Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2012 г. г.Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Петрова В.С.,
при секретаре Ульченко О.В.,
с участием процессуального истца - помощника прокурора г.Щекино Тульской области Денежкиной В.М., представителя ответчика - ОАО «Щекинское ЖКХ» - Соболева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-32/2012 по иску прокурора г.Щекино Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Костомаровское Щекинского района, ОАО «Щекинское ЖКХ» об оспаривании бездействия по постановке на учет бесхозяйных водопроводных сетей и организации водоснабжения населения,
у с т а н о в и л:
прокурор г.Щекино Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО Костомаровское Щекинского района и просит суд признать незаконным бездействие администрации указанного муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводных сетей, находящихся по <адрес>, и обязать администрацию указанного муниципального образования обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и организовать водоснабжение надлежащего качества собственников (жителей) жилых домов, расположенных по этой улице.
Исковые требования мотивированы тем, что водопроводные сети, находящиеся по <адрес>, являются бесхозяйным недвижимым имуществом и в соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, который является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан это делать.
Однако администрация МО Костомаровское Щекинского района как орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не исполняет.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Организация в границах поселения водоснабжения населения в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения поселения.
Холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (п.6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам").
Между тем, давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора в жилом <адрес> менее установленного.
Отсутствие собственника указанных водопроводных сетей и нарушение требований к качеству указанной коммунальной услуги влечет нарушение права потребителей на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Щекинское ЖКХ».
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора г.Щекино Тульской области Денежкина В.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - ОАО «Щекинское ЖКХ» по доверенности Соболев А.А. в судебном заседании разрешение исковых требований прокурора оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика - администрации МО Костомаровское Щекинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Из представленных письменных материалов судом установлено, что по <адрес> находятся водопроводные сети, используемые для обеспечения холодной питьевой водой собственников (жителей) жилых домов, расположенных по этой улице. Длина этих водопроводных сетей составляет около 90 м.
Доказательств принадлежности этого объекта какому - либо публично - правовому образованию, иному собственнику в материалах дела нет и суду не представлено, право собственности на него не зарегистрировано.
Указанные водопроводные сети на протяжении длительного периода времени никем не обслуживаются. Доказательствами обратного суд не располагает.
Таким образом, собственник указанного объекта неизвестен, он является бесхозяйной недвижимой вещью.
В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3).
Этот орган является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан это делать.
Однако администрация МО Костомаровское Щекинского района как орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не исполняет.
Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п.6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", под холодным водоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, в силу п.9 этих Правил является одним из основных требований, предъявляемых к качеству коммунальных услуг.
Между тем, как установлено судом при рассмотрении дела из представленных письменных материалов (акт от ДД.ММ.ГГГГ), показаний допрошенных судом свидетелей, давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора в жилом <адрес> менее установленного (приложение № 1 к указанным Правилам).
Это свидетельствует о том, что администрацией МО <адрес> не организовано водоснабжение надлежащего качества собственников (жителей) жилых домов, расположенных по этой улице, с использованием имеющихся водопроводных сетей.
Организация в границах поселения водоснабжения населения в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам местного значения поселения.
Отсутствие собственника указанных водопроводных сетей, который несет бремя их содержания, и нарушение требований к качеству указанной коммунальной услуги влечет нарушение права потребителей на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества (п.51 указанных Правил).
Сведений о заключении собственниками (жителями) жилых домов, расположенных по этой улице, договоров о приобретении холодной воды (подаваемой непосредственно в жилой дом) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, что в силу п.7 указанных Правил влекло бы обязанность этой ресурсоснабжающей организации по обеспечению режима и качества подачи холодной воды на границе сетей, принадлежащих собственникам (жителям) жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, в материалах дела нет и суду не представлено.
Предъявление прокурором рассматриваемых требований в порядке ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц как связанное с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса является правомерным, поскольку допущенные нарушения являются существенными и общественно значимыми.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым осуществить защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц и признать незаконным бездействие администрации МО Костомаровское Щекинского района по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводных сетей, находящихся по <адрес>, и обязать администрацию указанного муниципального образования обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и организовать водоснабжение надлежащего качества собственников (жителей) жилых домов, расположенных по этой улице.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора г.Щекино Тульской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия по постановке на учет бесхозяйных водопроводных сетей и организации водоснабжения населения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Костомаровское Щекинского района по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводных сетей, находящихся <адрес>, и обязать администрацию указанного муниципального образования обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и организовать водоснабжение надлежащего качества собственников (жителей) жилых домов, расположенных по этой улице.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий