о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории п. Шахтерский (Шахты-17) - прокурор к администрации МО Костомаровское



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2012 года г. Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Алексеевой Т.В.

при секретаре Зеленковой Н.Н.

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора г. Щекино Веселковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-185/2012 по иску прокурора г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Костомаровское Щекинского района Тульской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории п. Шахтерский (Шахты-17) Щекинского района Тульской области,

установил:

прокурор г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Костомаровское Щекинского района Тульской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории п. Шахтерский (Шахты-17) Щекинского района Тульской области, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории п. Шахтерский (Шатхы-17) Щекинского района. Свои требования мотивировал тем, что по результатам проверки обращения гражданина ГНА установлено, что на территории п. Шахты-17 в районе дома № 26 по ул. Центральной имеет место несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов в данном населенном пункте не организован: не выделены специальные площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, мусор с территории данного населенного пункта не вывозится. То есть, в нарушение действующего законодательства администрацией МО Костомаровское на территории п. Шахты-17 Щекинского района не организована деятельность в области обращения с отходами по их сбору, транспортировке, размещению на территории указанного населенного пункта. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностными лицами администрации МО Костомаровское Щекинского района нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора г. Щекино Веселкова Т.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации МО Костомаровское Щекинского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном заявлении ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования признал.

Выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одними из основных принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, являются, в частности, соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пункт 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно пунктам 2.1.3, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года № 4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием, и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре выше +5 градусов) не более одних уток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Металлические сборники отходов в летный период необходимо промывать, деревянные – дезинфицировать.

Из обращения от 08.11.2011г. ГНА, проживающего в п. Шахтерский (Шахты-17) Щекинского района, в прокуратуру г. Щекино следует, что мусор в районе домов № 7 по ул. Центральной и № 4 по ул. Клубной указанного населенного пункта не вывозится, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов не оборудованы, в результате чего накапливается большое количество бытовых отходов, которые местные жители вынуждены периодически сжигать (л.д. 6).

Из сообщения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Щекинском, Плавском и Тепло-Огаревском районах от 24.11.2011 года усматривается, что на момент обследования 22.11.2011 года совместно с прокуратурой г. Щекино территории п. Шахты-17 на предмет вывоза мусора установлено, что в данном населенном пункте система сбора, временного хранения и вывоза твердых бытовых отходов не соответствует требованиям санитарных норм, в результате чего в районе дома № 26 по ул. Центральной образована стихийная свалка твердых бытовых отходов. На территории данного населенного пункта не выделены специальные площадки для установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора (л.д. 10).

Из письменного объяснения от 30.11.2011г. главы МО Костомаровское Щекинского района САА следует, что на территории п. Шахты-17 Щекинского района имеет место несанкционированное скопление твердых бытовых отходов, сбор и вывоз мусора в данном населенном пункте не организован (л.д. 8, 9).

Таким образом, вышеизложенные доказательства подтверждают тот факт, что на территории п. Шахтерский (Шахты-17) Щекинского района Тульской области органом местного самоуправления не организованы сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, чем нарушается право жителей данного населенного пункта на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, для защиты нарушенного права жителей п. Шахтерский (Шахты-17) Щекинского района, т.е. неопределенного круга лиц, на виновное лицо подлежит возложению обязанность по выполнению действий, влекущих прекращение нарушения этого права.

Поэтому, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку администрацией МО Костомаровское Щекинского района Тульской области в нарушение закона не исполнена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории п. Шахтерский (Шахты-17) Щекинского района Тульской области, исковые требования прокурора г. Щекино об обязании администрации МО Костомаровское Щекинского района Тульской области организовать на территории п. Шахтерский (Шахты-17) Щекинского района Тульской области сбор и вывоз твердых бытовых отходов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Щекино удовлетворить.

Обязать администрацию МО Костомаровское Щекинского района Тульской области организовать на территории п. Шахтерский (Шахты-17) Щекинского района Тульской области сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200