о признании права собственности на часть жилого дома в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2012 года г.Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тереховой Ю.Б.,

при секретаре Столбовой О.В.,

с участием истца Ронжиной С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-290 по исковому заявлению Ронжиной С.Б. к администрации МО г.Щекино Щекинского района, Зуевой Е.П. о признании права собственности на часть жилого дома в порядке наследования,

установил:

Ронжина С.Б. обратилась в суд с иском к администрации МО г.Щекино Щекинского района, Зуевой Е.П. о признании права собственности на часть жилого дома в порядке наследования на часть жилого дома <адрес> г.Щекино Тульской области, состоящую из помещений, обозначенных на экспликации к плану жилого дома в лит. «А»: №4- площадью 19,4 кв.м., № 5- площадью 3,8 кв.м., № 6-площадью 6 кв.м., в лит. «А3»: № 1-площадью 5,9 кв.м., № 2-площадью 12,8 кв.м., № 3-площадью 4,3 кв.м., в лит. «а1» площадью 6,3 кв.м., в лит. «а2» площадью 6,5 кв.м., всего общей площадью 52,2 кв.м., в том числе жилой площадью 33,5 кв.м. в порядке наследования, а также прекратить право общей долевой собственности на данный жилой дом.

В обоснование заявленных требований истец указала, что спорный жилой дом принадлежал на праве общей долевой собственности ее отцу Шишкину Б.П., умершему ДД.ММ.ГГГГ, (доля в праве 3/5) и Зуевой Р.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, (доля в праве 2/5). После смерти Шишкина Б.П. его наследниками в равных долях являются его дочь Ронжина С.Б. и супруга Шишкина Л.П. После смерти Шишкиной Л.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, ее наследником является падчерица Ронжина С.Б. В установленном порядке истец оформила наследственные права на земельный участок при <адрес> г.Щекино, однако, к дому самовольно возведены пристройки и произведена внутренняя перепланировка, в связи с чем, оформить право собственности на долю дома во внесудебном порядке невозможно. Возведенные пристройки и перепланировка осуществлены за счет собственных средств, с целью улучшения жилищно-бытовых условий, соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам, прав и законных интересов третьих лиц не нарушают, жизни и здоровью людей не угрожают. Пристройки возведены на земельном участке, предназначенном для эксплуатации доли жилого дома и находящемся в собственности истца.

Спорный жилой дом является одноэтажным строением, состоит из двух изолированных частей, разделенных капитальными перегородками, имеет отдельные входы и автономное отопление каждой части, в связи с чем, истец просит произвести раздел данного дома и признать за ней в порядке наследования право собственности на часть жилого дома.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика администрации МО г.Щекино Щекинского района в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Зуева Е.П. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражала.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании договора дарения, удостоверенного государственным нотариусом Щекинской государственной нотариальной конторы Тульской области Бочаровой А.И. 15.07.1974 г. по реестру , Шишкин Б.П. и Зуева Р.П. являются сособственниками (доля в праве 3/5 и 2/5, соответственно) жилого дома <адрес> г.Щекино Тульской области общей площадью 68 кв.м., в том числе жилой площадью 50,9 кв.м.

Судом установлено изменение адреса объекта на <адрес> г.Щекино Тульской области.

Как установлено судом из технического паспорта на данный жилой, выданного Щекинским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», произошло увеличение общей площади на 45,4 кв.м., увеличение жилой площади на 27,2 кв.м. за счет возведения жилых пристроек лит.»А2,А3,А1», «а2», произведена внутренняя перепланировка, документы на разрешение не предъявлены.

Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из наследственного дела о выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу умершего Шишкина Б.П. следует, что наследодатель Шишкин Б.П. на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 10.05.1993 г. главой администрации г.Щекино являлся собственником земельного участка площадью 462 кв.м., расположенного по адресу г.Щекино <адрес>.

