РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 января 2012 года г. Щекино Тульской области Щекинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тюриной О.А., при секретаре Саливон О.А., с участием процессуального истца – помощника прокурора г.Щекино Свирина Е.В., представителя ответчика администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области – Шмидт Е.В., выступающей по доверенности № 3 от 23.03.2011 года, представителя третьего лица администрации МО Щекинский район Тульской области – Незнановой О.В., выступающей по доверенности № 11 от 10.03.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-35 (2012) по иску прокурора г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет, об обязании обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы, установил: прокурор г. Щекино обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет, об обязании обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы, мотивируя тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Щекино, было установлено, что на территории МО р.п. Огаревка Щекинского района имеются объекты газового хозяйства (газопроводы), которые не имеют собственника, правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствуют. Данные объекты газового хозяйства расположены: МО р.п. Огаревка, <адрес>, протяженностью 213,66 м; п.Новоогаревский, ул. <адрес> - ул. <адрес>, протяженностью 533,2 м; п.Новоогаревский, ул. <адрес>, протяженностью 57,5 м; п.Новоогаревский, ул. <адрес> протяженностью 57,5 м; п.Н. Огаревка, дома операторов № протяженностью 203,4 м. Объекты газового хозяйства – газопроводы являются объектами, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть это – недвижимое имущество. Указанные объекты газового хозяйства на балансе администрации МО р.п. Огаревка не состоят, муниципальной собственностью не являются. Каких-либо действенных мер со стороны администрации МО р.п. Огаревка Щёкинского района Тульской области по постановке на учет данных бесхозяйных объектов не принято, ремонтные работы указанных объектов газового хозяйства администрацией данного муниципального образования не проводятся, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций локального характера, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей. На основании вышеизложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО р.п. Огаревка Щёкинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объектов газового хозяйства; обязать администрацию МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области обратиться в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет объектов газового хозяйства: МО р.п. Огаревка, <адрес>, протяженностью 213,66 м; п.Новоогаревский, ул. <адрес> - ул. <адрес>, протяженностью 533,2 м; п.Новоогаревский, ул. <адрес>, протяженностью 57,5 м; п.Новоогаревский, ул. <адрес>, протяженностью 57,5 м; п.Н. Огаревка, дома операторов №, протяженностью 203,4 м. Определением суда от 26 декабря 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация МО Щёкинский район Тульской области. Определением суда от 17.01.2012 года производство по делу в части требований прокурора г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет, об обязании обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет объектов газового хозяйства, расположенных по адресу: п.Н. Огаревка, дома операторов №, протяженностью 203,4 м, прекращено в связи с отказом процессуального истца -прокурора г. Щекино, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, от исковых требований в данной части и принятием отказа судом. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Щёкино Свирин Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил признать незаконным бездействие администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объектов газового хозяйства; обязать администрацию МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области обратиться в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет объектов газового хозяйства: МО р.п. Огаревка, <адрес> протяженностью 213,66 м; п.Новоогаревский, <адрес> - <адрес>, протяженностью 533,2 м; п.Новоогаревский, <адрес>, протяженностью 57,5 м; п.Новоогаревский, <адрес>, протяженностью 57,5 м. При этом пояснил, что в мае 2011 года в прокуратуру г. Щекино поступило распоряжение прокуратуры Тульской области о проведении проверки с целью выявления бесхозяйных объектов газоснабжения. В дальнейшем в ноябре 2011 года в администрацию МО Щекинский район поступило письмо и.о. генерального директора ОАО «Тулаоблгаз» П.С.Н. во исполнение распоряжения губернатора Тульской области Г.В.С. «О мерах по упорядочению эксплуатации бесхозяйных газораспределительных сетей и газопроводов, принадлежащих муниципальным образованиям Тульской области» с приложением перечня бесхозяйных газопроводов в зоне ОАО «Тулаоблгаз» по Щекинскому району. В ходе прокурорской проверки подтвердилось, что вышеперечисленные в приложении объекты газового хозяйства на балансе администрации МО р.п. Огаревка не состоят, муниципальной собственностью не являются. Представитель ответчика администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области – Шмидт Е.В., выступающая по доверенности, против удовлетворения требований прокурора не возражала, не отрицая, что постановка на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории поселения р.п.Огаревка, является обязанностью администрации поселения. При этом указала, что указанные объекты администрацией р.