о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории МО Крапивенское - прокурор к администрации МО Крапивенское



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2012 года г. Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Алексеевой Т.В.

при секретаре Зеленковой Н.Н.

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора г. Щекино Веселковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-184/2012 по иску прокурора г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Крапивенское Щекинского района Тульской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района,

установил:

прокурор г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Крапивенское Щекинского района Тульской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории муниципального образование Крапивенское Щекинского района Тульской области, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района. Свои требования мотивировал тем, что в результате проверки по вопросу размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района установлено, что в районе д. Жердево имеет место несанкционированное складирование отходов производства и потребления. Также установлено, что в поселках Крапивна и Алимкино выделены специальные контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, однако площадки под контейнеры не оборудованы, очистка мусоросборников производится не регулярно. Вывоз твердых бытовых отходов осуществляется 1 раз в месяц силами МО Крапивенское, прилегающая к контейнерным площадкам территория захламлена мусором, допускается сжигание мусора. То есть, в нарушение действующего законодательства администрацией МО Крапивенское на территории данного муниципального образования не организована надлежащим образом деятельность в области обращения с отходами по их сбору, транспортировке, размещению на территории населенных пунктов муниципального образования. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностными лицами администрации МО Крапивенское Щекинского района нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора г. Щекино Веселкова Т.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации МО Крапивенское Щекинского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном заявлении ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования признал.

Выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одними из основных принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, являются, в частности, соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пункт 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно пунктам 2.1.3, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года № 4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием, и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре выше +5 градусов) не более одних уток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Металлические сборники отходов в летный период необходимо промывать, деревянные – дезинфицировать.

Из сообщения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Щекинском, Плавском и Тепло-Огаревском районах от 24.11.2011 года усматривается, что в ходе проведения контрольных мероприятий 22.11.2011 года проверено санитарное состояние населенных пунктов с. Крапивна, п. Алимкино, д Жердево МО Крапивенское Щекинского района Тульской области, в присутствии заместителя главы администрации МО Крапивенское. Проверкой установлено, что в указанных населенных пунктах система сбора, хранения, вывоза твердых бытовых отходов не соответствует требованиям санитарных правил. При въезде в населенный пункт д. Жердево образована стихийная свалка твердых бытовых отходов. В с. Крапивна и п. Алимкино выделены специальные контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов, однако данные площадки не оборудованы водонепроницаемым покрытием, ограждением. Очистка мусоросборников от отходов проводится не регулярно. Вывоз твердых бытовых отходов осуществляется 1 раз в месяц силами муниципального образования Крапивенское, что способствует загниванию и разложению отходов. Прилегающие к контейнерным площадкам территории захламлены мусором, для вывоза ТБО отсутствует специализированный транспорт (л.д. 8).

Из письменного объяснения от 30.11.2011г. главы МО Костомаровское Щекинского района КАН следует, что на территории д. Жердево имеет место несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора. Периодически мусор силами администрации МО Крапивенское вывозится, однако сбор и вывоз мусора в данном населенном пункте не организован. На территории п. Алимкино и с. Крапивна имеются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и мусора, однако должным образом мусор не вывозится (л.д. 6, 7).

Таким образом, вышеизложенные доказательства подтверждают тот факт, что на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района Тульской области органом местного самоуправления не организованы сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, чем нарушается право жителей данного муниципального образования на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, для защиты нарушенного права жителей муниципального образования Крапивенское Щекинского района, т.е. неопределенного круга лиц, на виновное лицо подлежит возложению обязанность по выполнению действий, влекущих прекращение нарушения этого права.

Поэтому, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку администрацией МО Крапивенское Щекинского района Тульской области в нарушение закона не исполнена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района Тульской области, исковые требования прокурора г. Щекино об обязании администрации МО Крапивенское района Тульской области организовать на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района Тульской области сбор и вывоз твердых бытовых отходов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Щекино удовлетворить.

Обязать администрацию МО Крапивенское Щекинского района Тульской области организовать на территории муниципального образования Крапивенское Щекинского района Тульской области сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья-