Молочникова, Завадская, Новикова о признании незаконными действий (бездействия) органов и должностных лиц



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Чекулаевой Е.Н.,

при секретаре Гончаровой Е.Н.,

с участием заявителей Молочниковой И.Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И.,

представителя заявителей Молочникова В.В.,

представителя заинтересованных лиц Кремневой С.В.,

заинтересованного лица Дементьева М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-24 по заявлению Молочниковой И.Н. о признании незаконными действий (бездействия) органов и должностных лиц муниципального образования МО Щёкинский район – администрации МО Щёкинский район, Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район, Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район, директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Деметьева М.С., заместителя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремневой С.В.; признании незаконными редакции Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района от 30.08.2011 г., решения (приказа № 27 от 30.08.2011 г.) о её утверждении, по заявлению Молочниковой И.Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И. о признании незаконными действий председателя Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е.А. по изданию приказов от 08 августа 2011 года о назначении Деметьева М.С. исполняющим обязанности директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино» и от 30 августа 2011 года о назначении Деметьева М.С. директором МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино», этих приказов,

установил:

Молочникова И.Н., именуя себя председателем профсоюзного комитета МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2», обратилась в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ о признании незаконными редакции Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 от 30 августа 2011 года, решения об утверждении данной редакции Устава, отмене этого решения.

В обоснование своего заявления указала, что в целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 31 августа 2010 г. № 808, на основании акта проверки Счетной палаты от 15.10.2010 г. № 5 возникла необходимость во внесении изменений в действующий Устав МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2» и принятии Устава этого учреждения в новой редакции.

В соответствии с действовавшим Уставом (п. 5.4), Законом об образовании (п.2 ст. 13), Законом о некоммерческих организациях (п.4 ст. 14), Порядком утверждения Уставов, принятым постановлением администрации МО Щёкинский район от 01.07.2011 г. № 7-807 (п. 54), разработка Устава, новой редакции Устава, внесение в него изменений являются исключительной прерогативой самого учреждения, в данном случае – МОУ ДОД ДМШ № 2.

В соответствии с п.4 ст.14 Закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ, изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению её высшего органа управления.

В соответствии с п. 5.4 действовавшего Устава школы, высшим органом коллективного управления является общее собрание трудового коллектива.

Вышеуказанные положения нормативных актов в полной мере были реализованы коллективом МОУ ДОД ДМШ № 2. Была тщательно проработана новая редакция Устава, проведена её правовая экспертиза в Тульском обкоме профсоюзов работников культуры, учтены все замечания правового заключения Комитета по правовой работе администрации МО Щёкинский район, основанные на законах.

В строгом соответствии с законодательством и действовавшим на тот момент Уставом школы новая редакция Устава была 16.06.2011 г. принята высшим органом коллективного управления – общим собранием трудового коллектива МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2» и 04.07.2011 г. исходящим № 196 была передана председателю Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Моисееву А.А.

В нарушение пунктов 55,56 Порядка для утверждения новой редакции, Комитет по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район не возвратил направленные документы в течение десяти дней с указанием причины возврата и не предоставил обоснованных действующим законодательством замечаний коллективу школы и его законному представителю – профсоюзному комитету.

В нарушение п. 5.3 действующего Устава школы (согласно которому в период отсутствия директора его обязанности выполняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе) председатель Комитета по культуре и молодежной политике Дубровинская Е.А. 08 августа 2011 года наняла, с целью фальсификации принятого в законном порядке Устава, на 3 недели стороннего человека на должность и.о. директора школы. В результате таких действий на согласование и утверждение была подана фальсифицированная, нарушающая законные права и интересы трудового коллектива редакция Устава школы.

В нарушение п.2 ст. 13 Закона об образовании, п. 48 Порядка утверждения Уставов 30 августа 2011 года председателем Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е.А. была утверждена фальсифицированная редакция Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2.

Закон требует утверждения Устава учредителем, то есть администрацией МО Щёкинский район, которой Комитет по культуре не является.

Время согласования, проверки новой редакции Устава на соответствие требованиям федерального законодательства, законодательства Тульской области и муниципальным правовым актам МО Щёкинский район, принятия решения об утверждении Устава, обоснованно определенное в п. 57 Порядка в один месяц и двадцать дней, было сокращено до нескольких дней.

Фальсифицированной, незаконно принятой 30.08.2011 г. редакцией Устава нарушены её, заявителя, права и интересы, созданы препятствия к осуществлению прав её как гражданина, а также прав членов трудового коллектива, права и интересы которого она как председатель профсоюзного комитета представляет и защищает в силу ст. 11 Федерального закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах» и ст. 46 ГПК РФ.

На основании изложенного заявитель просит признать незаконной редакцию Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 от 30 августа 2011 года, признать незаконным и подлежащим отмене решение об утверждении данной редакции Устава.

13.01.2012 г. заявитель Молочникова И.Н. представила уточненное заявление.

В нем она, указав то же обоснование, что и в первоначально поданном заявлении, отметила, что 04.07.2011 г. за исх. № 196 пакет документов для дачи правового заключения по новой редакции Устава школы, принятой общим собранием трудового коллектива школы 16.06.2011г., был принят под личную роспись должностным лицом Кремневой С.В.

