного дома, взыскании компенсации морального вреда.

Иск мотивировал тем, что администрацией МО Тепло-Огаревский район Тульской области в местной газете были опубликованы объявления о предоставлении в собственность земельных участок, принадлежащих по техническому паспорту к придомовой территории дома <адрес>, что по его мнению, является нарушением ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поскольку он является лицом, на которого распространяются права нанимателя жилого помещения, а в результате совершения данных сделок он не сможет пользоваться земельным участком, являющимся придомовой территорией многоквартирного жилого дома, что является незаконным и принятым в нарушение ст.ст. 61,62 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец Мамедов Ф.Д.О., поддержал заявленные исковые требования, при этом суду пояснил, что его отец является нанимателем квартиры расположенной в многоквартирном доме <адрес>, соответственно он, как лицо, зарегистрированное по указанному адресу, имеет такие же права и обязанности как и наниматель квартиры. Еще до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок придомовой территории около данного многоквартирного жилого дома был сформирован, что можно установить из инвентарного дела на объект недвижимого имущества. Из схемы земельного участка в инвентарном деле на жилой дом можно определить границы сформированного земельного участка придомовой территории.

Следовательно, земельный участок, сформированный под данным многоквартирным жилым домом, должен и так принадлежать на праве общей долевой собственности собственникам квартир. Поскольку он пользуется всеми правами нанимателя жилого помещения в многоквартирном жилом доме, соответственно и имеет права пользоваться земельным участком придомовой территории. Администрация МО Тепло-Огаревский район Тульской области не имела права предоставлять в собственность земельные участки, которые бесплатно в соответствии с законом уже являются собственностью граждан. Исходя из этого, просил признать разрешение выданное администрацией незаконным, взыскать моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель ответчика администрация МО Тепло-Огаревский район Тульской области Головкина Е.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация МО Тепло-Огаревский район Тульской области считает исковые требования не законными и не обоснованными. Указание на плане границ земельного участка, находящегося в инвентарном плане многоквартирного жилого дома, не может считаться сформированным земельным участком придомовой территории. До введение нового Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок сформирован не был. Письмом Минэкономразвития был определен порядок передачи земельного участка в собственность собственникам квартир в жило доме. В настоящее время имеется решение общего собрания о формировании земельного участка придомовой территории по данному многоквартирному дому. Исходя из технической возможности были установлены границы земельного участка придомовой территории в 1 метре по периметру дома. Следовательно, заявленные земельные участки к выделу в собственность, находящиеся в 5 метрах от дома, не могут быть территорией придомовой и относятся к категории земель населенного пункта. При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Третьи лица Карпук Т.В., Романова А.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Мамедова Ф.Д.О.

Третье лицо Поселенова Н.И. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Обратилась в суд с письменным заявлением, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в силу статьи 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Между тем из материалов дела не содержится доказательств того, что у собственников квартир дома № 1 в п. Ивановские Дворики Тепло-Огаревского района Тульской области возникло право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под названным домом. В материалах дела имеются данные о формировании земельного участка, что подтверждается протоколом общего собрания собственников от 29.11.2011 г., заявлением в администрацию о разрешении межевания земельного участка, разрешением администрации МО Тепло-Огаревский район на межевание земельного участка, договором № 559 от 30.11.2011 г. на выполнение землеустроительных работ и составления межевого плана и постановление администрации МО Тепло-Огаревский район от 13.12.2011 г. № 582 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории» (л.д. 45-55).

Следовательно, проведение государственного кадастрового учета в отношении земельного участка общего пользования в настоящее время не осуществлено.

Довод истца о том, что право общей долевой собственности на земельный участок у собственников квартир под многоквартирным домом № 1 в п. Ивановские Дворики Тепло-Огаревского района Тульской области возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации на основании данных о земельном участке в инвентарном деле на объект недвижимости, не может быть принят судом в качестве доказательства надлежаще сформированного земельного участка с определенными границами на основании вышеизложенного.

В соответствии со ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать жилое помещение в поднаем; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.

Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Как следует из дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области в лице главы С. и Мамедовым Д.М.О. был заключен договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Согласно выписки из домовой книги по адресу: <адрес> зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время Мамедов Д.М.О., с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время Мамедов Ф.Д.О., с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время Мамедов Э.Д.О.

В договоре социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. не данных о том, что Мамедов Ф.Д.О. является членом семьи Мамедова Д.М.О.

Доказательств того, что истец является сыном Мамедова Д.М.О., суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного суд не может согласиться с доводом истца о том, что любое лицо может обратиться в суд по вопросу общего имущества многоквартирного дома в виде земельного участка. В соответствии с вышеуказанными нормами жилищного законодательства по владению, пользованию и распоряжению, а также формированию земельного участка, могут обращаться исключительно собственники квартир, а не иные лица. Указаний того, что любое лицо может быть стороной данных правоотношений, в том числе и наниматель жилых помещений в законе не имеется.

Данное обстоятельство носит существенный характер, поскольку от выяснения указанных обстоятельств зависит возможность восстановления нарушенных конституционных прав гражданина или отказа в этом.

Поскольку истец не является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес>, при таких обстоятельствах конституционные права истца заявленными требованиями ущемлены и нарушены быть не могут.

Исходя из вышеизложенного, заявленное требование о признании разрешения выданного администрацией МО Тепло-Огаревский район Тульской области на размежевание и продажу земельных участков отчуждаемых из общей придомовой территории не подлежат удовлетворению.

Поскольку требование о компенсации морального вреда является производным от первоначального требования, соответственно оно также не подлежит удовлетворению.

Кроме этого судом установлено, что в настоящее время проводятся работы по формированию придомовой территории.

Постановлением администрации МО Тепло-Огаревский район от 13.12.2011 г. № 582 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 183 кв.м. Согласно данной схеме границы земельного участка определены в 1 метре по периметру от многоквартирного жилого дома.

Исходя из этого, разрешения выданные на межевание земельных участков Романовой А.И., Карпук Т.В. не затрагивают территорию придомовой территории. Следовательно, земельные участки могут в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации быть предоставлены за плату и для целей ведения огородничества.

Истцом Мамедовым Ф.Д.О. исковые требования относительно отказа в предоставлении ему земельного участка около многоквартирного жилого дома <адрес> для личного подсобного хозяйства, суду не заявлялись.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Мамедова Ф.Д. к администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области о незаконной продаже общего имущества многоквартирного дома, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щекинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательном варианте подготовлено 21 декабря 2011 года.

Председательствующий: