РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 января 2012 года г. Щекино Тульской области Щёкинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тереховой Ю.Б., при секретаре Столбовой О.В., с участием процессуального истца помощника прокурора г.Щекино Свирина Е.В., представителя ответчика администрации МО г.Советск Щекинского района по доверенности Дубовой О.А., представителя ответчика ОАО «Тулаоблгаз» по доверенности Лавровой О.А., представителя ответчика ООО «Газпром трансгаз Москва» по доверенности Сениной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щёкинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-34 по иску прокурора г.Щекино в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г.Советск Щекинского района, ОАО «Тулаоблгаз», ООО «Газпром трансгаз Москва», администрации МО Щекинский район о признании незаконным бездействия администрации г.Советск Щекинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объектов газового хозяйства, о возложении обязанности обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы о постановке на учет объектов газового хозяйства, установил: прокурор г.Щекино обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г.Советск Щекинского района о признании незаконным бездействия администрации МО г.Советск Щекинского в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества <адрес>, о возложении обязанности обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы о постановке на учет такого объекта недвижимости в качестве бесхозяйной вещи. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Щекино района, было установлено, что на территории МО г.Советск Щекинского района имеются <адрес>, которые не имеют собственника, правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствуют. Указанные объекты на балансе администрации МО г.Советск Щекинского района не состоят, муниципальной собственностью не являются. Каких-либо действенных мер со стороны администрации МО г.Советск Щекинского района по постановке на учет данного бесхозяйного объекта не принято, ремонтные работы указанных объектов администрацией данного муниципального образования не проводятся, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций локального характера. На основании вышеизложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО г.Советск Щекинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи- <адрес>. Определением судьи от 15.12.2011 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО Щекинский район, ОАО «Квадро-Генерирующая компания» филиал «Квадра»- Центральная генерация», трест «Щекиномежрайгаз». Определением суда от 27.12.2011 г. ОАО «Квадро-Генерирующая компания» филиал «Квадра»- Центральная генерация» исключена из числа ответчиков по делу, ненадлежащий ответчик трест «Щекиномежрайгаз» заменен на надлежащего ОАО «Тулаоблгаз», к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «Газпром трансгаз Москва». В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора г.Щекино Свирин Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика администрации МО г.Советск Щекинского района по доверенности Дубовоа О.А.в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель ответчика ОАО «Тулаоблгаз» по доверенности Лаврова О.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО «Тулаоблгаз» не является собственником спорного объекта недвижимости, на балансе такой объект у общества не состоит. Представителя ответчика ООО «Газпром трансгаз Москва» по доверенности Сениной Е.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что ООО «Газпром трансгаз Москва» не является собственником спорного объекта недвижимости, на балансе такой объект у общества не состоит. Представитель ответчика администрации МО Щекинский район в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствие с положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской к вопросам местного значения поселения относятся, а том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Предъявляя в суд рассматриваемый иск, прокурор г.Щекино указывает, что опасность создания аварийных ситуаций на территории МО г.Советск Щекинского района имеет в себе бесхозяйное сооружение газового хозяйства-<адрес>, ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за его состоянием. Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно сообщению Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 23.06.2011 года № <адрес> в реестре имущества Тульской области нет. Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области № объекты недвижимого имущества- <адрес> в реестре федерального имущества по Тульской области не значатся. Записей о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости нет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сообщением Щёкинского отдела Управления Росреестра по Тульской области от 23.01.2012 года № данное обстоятельство подтверждено). По данным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (согласно сообщению данного органа от 20.01.2012 г. №), сведений о зарегистрированных правах на указанное гидротехническое сооружение нет. Из справки, выданной филиалом Тульским управлением магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Москва» 20.01.2012 г. № следует, что объект недвижимого имущества- <адрес> не является собственностью данного общества и на балансе общества не находится. Как пояснила в судебном заседании представитель ОАО «Тулаоблгаз» по доверенности Лаврова О.А. объект недвижимого имущества- <адрес> не является собственностью данного общества и на балансе общества не находится. Содержание всех вышеуказанных документов в совокупности говорит о том, что объект недвижимого имущества- <адрес> по смыслу вышеприведенной нормы ч.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, является бесхозяйной вещью. Согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Из прямого толкования данной нормы закона следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. По смыслу действующего законодательства, постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет об объектах газового хозяйства- газопроводах (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Поэтому исковые требования прокурора г.Щекино являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковое заявление прокурора г.Щекино в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО г.Советск Щекинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: <адрес>. Возложить на администрацию МО г.Советск Щекинского района Тульской области обязанность обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: <адрес>. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме вынесено судом 26.01.2012 года. Председательствующий-