Фальсифицированной, незаконно принятой 30.08.2011 г. редакцией Устава, действиями должностных лиц, сопровождающими принятие этой редакции Устава, нарушены действующие Федеральные законы, муниципальные нормативно-правовые акты; нарушены права и интересы, создана угроза нарушения прав трудового коллектива, в том числе и её, заявителя, как члена этого коллектива; созданы препятствия к осуществлению её, Молочниковой И.Н., функций, как председателя профсоюзного комитета школы. Заявитель указывает, что подробный перечень и анализ этих нарушений прав изложен в прилагаемом письме Председателя Тульского обкома профсоюзов работников культуры и приложении к нему – Заключении о результатах проверки.

Указывая в числе заинтересованных лиц по делу администрацию МО Щёкинский район, Комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район, Комитет по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район, директора МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Дементьева М.С., заместителя председателя комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами Кремневу С.В., Молочникова И.Н. просит:

признать незаконными действия (бездействие) органов и должностных лиц муниципального образования МО Щёкинский район; признать незаконными редакцию Устава от 30.08.2011 г. и решение (приказ от 30.08.2011 г.) о её утверждении.

Данное заявление, поданное в порядке статьи 39 ГПК Российской Федерации, определением суда от 13 января 2012 года было принято к производству.

Молочникова И.Н., Завадская Н.П., Новикова Г.И. обратились в суд, каждая с отдельным заявлением, в котором, каждая, указали следующее.

08 августа 2011 года и 30 августа 2011 года единолично председателем Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е.А. были изданы два приказа о назначении Дементьева М.С. на должности соответственно исполняющего обязанности директора МОУ ДОД «ДМШ № 2» и директора этого учреждения.

Данные акты были изданы с нарушением Закона об образовании, Закона о некоммерческих организациях, муниципальных нормативных актов и учредительного документа МОУ ДОД «ДМШ № 2» - Устава.

Этими приказами нарушены их, заявителей, права и интересы, созданы препятствия к осуществлению гражданских прав их как работников трудового коллектива – МОУ ДОД ДМШ № 2.

Молочникова И.Н. указывает также, что указанными приказами нарушены права других граждан, членов трудового коллектива, права и интересы которых она как председатель профсоюзного комитета представляет и защищает в силу ст. 11 Федерального закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах» и ст. ст. 370, 372 Трудового Кодекса РФ.

Завадская Н.П. и Новикова Г.И. указывают, что указанными приказами нарушены права других граждан, членов трудового коллектива, интересы которых они как члены профсоюзной организации представляют.

В заявлениях указано, что приказом от 08 августа 2011 г. Дементьев М.С. принят на работу по совместительству исполняющим обязанности директора школы при дееспособном и правомочном директоре школы Ж.В.И., при том, что пунктом 5.3 действовавшего Устава школы исполнять обязанности директора школы в его отсутствие предписано завучу (заместителю директора по учебно-воспитательной работе).

Должность, на которую был назначен Дементьев М.С., отсутствовала в штатном расписании школы. Принимать на любую должность, кроме как на должность директора школы, является прерогативой директора школы.

Приказ о назначении на должность Дементьева М.С. не был согласован Дубровинской Е.А. с Главой администрации МО Щёкинский район.

При назначении Дементьева М.С. на должность как совместителя были нарушены нормы трудового законодательства – ч.1 ст. 276, ст. 284 ТК РФ, поскольку оплата ему производилась не за четыре рабочих часа.

По мнению каждого из заявителей, противозаконное принятие на должность исполняющего обязанности директора школы Дементьева М.С. без какой-либо служебной надобности было произведено исключительно с целью и задачей совершения им противоправных действий по подлогу редакции Устава школы.

Приказом от 30 августа 2011 года, изданным единолично председателем Комитета по культуре, молодежной политике Дубровинской Е.А., без каких-либо согласований и проведения аттестации руководителя, Дементьев М.С. был принят на работу директором школы.

Данными противозаконными действиями нарушены их, заявителей, права, а также права всего трудового коллектива школы.

Оплата противозаконной работы Дементьева М.С. в период времени с 08 по 30 августа 2011 г. производилась из фонда заработной платы школы за счет средств, которые могли и должны были быть использованы для материального поощрения законно и честно работающих сотрудников.

При всем этом принятие на работу работника без проведения его аттестации, подтверждения его деловых качеств и способности руководить образовательным учреждением привели к тому, что им, Дементьевым М.С., дважды был совершен служебный подлог и превышение служебных полномочий по Уставу школы, в ущерб возглавляемому им учреждению даны ложные показания при рассмотрении в суде гражданского дела; им не принимаются должные меры по обеспечению санитарно-гигиенических норм школы, не осуществляется должный контроль за финансовой деятельностью и расходованием средств школы, не предоставляется в соответствии с Законом о профсоюзах и коллективным договором по этому вопросу отчетов, чем нарушаются интересы коллектива.

Из фонда материального поощрения школы, предназначенного для поощрения всего коллектива строго по Положению за конкретные действия, не входящие в прямые служебные обязанности, Дементьеву М.С. лично Дубровинской Е.А. выплачиваются значительные суммы премий за недобросовестное выполнение прямых служебных обязанностей.

На основании изложенного, каждый из заявителей просит:

признать приказы от 08 августа 2011 года и от 30 августа 2011 года недействительными и подлежащими отмене; обязать Комитет по культуре рассмотреть вопрос о назначении Дементьева М.С. директором МОУ ДОД «ДМШ № 2» с соблюдением законных процедур, проведения соответствующей аттестации с учетом допущенных им нарушений.

Определением судьи от 19 декабря 2011 года гражданские дела по заявлению Молочниковой И.Н. об оспаривании решений, действий должностного лица органа местного самоуправления, по заявлению Завадской Н.П. об оспаривании решений, действий должностного лица органа местного самоуправления, по заявлению Новиковой Г.И. об оспаривании решений, действий должностного лица органа местного самоуправления объединены в одно производство, для их совместного рассмотрения и разрешения.

Определением суда от 13 января 2012 года гражданское дело № 2-24 по заявлению Молочниковой И.Н. о признании незаконными действий (бездействие) органов и должностных лиц муниципального образования МО Щёкинский район; признании незаконными редакции Устава от 30.08.2011г., решения (приказа от 30.08.2011 г.) о её утверждении объединено в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с делом по заявлениям Молочниковой И.Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И. о признании приказов от 08 августа 2011 года и от 30 августа 2011 года недействительными и подлежащими отмене; возложении обязанности на Комитет по культуре рассмотреть вопрос о назначении Дементьева М.С. директором МОУ ДОД «ДМШ № 2» с соблюдением законных процедур, проведения соответствующей аттестации с учетом допущенных им нарушений. Делу присвоен № 2-24.

Определением суда от 20 января 2012 года производство по делу прекращено в части требований Молочниковой И.Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И., предъявленных в интересах членов трудового коллектива МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2».

В судебном заседании заявители Молочникова И.Н., Завадская Н.П., Новикова Г.И. посредством своего представителя в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Молочникова В.В. (поскольку полностью согласились с представленным им от их имени обоснованием) уточнили свои заявления, просили признать незаконными действия председателя Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е.А. по изданию приказов от 08 августа 2011 года о назначении Деметьева М.С. исполняющим обязанности директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино» и от 30 августа 2011 года о назначении Деметьева М.С. директором МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино», а также незаконными эти приказы.

Уточняя свои требования о признании незаконными действий (бездействия) органов и должностных лиц муниципального образования МО Щёкинский район – администрации МО Щёкинский район, Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район, Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район, директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Деметьева М.С., заместителя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремневой С.В., Молочникова И.Н. посредством своего представителя Молочникова В.В. (поскольку полностью согласилась с представленным им от её имени обоснованием) указала следующее.

Незаконность действий администрации МО Щёкинский район выразилась в том, что она не утверждала Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г.; незаконность действий Комитета по культуре молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район выразилась в том, что он незаконно утвердил Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г.; незаконность действий Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район выразилась в том, что он не провел надлежащей проверки и согласования Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г.; незаконность действий директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Деметьева М.С. выразилась в том, что он, в нарушение требований Устава Учреждения, единолично принял Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г.; незаконность действий заместителя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремневой С.В. выразилась в том, что она, приняв пакет с документами, в составе которых находился законно принятый Устав МБОУ ДМШ № 2 в редакции от 16.06.2011 года, не зарегистрировала этих документов, не передала их адресату – председателю Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Моисееву А.А.

Вышеуказанными действиями органов и должностных лиц, приведших к незаконному принятию Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г. (который вследствие этого незаконного принятия сам является незаконным), нарушены её, Молочниковой И.Н., права как члена трудового коллектива этого учреждения, который, в соответствии с действующим Уставом школы от 12 октября 2005 года, в составе общего Собрания трудового коллектива имеет право, внося свои предложения, участвовать в принятии Устава Учреждения в дополненном или измененном варианте.

Молочникова И.Н. также представила письменные пояснения по делу.

Её представитель в порядке ч.5 ст. 53 ГПК РФ Молочников В.В. обратил от лица своего доверителя внимание суда на то, что новая редакция Устава была принята высшим органом коллективного управления - общим собранием трудового коллектива МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щекино» 16.06.2011 г. в строгом соответствии с законодательством и действовавшим на тот момент Уставом школы. При этом были учтены все замечания правового заключения от 10.03.2011 г. Комитета по правовой работе администрации МО Щёкинский район, основанные на законе.

Передача новой редакции Устава именно в Комитет по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район - руководителю Моисееву А.А. - для предоставления правового заключения, была обоснованна и законна, поскольку в соответствии с распоряжением Главы администрации Щекинского района от 17.04.2009 г. № 93-р, Комитету, а конкретно, его подразделению – отделу по правовому обеспечению деятельности администрации были вменены функции предоставления правовых заключений по запросам структурных подразделений администрации Щёкинского района, муниципальных предприятий и учреждений Щёкинского района, связанных с их деятельностью.

Приняла пакет документов с новой редакцией Устава и официальным письмом директора муниципального учреждения (исх. № 196 от 04.07.2011 г.) должностное лицо – заместитель председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремнева С.В. В том, что данный пакет документов не был ни зарегистрирован, ни передан адресату, ни проработан, вследствие чего не был дан ответ учреждению, а документы не были возвращены, усматривается незаконность действий Кремневой С.В.

Титульный лист Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 года не заверен подписью руководителя учреждения, на нем отсутствуют сведения об утверждении его учредителем. Устав школы в указанной редакции не имеет надлежащего утверждения и, следовательно, не может признаваться законным и действующим.

Порядок утверждения Уставов, принятый Постановлением администрации МО Щёкинский район от 01.07.2011 г. № 7-807, требует утверждения Устава как Отраслевым органом (Комитетом по культуре), так и (или) Администрацией (п. 48).

До выхода из трудового отпуска всего коллектива школы никому о назначении Дементьева М.С. новым директором известно не было. 29 августа 2011 г. об этом было доведено до сведения трудового коллектива музыкальной школы как об уже свершившемся факте.

Как следует из приказа № 75 от 08.08.2011 г., Дементьев М.С. принят на работу исполняющим обязанности директора образовательного учреждения внешним совместителем. Однако п. 7 ст. 35 Закона об образовании в императивной форме запрещает исполнение должностных обязанностей руководителя муниципального образовательного учреждения по совместительству.

Дементьев М.С. не проходил предусмотренной п.3 ст.35 Закона об образовании и п. 5.2. действующего Устава школы аттестации.

Согласно п. 7 ч.1 ст. 44 Устава МО Щёкинский район назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных учреждений непосредственно Глава администрации Щёкинского района. А Дементьев М.С. назначался как на должность исполняющего обязанности, так и директора муниципального учреждения приказом председателя Комитета по культуре Дубровинской Е.А., незаконно присвоившей себе такое право.

Комитет по культуре, молодежной политике и спорту, являясь функциональным органом именно администрации, а не органом местного самоуправления, не наделен Законом № 131-ФЗ властно-распорядительными функциями в отношении учреждений, собственником имущества которых он не является.

Действия председателя комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район по единоличному утверждению Устава МОУ ДОД ДМШ №2 и назначению директора школы незаконны, приказы о назначении Дементьева М.С. исполняющим обязанности директора от 08.08.2011 г. и директором от 30.08.2011 г. незаконны, незаконны и все его действия, незаконен Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2, незаконно принятый в результате незаконных действий должностных лиц.

Представитель заинтересованных лиц - администрации МО Щёкинский район, Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район, Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район – и заинтересованное лицо - заместитель председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремнева С.В. – в судебном заседании требования Молочниковой И.Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И. не признала в полном объеме. Представила письменные возражения относительно их заявлений. Просила в удовлетворении заявлений отказать.

Заинтересованное лицо - директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Дементьев М.С. в судебном заседании заявление Молочниковой И.Н. не нашел обоснованным. Просил отказать в его удовлетворении.

Заинтересованное лицо председатель Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинская Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся прокурора и заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По мнению суда, предъявление Молочниковой И.Н. требований о признании незаконными действий органов местного самоуправления и их должностных лиц по утверждению Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2, а также незаконными редакции Устава от 30.08.2011 г. и решения (приказа) о его утверждении в рамках главы 25 ГПК РФ возможно. В обоснование своего заявления Молочникова И.Н. указывает, что действиями органов и должностных лиц, приведших к незаконному принятию Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г. (который вследствие этого незаконного принятия сам является незаконным), нарушены её права как члена трудового коллектива этого учреждения, поскольку в соответствии с действующим Уставом школы от 12 октября 2005 года в составе общего Собрания трудового коллектива она имеет право, внося свои предложения, участвовать в принятии Устава Учреждения в дополненном или измененном варианте.

В окончательном варианте, после всех уточнений, по мнению заявителя Млочниковой И.Н., незаконность действий администрации МО Щёкинский район выразилась в том, что она не утверждала Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г.; незаконность действий Комитета по культуре молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район - в том, что он незаконно утвердил Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г.; незаконность действий Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район - в том, что он не провел надлежащей проверки и согласования Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г.; незаконность действий директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Деметьева М.С. - в том, что он, в нарушение требований Устава Учреждения, единолично принял Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г.; незаконность действий заместителя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремневой С.В. - в том, что она, приняв пакет с документами, в составе которых находился законно принятый Устав МБОУ ДМШ № 2 в редакции от 16.06.2011 года, не зарегистрировала этих документов, не передала их адресату – председателю Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Моисееву А.А.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) на территории муниципального района.

Согласно ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции, действовавшей на момент утверждения положения о Комитете по культуре… и на момент внесения в него изменений) действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с ч. 4. ст. 41 Устава муниципального образования Щёкинский район в структуру администрации Щёкинского района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Щёкинского района, которые могут обладать правами юридического лица.

Основанием для государственной регистрации органов администрации Щёкинского района в качестве юридических лиц является решение Собрания представителей Щёкинского района об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем Собранием представителей Щёкинского района.

30.12.2008 г. решением Собрания представителей Щёкинского района № 50/540 было утверждено Положение о Комитете культуры администрации муниципального образования Щёкинский район и установлено, что Комитет культуры администрации муниципального образования Щёкинский район считать учрежденным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица – 07 апреля 1999 года. 15.04.2010 г. в связи с решением Собрания представителей Щёкинского района от 14.12.2009 г. «О структуре администрации муниципального образования Щёкинский район» внесены изменения в положение о комитете культуры администрации Щёкинского района, а именно – изменено наименование комитета на Комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Щёкинский район и расширены задачи, функции и права комитета.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.

Отсюда следует, что несмотря на то что Комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Щёкинский район является некоммерческой организацией, действующим законодательством не предусмотрено наличие у него Устава.

В силу п. 3.3.9 Положения о Комитете по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Щёкинский район, утвержденного решением Собрания представителей Щёкинского района от 15.04.2010 г. № 14/131, Комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Щёкинский район в сфере управления учреждениями культуры по согласованию с Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации и Комитетом по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации, утверждает уставы муниципальных учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей в области культуры и искусства и (или) изменения к ним.

Принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» потребовало как внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, так и разработки новых.

Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» такие учреждения признаются муниципальными учреждениями.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ внесены изменения в ст. 120 ГК РФ, а также введена ст. 9.1 в Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, что связано с изменением типов государственных, муниципальных учреждений, среди которых теперь выделяют автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ внесены дополнения в ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ об учредительных документах. Так, согласно ч. 1 указанной статьи учредительными документами являются, в частности: для бюджетного учреждения - устав, утвержденный учредителем (собственником имущества).

Указанная статья также дополнена новыми положениями (ч. ч. 1.1, 4) о том, что утверждение устава казенных и бюджетных учреждений, внесение изменений в него осуществляются в порядке, установленном: местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных учреждений.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается органом местного самоуправления.

Судом установлено, что 01.07.2011 г. за № 7-807 было принято постановление администрации Щёкинского района «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования Щёкинский район, утверждения Уставов муниципальных учреждений муниципального образования Щёкинский район и внесения в них изменений».

В соответствии с п. 48 указанного Порядка, Устав муниципального бюджетного или казенного учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются отраслевым органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) администрацией.

Согласно Уставу МОУ ДОД ДМШ № 2 от 12 октября 2005 г. функции и полномочия учредителя в отношении данного учреждения исполняет Комитет культуры администрации муниципального образования Щёкинский район.

Это обстоятельство также подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от 26.10.2005 г. № 865.

Из анализа содержания всех вышеуказанных нормативных положений следует, что Комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Щёкинский район является органом, уполномоченным от лица администрации МО Щёкинский район утвердить Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 от 30.08.2011 г.

Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании представитель администрации МО Щёкинский район по доверенности Кремнева С.В., которая, в том числе, от лица своего доверителя (доверенность подписана Главой администрации Щёкинского района Свиридовым Н.Н. подтвердила, что необходимости утверждения указанной редакции Устава администрацией МО Щёкинский район не было.

Поэтому оснований для признания незаконными действий администрации МО Щёкинский район, выразившихся в том, что она не утверждала Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г., нет.

Заявление Молочниковой И.Н. в этой части удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктами 55-56 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования Щёкинский район, утверждения Уставов муниципальных учреждений муниципального образования Щёкинский район и внесения в них изменений от 01.07.2011 г., для утверждения новой редакции (внесения изменений в действующую редакцию) Устава учреждения отраслевому органу и (или) Комитету по управлению муниципальной собственностью, Комитету по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами представляются:

- новая редакция Устава учреждения, изменения в устав в шести экземплярах (на бумажном носителе - все экземпляры пронумерованы и прошиты, а также на электронном носителе);

- копия действующего Устава учреждения со всеми изменениями;

- копия свидетельства (копии свидетельств) о регистрации действующего Устава, изменений в Устав;

- копия решения о создании учреждения;

- копия решения о переименовании, реорганизации учреждения (в случае переименования или реорганизации);

- копия свидетельства о государственной аккредитации учреждения (при наличии);

- копия лицензии учреждения (при наличии).

Устав учреждения в новой редакции, изменения в Устав могут быть оставлены отраслевым органом и (или) Комитетом по управлению муниципальной собственностью, Комитетом по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами без рассмотрения, если к ним не приложены документы, указанные в пункте 55 настоящего Порядка, либо документы представлены с нарушением настоящего Порядка, в том числе, когда представленные документы по своему оформлению не соответствуют установленным требованиям.

Об оставлении Устава учреждения в новой редакции, изменений в Устав без рассмотрения сообщается учреждению Отраслевым органом и (или) Комитетом по управлению муниципальной собственностью, все документы в десятидневный срок возвращаются учреждению с указанием причины их возращения.

Отраслевой орган и (или) Комитет по управлению муниципальной собственностью, в месячный срок с даты поступления Устава осуществляет его проверку на соответствие требованиям федерального законодательства, законодательства Тульской области и муниципальным правовым актам муниципального образования Щёкинский район, направляет его в Комитет по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами для согласования.

Комитет по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами согласовывает новую редакцию устава Учреждения, изменения в устав в течение десяти дней с даты его поступления или в тот же срок возвращает с обоснованными замечаниями.

Отраслевой орган и (или) администрация Щёкинского района принимает решение об утверждении Устава учреждения в новой редакции, изменений в Устав в десятидневный срок с даты поступления согласованной новой редакции Устава учреждения, изменений в Устав.