п. Огаревка Щекинского района не оставлены без внимания, что следует из договора на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования и газопроводов от 22.11.2011 года, заключенного между ОАО «Тулаоблгаз» и администрацией МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области, и приложения к нему в виде годового расчета стоимости обслуживания газового оборудования газового хозяйства МО р.п. Огаревка. В подтверждение своих доводов предоставила суду указанные договоры и приложения к ним. Представитель третьего лица администрации МО Щекинский район Тульской области – Незнанова О.В., выступающая по доверенности, вопрос об удовлетворении заявленного прокурором иска оставила на усмотрение суда. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с п.п. 4, 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, а том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предъявляя в суд рассматриваемый иск, прокурор г. Щёкино указывает, что опасность создания аварийных ситуаций на территории МО р.п. Огаревка Щёкинского района имеют в себе бесхозяйные газовые объекты, ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Как усматривается из письма и.о. генерального директора ОАО «Тулаоблгаз» П.С.Н. на имя главы администрации МО Щекинский район С.Н.Н., поступившего в администрацию во исполнение распоряжения губернатора Тульской области Г.В.С. «О мерах по упорядочению эксплуатации бесхозяйных газораспределительных сетей и газопроводов, принадлежащих муниципальным образованиям Тульской области» и приложения перечня бесхозяйных газопроводов в зоне ОАО «Тулаоблгаз» по Щекинскому району, перечисленные в приложении объекты газового хозяйства, расположенны: МО р.п. Огаревка, <адрес>, протяженностью 213,66 м; п.Новоогаревский, <адрес>- <адрес>, протяженностью 533,2 м; п.Новоогаревский, <адрес>, протяженностью 57,5 м; п.Новоогаревский, <адрес> протяженностью 157,6 м. Данные объекты газового оборудования на балансе администрации МО р.п. Огаревка не состоят, муниципальной собственностью не являются, что также следует из письма администрации МО р.п. Огаревка Щёкинского района на имя заместителя прокурора г. Щёкино П.Б.А., согласно которому вышеперечисленные объекты газового хозяйства в собственность МО р.п. Огаревка Огаревка Щёкинского района не передавались, администрацией бесхозяйными не оформлялись. Находятся на обслуживании газовой службы треста « Щекинмежрайгаз». Данных объектов, как это следует из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 23.06.2011 года №35-01-14/4898, в реестре имущества Тульской области нет. Согласно сообщению Управления Росреестра по Тульской области указанные объекты в реестре федерального имущества не значатся. Записей о зарегистрированных правах на эти объекты недвижимости нет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сообщениями Щёкинского отдела Управления Росреестра по Тульской области от 23.12.2011 года за № № 22-017/2011-110, 22-017/2011-111, 22-017/2011-112, 22-017/2011-113 данное обстоятельство подтверждено). По данным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (согласно сообщению данного органа от 23.12.2011 г. № 01-15-1104), сведений о зарегистрированных правах на указанные газовые объекты нет. Содержание всех вышеуказанных документов говорит о том, что объекты газового хозяйства: МО р.п. Огаревка, <адрес>, протяженностью 213,66 м; п.Новоогаревский, <адрес>- <адрес>, протяженностью 533,2 м; п.Новоогаревский, <адрес>, протяженностью 57,5 м; п.Новоогаревский, <адрес>, протяженностью 157,6 м, по смыслу вышеприведенной нормы ч.1 ст. 225 ГК Российской Федерации являются бесхозяйными вещами. Согласно ч.1 ст. 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно ч.3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Из прямого толкования данной нормы закона следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. По смыслу действующего законодательства, постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет об объектах газового оборудования (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Поэтому исковые требования прокурора г. Щёкино являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд полагает, что в исковом заявлении содержится описка в указании протяженности бесхозяйного объекта газового хозяйства, расположенного по адресу: п.Новоогаревский, <адрес>, - 57,5 м, поскольку из приложения к письму и.о.генерального директора на имя главы администрации МО Щекинский район С.Н.Н. и приложения к договору № 17/4 от 23.11.20011 года, на которые прокурор ссылается, как на обоснование заявленного требования, следует, что протяженность данного объекта составляет 157,6 м. О допущенной в исковом заявлении описке свидетельствует и факт того, что протяженностью. 57,5 м является объект, расположенный по адресу: п.Новоогаревский, <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объектов газового хозяйства. Обязать администрацию МО р.п. Огаревка Щекинского района Тульской области обратиться в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет объектов газового хозяйства: МО р.п. Огаревка, <адрес> протяженностью 213,66 м; п.Новоогаревский, <адрес> - <адрес>, протяженностью 533,2 м; п.Новоогаревский, <адрес>, протяженностью 57,5 м; п.Новоогаревский, <адрес>, протяженностью 157,6 м. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Щекинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 20 января 2012 года. Судья -