Согласно техническому заключению по результатам обследования строительных конструкций строений, расположенных по адресу г.Щекино <адрес>, выполненного ООО «Стройэкспертиза», несущие и ограждающие конструкции строений находятся в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в кирпичных конструкциях- в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции строений не имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Строения обустроены и оборудованы таким образом, чтобы предупредить риск получения травм людьми при передвижении внутри и около строений, при входе и выходе из них. Объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов с жилыми комнатами не обнаружено, комнаты и кухни в жилом помещении имеют непосредственное естественное освещение. В жилом дома лит «А» произведена перепланировка, заключающаяся в возведении несущих перегородок между помещениями 3,4,6. Несущая способность конструкций здания достаточна для восприятия действующих нагрузок.

На основании собранных по делу доказательств судом установлено, что в принадлежащем Шишкину Б.П. и Зуевой Р.П. на праве собственности жилом доме <адрес> г.Щекино Тульской области, на земельном участке, принадлежащем Шишкину Б.П. на праве собственности была произведена реконструкция, выразившаяся в возведении пристроек, и перепланировка, данные реконструкция и перепланировка произведена без нарушения градостроительных и строительных норм и правил, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает какой-либо угрозы жизни и здоровью граждан.

Согласно свидетельству о смерти , выданному ДД.ММ.ГГГГ гор ЗАГСом г.Щекино Тульской области, Шишкин Б.П. умер ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о смерти , выданному ДД.ММ.ГГГГ комитетом ЗАГС администрации МО Щекинский район, Шишкина Л.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что истец Ронжина С.Б. является дочерью Шишкина Б.П., падчерицей Шишкиной Л.П.

Согласно ч.1 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Из наследственных дел и установлено, что наследниками, принявшими наследство после смерти Шишкина Б.П., являются его супруга Шишкина Л.П. и дочь Ронжина С.Б., наследником, принявшим наследство после смерти Шишкиной Л.П., является ее падчерица Ронжина С.Б.

Согласно ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Из искового заявления следует, что наследодатели Шишкины занимали часть спорного жилого дома, состоящую из помещений, обозначенных на поэтажном плане в лит. «А»: №4- площадью 19,4 кв.м., № 5- площадью 3,8 кв.м., № 6-площадью 6 кв.м., в лит. «А3»: № 1-площадью 5,9 кв.м., № 2-площадью 12,8 кв.м., № 3-площадью 4,3 кв.м., в лит. «а1» площадью 6,3 кв.м., в лит. «а2» площадью 6,5 кв.м., всего общей площадью 52,2 кв.м., в том числе жилой площадью 33,5 кв.м.

Как указано в абз.4 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 31.07.1981 г. «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом», в редакции от 30.11.1990 г., выдел доли (раздел дома) влечет за собой прекращение общей собственности на выделенную часть дома (ст. 121 ГК РСФСР и соответствующие статьи ГК других союзных республик) и утрату остальными участниками общей долевой собственности права преимущественной покупки при продаже выделенной доли.

В связи с разделом указанного домовладения и закреплением за Ронжиной С.Б. вышеуказанной части жилого дома, суд полагает правильным прекратить право общей долевой собственности на жилой дом <адрес> г.Щекино Тульской области.

Таким образом, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ронжиной С.Б. удовлетворить.

Признать за Ронжиной С.Б. право собственности в порядке наследования на часть жилого дома г.Щекино Тульской области, состоящую из помещений, обозначенных на экспликации к планам жилого дома в лит. «А»: №4- площадью 19,4 кв.м., № 5- площадью 3,8 кв.м., № 6-площадью 6 кв.м., в лит. «А3»: № 1-площадью 5,9 кв.м., № 2-площадью 12,8 кв.м., № 3-площадью 4,3 кв.м., в лит. «а1» площадью 6,3 кв.м., в лит. «а2» площадью 6,5 кв.м., всего общей площадью 52,2 кв.м., в том числе жилой площадью 33,5 кв.м.

Прекратить право общей долевой собственности Шишкина Б.П. и Зуевой Р.П. на жилой дом <адрес> г.Щекино Тульской области.

В соответствии со ст. 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 3-х дней со дня вступления решения в законную силу направить его для сведения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение месяца.

Председательствующий-