На основании решения об утверждении Устава учреждения, Устава в новой редакции, изменений в Устав титульный лист Устава, новая редакция Устава, изменения в Устав заверяются подписью руководителя учреждения (лица, исполняющего обязанности руководителя) и гербовой печатью органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Из материалов дела следует, что в августе 2011 года в Комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации Щёкинского района и.о. директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино» Дементьевым М.С. был направлен для согласования и утверждения проект Устава МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района. Судом установлено, что эту редакцию Устава общее собрание коллектива музыкальной школы своим решением не принимало. Данного обстоятельства не отрицал никто из участвующих в деле лиц.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела в суде Дементьев М.С., вышеуказанная редакция Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 (которая впоследствии, 30.08.2011 г. и была утверждена Комитетом по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район), была подготовлена им лично на основе проекта новой редакции Устава, принятой общим собранием коллектива школы 16.06.2011г., с учетом замечаний, сделанных Комитетом по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район в правовом заключении от 10 марта 2011 года (данном при представлении школой первой редакции изменений в Устав в начале 2011 года).

Из пояснений Кремневой С.В. и Дементьева М.С. следует, что проект Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 был представлен директором школы на утверждение со всеми документами, предусмотренными п. 55 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования Щёкинский район, утверждения Уставов муниципальных учреждений муниципального образования Щёкинский район и внесения в них изменений от 01.07.2011 г.

Судом установлено, что Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г. был согласован руководителями Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации МО Щёкинский район, Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район. Это обстоятельство подтверждается визами на титульном листе Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 от 30.08.2011г.), пояснениями представителя заинтересованных лиц и заинтересованного лица Кремневой С.В.

Устав был утвержден приказом от 30.08.2011 г. № 27 председателя Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Щёкинский район Дубровинской Е.А.

Поскольку Комитет по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район провел проверку и согласование Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.08.2011 г., но его действия непосредственно не привели к утверждению вышеуказанной редакции Устава музыкальной школы (то есть не произошло нарушение прав заявителя), оснований для признания незаконными действий данного органа, нет. Поэтому заявление Молочниковой И.Н. и в этой части удовлетворению не подлежит.

12.09.2011 г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы МБОУ ДОД ДМШ № 2, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц 71 № 002186801 от 12.09.2011 г.

По мнению представителя заинтересованных лиц и заинтересованного лица Кремневой С.В., заинтересованного лица Дементьева М.С., был соблюден установленный действующим законодательством порядок совершения действий, необходимых для утверждения новой редакции Устава и его регистрации.

Суд с таким мнением не согласен, при этом исходит из следующего.

Согласно п.2 ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ч.4 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению её высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном: … местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Судом установлено, что на период утверждения редакции Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2 действовал Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования Щёкинский район, утверждения Уставов муниципальных учреждений муниципального образования Щёкинский район и внесения в них изменений, утвержденный постановлением главы администрации муниципального образования Щёкинский район от 01.07.2011 г. № 7-807, вступивший в силу со дня его официального опубликования (опубликован в газете «Щёкинский вестник» 16 июля 2011 года).

Как было указано выше, в соответствии с п. 48 этого Порядка, Отраслевой орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, и (или) Администрация утверждают Устав муниципального бюджетного или казенного Учреждения, а также вносимые в него изменения.

Однако п. 54 данного нормативного акт (Порядка…) предусмотрено, что разрабатывается Устав муниципального Учреждения, в случае подготовки его в новой редакции или внесения в него изменений, Учреждением.

На период 30 августа 2011 года (дату утверждения Комитетом по культуре молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район изменений в Устав МОУ ДОД ДМШ № 2) действовал Устав данного учреждения в редакции от 12 октября 2005 года. Этот Устав не был признан недействительным, не утратил он своей силы и в соответствии с нормами действующего законодательства.

Пунктом 5.4 Устава МОУ ДОД ДМШ № 2 было предусмотрено, что высшим органом коллективного управления школой является общее Собрание трудового коллектива. Среди основных целей и задач данного органа поименовано внесение предложений по изменениям и дополнениям в Устав. Никакому другому органу управления школой (в том числе и директору) такая функция этим учредительным (основным) документом муниципального учреждения не предписывалась.

Согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, её учредителями (участниками).

Из п. 1.2 Устава МОУ ДОД ДМШ № 2 г. Щёкино (в редакции от 12 сентября 2005г.) усматривается, что учредителем Школы является Комитет культуры администрации МО Щёкинский район.

Исходя из совокупного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что при утверждении редакции Устава МОУ ДОД ДМШ № 2 от 30.08.2011 г., представленной директором школы Дементьевым М.С., председатель Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинская Е.А. от лица учредителя данного муниципального учреждения должна была проверить соблюдение существовавшего для этого учреждения порядка внесения изменений в Устав. Этого заведомо соблюдено не было.

Поскольку 30.08.2011 г. была утверждена редакция Устава МБОУ ДОД ДМШ № 2, которая не разрабатывалась Учреждением, имеются основания для выводов о том, что порядок внесения изменений в Устав МОУ ДОД ДМШ № 2 был нарушен.

Незаконно принятый Устав не может обладать юридической силой.

Поэтому имеются основания для удовлетворения требований Молочниковой И.Н. о признании незаконными действий Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район по утверждению Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района в редакции от 30.08.2011 г.; редакции Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района от 30.08.2011 г., решения (приказа председателя комитета по культуре, молодежной политике и спорту Е.А.Дубровинской № 27 от 30.08.2011 г.) о её утверждении.

Принимая такое решение по делу, суд руководствуется, в том числе, и разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в п. 28 Постановления Пленума № 2 от 10.02.2009 г., согласно которым, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

Оснований для рассмотрения вопроса о правомерности включения или невключения в Устав МБОУ ДОД ДМШ № 2 в редакции от 30.11.2011 г. отдельных нормативных положений (в частности, об отсутствии в этой редакции нормы о том, что высшим органом управления школой является общее собрание трудового коллектива) в рамках рассмотрения заявления Молочниковой И.Н., поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, при том, что судом установлено нарушение порядка утверждения редакции Устава, не имеется.

По мнению суда, действиями директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Дементьева М.С., выразившимися в представление на утверждение редакции Устава музыкальной школы от 30.08.2011 г. в Комитет по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район непосредственно права заявителя Молочниковой И.Н. не нарушают, так как не ведут непосредственно к утверждению этой редакции Устава учреждения.

Поэтому требования Молочниковой И.Н. о признании незаконными действий директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Деметьева М.С. удовлетворению не подлежат.

Как указано выше, по мнению заявителя Молочниковой И.Н., незаконность действий заместителя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремневой С.В. выразилась в том, что она, приняв пакет с документами, в составе которых находился законно принятый Устав МБОУ ДМШ № 2 в редакции от 16.06.2011 года, не зарегистрировала этих документов, не передала их адресату – председателю Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Моисееву А.А.

Из материалов дела усматривается, что общим собранием трудового коллектива МОУ ДОД ДМШ № 2 новая редакция Устава школы была принята 16.06.2011 года. Устав школы в этой редакции был направлен 04.07.2011 г. за исходящим № 196 в администрацию МО Щёкинский район – на имя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию в правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Моисеева А.А.

Согласно пояснениям Кремневой С.В., представленная не по форме редакция Устава МОУ ДОД ДМШ № 2 от 16.06.2011 г. не могла быть рассмотрена и утверждена, поскольку не соответствовала правовому заключению Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район, данному в марте 2011 года на первый проект редакции Устава, разработанный трудовым коллективом МОУ ДОД ДМШ № 2.

Эти пояснения Кремневой С.В. подтверждаются, а утверждения Молочниковой И.Н. (о том, что при разработке трудовым коллективом МОУ ДОД ДМШ № 2 редакции Устава школы от 16.06.2011 г. были учтены все замечания правового заключения Комитета по правовой работе администрации МО Щёкинский район) опровергаются пояснениями допрошенной в качестве свидетеля Ж.В.И., бывшего директора МОУ ДОД ДМШ № 2. Она пояснила, что не все замечания Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации Щёкинского района, отраженные в данном на первый вариант новой редакции Устава школы правовом заключении от 10.03.2011 г., были учтены при разработке трудовым коллективом редакции Устава от 16.06.2011 г. Понимая, что в такой редакции Устав утвержден не будет, она голосовала против его принятия на общем собрании коллектива учреждения 16.06.2011 г.

Показаниям данного свидетеля суд придает доказательственную силу, поскольку не доверять ему у суда нет оснований.

Поскольку ни в одном нормативном документе не содержится указания на то, что учредитель муниципального учреждения обязан утвердить Устав этого учреждения именно в той редакции, которую это учреждение, соблюдая соответствующий порядок, приняло, оснований считать действия заместителя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремневой С.В. нарушающими права заявителя нет.

Её действия по получению 04.07.2011 г. документов, в составе которых была редакция Устава МОУ ДОД ДМШ № 2, принятая решением общего собрания трудового коллектива музыкальной школы 16.06.2011 г., не вели к утверждению редакции Устава школы от 30.08.2011 г.

Поэтому оснований для признания незаконными действий заместителя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремневой С.В. не имеется. Заявление Молочниковой И.Н. в этой части удовлетворению не подлежит.

Обосновывая свои заявления, Молочникова И.Н., Завадская Н.П., Новикова Г.И. указали, что незаконно изданными председателем Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е.А. приказами от 08 августа 2011 года и 30 августа 2011 года о назначении Дементьева М.С. соответственно на должность исполняющего обязанности директора МОУ ДОД «ДМШ № 2» и директора этого учреждения нарушены их, заявителей, права и интересы, созданы препятствия к осуществлению гражданских прав как работников трудового коллектива – МОУ ДОД ДМШ № 2, поскольку оплата труда Дементьева М.С. в период времени с 08 по 30 августа 2011 г. производилась из фонда заработной платы школы за счет средств, которые могли и должны были быть использованы для материального поощрения законно и честно работающих сотрудников, в том числе и их, заявителей, каждой; принятие на работу работника - директора школы Дементьева М.С. - без проведения его аттестации, подтверждения его деловых качеств и способности руководить образовательным учреждением привели к тому, что Дементьевым М.С. дважды был совершен служебный подлог и превышение служебных полномочий по принятию Устава школы; в ущерб возглавляемому им учреждению Дементьевым М.С. даны ложные показания при рассмотрении в суде гражданского дела; им не принимаются должные меры по обеспечению санитарно-гигиенических норм школы; не осуществляется должный контроль за финансовой деятельностью и расходованием средств школы; не предоставляется в соответствии с Законом о профсоюзах и коллективным договором по этому вопросу отчетов; из фонда материального поощрения школы, предназначенного для поощрения всего коллектива строго по Положению за конкретные действия, не входящие в прямые служебные обязанности, Дементьеву М.С. лично Дубровинской Е.А. выплачиваются значительные суммы премий за недобросовестное выполнение прямых служебных обязанностей.

Анализ характера нарушений прав заявителей (как они об этом сами указывают) приводит к выводам о том, что права заявителей как сотрудников МБОУ ДОД ДМШ № 2 непосредственно нарушаются действиями директора музыкальной школы Дементьева М.С., который ненадлежащим образом исполняет свои служебные обязанности.

Согласно п. 5.3 Положения о Комитете по культуре, молодежной политике и спорту администрации муниципального образования Щёкинский район, утвержденного Решением Собрания представителей Щёкинского района от 15.04.2010 г. № 14/131, полномочия по назначению руководителей муниципальных учреждений культуры, других непосредственно подчиненных комитету учреждений и организаций, по утверждению их должностных инструкций, аттестации руководителей подведомственных учреждений, созданию экспертных групп и комиссий возложены на председателя комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации Щёкинского района.

Прямого нарушения прав и интересов Молочниковой И.Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И., создания препятствий к осуществлению их прав действиями председателя Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е.А. изданием приказов от 08 августа 2011 года о назначении Деметьева М.С. исполняющим обязанности директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино» (№ 75) и от 30 августа 2011 года о назначении Деметьева М.С. директором МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино» (№80), и этими приказами – не существует.

Обсуждение вопроса о законности процедуры назначения Дементьева М.С. и.о. директора МОУ ДОД ДМШ № 2 и директором указанного учреждения (в том числе, условия прохождения им как руководителем аттестации) не входит, в соответствии с действующим законодательством, в компетенцию заявителей Молочниковой И.Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И. как членов трудового коллектива этого учреждения.

Оспариваемые заявителями действия Дубровинской Е.А. и изданные ею приказы не влекут за собой напрямую таких последствий, как выплата Дементьеву М.С. (на что указывают заявители) значительных суммы премий из фонда материального поощрения школы, предназначенного для поощрения всего коллектива строго по Положению, за выполнение им своих прямых служебных обязанностей.

Вопрос получения заявителями вознаграждения за труд регулируется нормами трудового права. Исходя из того обстоятельства, что их работодателем выступает Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района, спор по вопросу неправомерного начисления и выплаты им заработной платы подлежит разрешению между субъектами работник-работодатель в порядке искового производства.

Суд также приходит к выводу о том, что по вопросу о признании незаконными действий председателя Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е. А. по изданию приказа от 30.08.2011 г. о назначении Деметьева М.С. директором МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино» заявители пропустили срок обращения в суд.

Согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Разъясняя порядок применения данной нормы закона, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 24 Постановления от 10.02.2009 г. № 2 разъяснил, что при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Из материалов дела следует, что о назначении Дементьева М. С. директором МБОУ ДОД ДМШ № 2, Молочникова И. Н., Новикова Г. И., Завадская Н. П. (как они сами об этом указали) узнали 29.08.2011 г.

Однако с заявлением о признании незаконным действий председателя комитета по культуре молодежной политике и спорту администрации Щёкинского района Дубровинской Е. Н. по назначению Дементьева М. С. директором МБОУ ДОД ДМШ № 2 обратились в суд лишь 19 декабря 2011 года, то есть с пропуском срока, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.

Обстоятельств, которые препятствовали бы им своевременно обратиться в суд с указанным заявлением, заявители суду не сообщили, доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представили.

Суммируя все вышесказанное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявлений Молочниковой И. Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И. о признании незаконными действий председателя Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е.А. по изданию приказов от 08 августа 2011 года о назначении Дементьева М.С. исполняющим обязанности директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино» и от 30 августа 2011 года о назначении Дементьева М.С. директором МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино», признании незаконными этих приказов, - нет. Заявления подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление Молочниковой И.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район по утверждению Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района в редакции от 30.08.2011 г.; редакцию Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района от 30.08.2011 г., решение (приказ председателя комитета по культуре, молодежной политике и спорту Е.А.Дубровинской № 27 от 30.08.2011 г.) о её утверждении.

В удовлетворении остальной части заявления Молочниковой И.Н. - о признании незаконными действий (бездействия) администрации МО Щёкинский район, Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район, директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» Щёкинского района Деметьева М.С., заместителя председателя Комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации МО Щёкинский район Кремневой С.В. – отказать.

Заявления Молочниковой И.Н., Завадской Н.П., Новиковой Г.И. о признании незаконными действий председателя Комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации МО Щёкинский район Дубровинской Е.А. по изданию приказов от 08 августа 2011 года о назначении Деметьева М.С. исполняющим обязанности директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино» и от 30 августа 2011 года о назначении Деметьева М.С. директором МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 2 г. Щёкино», самих этих приказов, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Щёкинский районный суд в течения месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28 января 2012 года.

Судья: