о признании действий при расчетах за отпущенную электроэнергию незаконными, об обязывании произвести перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электроэнергию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012 г. п. Теплое Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.В.,

при секретаре Корякиной Т.А.,

с участием процессуального истца заместителя прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области Гамкрелидзе Г.С.,

представителей ответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» по доверенностям Герасимовой Е.С., Кириллиной Т.В.,

представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности Сыстеровой М.Л.,

представителя третьего лица ООО «ЖЭО» по доверенности Клюйковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-39/2012 по иску прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании действий при расчетах за отпущенную электроэнергию потребителям незаконной, об обязывании произвести перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию,

у с т а н о в и л:

прокурор Тепло-Огаревского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании действий при расчетах за отпущенную электроэнергию потребителям незаконной, об обязывании произвести перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию, указав, что при проверке законодательства в части порядка расчета поставленной электрической энергии в действиях ОАО «Тулаэнергосбыт» были установлены нарушения при выставлении счетов за электроэнергию (места общего пользования), ответчик производит расчет платы за указанную услугу по собственной методике, с отступлениями от порядка определения размера платы, предусмотренного пунктами 18, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г., и подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к настоящим Правилам, неверно определяет объем потребленной отдельным потребителем электроэнергии в местах общего пользования. Просил признать незаконными действия ОАО «Тулаэнергосбыт» по начислению оплаты электроэнергии за места общего пользования с использованием расчетов, отличающихся от формулы (9) приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г., обязать ответчика устранить нарушения действующего законодательства, произвести перерасчет выставленных потребителям счетов за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирных домах <адрес>

26 декабря 2011 года определением Щекинского районного суда Тульской области по делу в качестве ответчика привлечен филиал ОАО «Тулэнерго» ОАО МРСК «Центра и Приволжья».

16 января 2012 года определением Щекинского районного суда Тульской области по делу в качестве третьего лица привлечено ООО «ЖЭО».

В судебном заседании процессуальный истец заместитель прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области Гамкрелидзе Г.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представители ответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» по доверенностям Герасимова Е.С., Кириллина Т.В., просили суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поддержали письменные возражения (л.д. 73-74). Суду пояснили, что постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, в рассматриваемом случае, исходя из показаний общедомового прибора учета.

Поскольку данных о том, что с потребителями указанных многоквартирных домов были заключены договора управления с ООО «ЖЭО» не имелось, они руководствовались п. 7 указанных Правил, где указано, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Исполняя вышеуказанный нормативный акт, они с апреля 2011 г. в квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги стали выставлять потребителям, имеющим индивидуальный прибор учета, также электроэнергию, расходуемую на работу оборудования, входящего в состав общего имущества жилых домов. При расчете платежей используют формулу № 9 Приложения № 2 к Правилам, утв. постановлением Правительства № 307. Обоснованность расчета подтверждается письменными материалами дела.

Полагают, что оснований для перерасчета платы за электроэнергию не имеется, поскольку общедомовые счетчики были поставлены с участием представителя потребителей квартир многоквартирных жилых домов, показания общедомовых приборов учета также снимаются при непосредственном участии представителя потребителей (представителя ООО «ЖЭО»), показания по индивидуальным приборам учета по всем квартирам складываются из показаний, указанных в квитанциях самими потребителями, что является их обязанностью. Если по квартире нет данных по потреблению, согласно утвержденного порядка, начисления производятся по нормативам, что является законным и обоснованным.

Доказательств того, что расчеты по начислению за места общего пользования являются неправильными, истец не представил.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности Сыстерова М.Л., просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Суду пояснила, что их организация за счет своих денежных средств установила общедомовые счетчики в многоквартирных жилых домах <адрес> соответствии с требованиями п. 89, 159 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», которые используются сетевой организацией для коммерческого учета электрической энергии, потребленной многоквартирными домоми и передачи этих данных гарантирующему поставщику для дальнейшего расчета за оказанную услугу в рамках договорных отношений. Общедомовые приборы учета были установлены и введены в эксплуатацию, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию. При установке и вводе общедомовых счетчиков в эксплуатацию от имени жителей многоквартирных жилых домов присутствовал Унжаков А.В., о чем свидетельствует его подпись в актах. Поскольку он является директором ООО «ЖЭО», с которым граждане заключили договор управления, он имел законные основания для представления интересов жителей указанного жилого дома. Кроме этого, с апреля 2011 года ежемесячно снимаются показания общедомовых приборов учета с участием представителя потребителей Унжакова А.В., а также представителя их организации, что является законным. Истцом суду не представлено доказательств того, что показания общедомовых приборов учета являются неправильными, либо оснований того, почему эти показания нельзя было применять при расчете начислений за места общего пользования. С их стороны все необходимые документы по выполнению своих функций суду были представлены. Оснований не доверять показаниям общедомовых приборов учета не имеется.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «ЖЭО» по доверенности Клюйкова Л.В., разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Из материалов дела судом установлено, что с апреля 2011 года ОАО «Тулаэнергосбыт» в квитанции по оплате электроэнергии стало включать дополнительное, помимо квартирного счетчика, взимание кВт/час за места общего пользования.

Кроме этого судом установлено, что в многоквартирных домах <адрес>, управление которыми осуществляет ООО «ЖЭО», установлены общедомовые приборы учета электрической энергии, что подтверждается актами (л.д. 179-192). В качестве представителя потребителей при вводе в эксплуатацию данных приборов учета присутствовал Унжаков А.В., что подтверждается его подписью в актах.

Протоколами внеочередных собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подтверждается избранный способ управления – управление управляющей организацией.

Между ООО «ЖЭО» и потребителями указанных многоквартирных домов были заключены договора управления из которых не следует, что расчет объема, стоимости, начисление платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями на основании показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета, осуществляет ООО «ЖЭО».

Ответчик ОАО «Тулаэнергосбыт» о наличии заключенных договор не знал.

В силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г., при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Исходя из вышеизложенного суд пришел к выводу о законности начисления платы за места общего пользования именно ресурсоснабжающей организацией, которой в рассматриваемом случае является ОАО «Тулаэнергосбыт».

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктом 25 приложения к которым установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: "в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека". Решением Верхового Суда РФ от 02 октября 2007 г. № ГКПИ07-1019 пункт 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, признан не противоречащим закону.

Со ссылкой на вышеуказанное постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 ОАО «Тулаэнергосбыт» с апреля 2011 г. в квитанциях на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги стало выставлять потребителям, имеющим индивидуальный прибор учета, электроэнергию, расходуемую на работу оборудования, входящего в состав имущества жилых домов, исходя из показаний общедомовых приборов учета.

Согласно пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2010 года за № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил /исходя из нормативов потребления коммунальных услуг/.

Согласно п. 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9.

P, = /\ x V x T

ф1 у. у " ку

Vn.p + Vn.n, (9)

где: - V n,p суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт-час);

Материалами дела подтверждается, что расчет оплаты за электроэнергию за места общего пользования по формуле № 9 приложения № 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., ответчиком производился правильно, что следует из материалов дела (л.д. 138-169, 194-308).

Таким образом, судом не было установлено, что права потребителей были нарушены.

Суд также учитывает, что для расчета платы за электроснабжение по формуле N 9 необходим показатель, как суммарный объем коммунального ресурса /электрической энергии/, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета /за исключением помещений общего пользования/, измеренный индивидуальными приборами учета.

Таким образом, для расчета платы за электроснабжение в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, в соответствии с действующим законодательством /Правила предоставления коммунальных услуг гражданам/ необходимо установление суммарного объема потребленной электроэнергии. Указанная величина устанавливается исходя из информации, предоставленной каждой из квартир, находящихся в доме, в которых установлены приборы учета электроэнергии. Следовательно, распределение бремени расходов на освещение мест общего пользования между собственниками квартир в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии, будет являться правомерным лишь тогда, когда ответчик будет обладать 100% информацией о потребленной энергии каждой квартирой дома, в которой имеется индивидуальный прибор учета энергии.

Как следует из представленных в дело документов, плата за места общего пользования по спорным домам была правильно распределена между жильцами, которые предоставили показания индивидуальных приборов учета электроэнергии и по тем квартирам, где данные показания учета индивидуального прибора учета не показали, расчет был составлен исходя из норматива, что следует из реестров расхода (л.д. 194-308), а также актов снятия показаний общедомового прибора учета (л.д. 138-169).

Исходя из представленных материалов дела, суд сделал вывод о недоказанности истцом расчета ответчиком платы за потребление электроэнергии в местах общего пользования не в соответствии с формулой № 9 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г.

Доказательств нарушения ответчиком прав неопределенного круга лиц, в чьих интересах данный иск предъявлен, в деле не имеется. Требование о признании незаконными действий ответчика по начислению платы с использованием расчетов, отличающихся от формулы № 9 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г., возложении обязанности устранить данные нарушения и произвести перерасчет выставленных потребителям счетов за жилое помещение и коммунальные услуги, носят неконкретный характер. В обоснование заявленных требований прокурор привел ссылки на расчет платы за энергопотребление отдельным потребителям. Данные потребители, считая свои права нарушенными, в частности, в связи с начислением завышенной платы за электроэнергию в местах общего пользования, вправе обратиться в суд с самостоятельными исками.

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В данном гражданском деле прокурор не заявлял о взимании ответчиком с потребителей двойной платы за электроэнергию; также не доказано, что с потребителей взимается плата в большем размере, чем ими фактически потреблялось.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Тулаэнергосбыт», ОАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании действий при расчетах за отпущенную электроэнергию потребителям незаконной, об обязывании произвести перерасчет излишне начисленной суммы по оплате за электрическую энергию в многоквартирных домах <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щекинский районный суд Тульской области в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме подготовлено 27 января 2012 года.

Председательствующий: