о расторжении договора ренты пожизненного содержания с иждивением - Ротанова



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года г. Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Алексеевой Т.В.,

при секретаре Зеленковой Н.Н.,

с участием истца Ротановой К.А.,

представителя истца Ротановой К.А. – адвоката Козлова А.А., представившего удостоверение № 187, выданное Управлением Минюста по Тульской области 31.12.2002г. и ордер № 035344 от 10.01.2012г., доверенность, удостоверенную нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ВВВ 30.11.2011г., зарегистрированную в реестре за № 2Д-894,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-341/2012 по иску Ротановой К.А. к Буздалиной С.М. о расторжении договора ренты пожизненного содержания с иждивением, признании недействительной записи о праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

установил:

Ротанова К.А. обратилась в суд с иском к Буздалиной С.М. о расторжении договора ренты пожизненного содержания с иждивением, заключенного ДД.ММ.ГГГГ и удостоверенного нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ВВВ, признании недействительной записи о праве собственности Буздалиной С.М. на квартиру <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ заключила с Буздалиной С.М. договор ренты пожизненного содержания с иждивением, согласно которому истец (получатель ренты) передала в собственность Буздалиной С.М. (плательщику ренты) принадлежащую ей вышеуказанную квартиру, при этом ответчик обязалась пожизненно содержать получателя ренты, обеспечивая необходимой помощью, питанием, одеждой, сохранив в ее бесплатном пользовании указанную квартиру. Однако ответчиком условия договора не исполняются на протяжении двух лет, не оказывается необходимая помощь, не предоставляются питание, одежда. В связи с чем истец считает, что указанный договор ренты должен быть расторгнут, а стороны приведены в первоначальное положение.

В судебном заседании истец Ротанова К.А., ее представитель Козлов А.А. исковые требования поддержали. Истец суду пояснила, что ответчик Буздалина С.М. в 2003 году предложила ей заключить договор ренты пожизненного содержания с иждивением, при этом обещала ухаживать за ней, обеспечивать питанием, одеждой, оказывать необходимую помощь. После заключения договора ответчик сделала в квартире косметический ремонт, навещала истца. Однако более двух лет ответчик посещая истца, просто общается с ней, разговаривает, берет деньги в займы. При этом никакой помощи ответчик истцу не оказывает, обеспечение продуктами питания не предоставляет. Истец на собственные средства покупает продукты, одежду, ходит в магазин, в аптеку, убирает квартиру. До настоящего времени лицевой счет оформлен на истца, которая и оплачивает жилищно-коммунальные услуги и квартирную плату. С весны 2011г. истец забрала у ответчика ключи от квартиры, в связи с намерением Буздалиной С.М. переселить истца из квартиры в иное место жительства. Истец указала, что из-за того, что Буздалина С.М. не выполняет условия договора, вынуждена обращаться за помощью к соседям. Просила суд расторгнуть договор ренты, возвратив ей квартиру.

Ответчик Буздалина С.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом телеграммой, от получения которой отказалась. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с учетом положений ст. 117, ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации (л.д. 33).

Третье лицо нотариус Щекинского нотариального округа Тульской области Вытегова В.В. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав истца и ее представителя, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 601 ГК Российской Федерации по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 602 ГК Российской Федерации, обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг. В договоре пожизненного содержания с иждивением должна быть определена стоимость всего объема содержания с иждивением. При этом стоимость общего объема содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением, предусматривающему отчуждение имущества бесплатно, не может быть менее двух установленных в соответствии с законом величин прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненного содержания с иждивением, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины не менее двух установленных в соответствии с законом величин прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 363-ФЗ).

При этом, действие положений части второй Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 363-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров пожизненного содержания с иждивением, в случае, если размер выплат по указанным договорам меньше, чем размер, определенный с учетом требований части второй Гражданского кодекса РФ в редакции указанного Закона. Если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями части второй Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 363-ФЗ, к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются правила определения размера соответствующих выплат, установленные частью второй Гражданского кодекса РФ в редакции указанного Закона.

В соответствии с п. 2 ст. 605 ГК Российской Федерации, при существенном нарушении плательщиком ренты своих обязанностей получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены на условиях, установленных статьей 594 ГК Российской Федерации. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсации расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты.

Согласно договору ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между получателем ренты Ротановой К.А. и плательщиком ренты Буздалиной С.М., удостоверенному нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ВВВ, зарегистрированному в реестре за , Ротанова К.А. бесплатно с условием пожизненного содержания с иждивением передала в собственность Буздалиной С.М. принадлежащую ей на праве собственности квартиру <адрес>. Буздалина С.М. в свою очередь обязалась пожизненно полностью содержать Ротанову К.А., обеспечивая ее необходимой помощью, питанием, одеждой, сохранив в ее бесплатном пожизненном пользовании указанную квартиру (л.д. 6-7).

Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.08.2010г. свидетельствует о том, что право собственности Буздалиной С.М. на квартиру по адресу: <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Из справки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Щекино и Щекинском районе от 07.02.2012 года усматривается, что Ротанова К.А. получает пенсию по старости, размер которой составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 32).

Представленные Ротановой К.А. копии квитанций об уплате жилищно-коммунальных услуг в квартире <адрес> за 2009, 2011 годы подтверждают, что оплата производится именно ею (л.д. 34-49).

Более того, указанные квитанции предъявляются на имя Ротановой К.А., а не на имя собственника квартиры Буздалиной С.М. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Буздалина С.М. не представила в управляющую компанию и иные организации (осуществляющие газоснабжение, электроснабжение, услуги связи и проводного радиовещания и т.п.) свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение для надлежащего переоформления лицевых счетов. А следовательно, не намеревалась выполнять свои обязанности собственника жилого помещения по оплате содержания жилья и коммунальных услуг в квартире <адрес>.

Свидетель КВС (соседка Ротановой К.А. и Буздалиной С.М.) в судебном заседании подтвердила, что Буздалина С.М. после заключения договора ренты посещала Ротанову К.А., помогала ей в осуществлении ремонта квартиры. Однако материалы для ремонта приобретались на средства Ротановой К.А. Свидетель указала, что часто видела ответчика входящей в квартиру истца. Однако при себе ответчик не имела каких-либо сумок, пакетов с продуктами питания. Ротанова К.А. всегда самостоятельно ходит в магазин за продуктами, соседи нередко помогают ей донести сумки. Также истец сама покупает себе одежду, оплачивает квартирную плату, за собственные средства приобрела новую кровать, газовую плиту, установила пластиковые окна.

Пояснения данного свидетеля суд находит достоверными, не доверять оснований не имеется, поскольку они не противоречат пояснения истца и другим доказательствам по делу.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что обязательства, взятые на себя по договору ренты пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик Буздалина С.М. не выполняет, не обеспечивает получателя ренты Ротанову К.А. уходом, питанием, одеждой, не оплачивает квартплату и коммунальные услуги.

Суд не располагает доказательствами предоставления Буздалиной С.М. получателю ренты Ротановой К.А. на протяжении действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячного содержания в размере двух минимальных размеров оплаты труда, а с 01.12.2011г. в размере двух установленных в соответствии с законом величин прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что в соответствии с Законом Тульской области от 30.09.2011г. N 1646-ЗТО «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Тульской области на 2012 год» величина прожиточного минимума пенсионера в Тульской области на 2012 год установлена в размере 5180 рублей. А потому ежемесячное обеспечение истца ответчиком должно осуществляться с 01.01.2012г. на сумму не менее 10360 руб. (2 х 5180 руб.).

14.01.2012г. телеграммой, полученной лично, ответчик Буздалина С.М. была извещена истцом о намерении расторгнуть договор (л.д. 17).

Неявку ответчика Буздалиной С.М. в судебное заседание, отказ от получения телеграммы, суд расценивает как ее безразличное отношение к результату рассмотрения настоящего спора, ввиду отсутствия у нее каких-либо доказательств, опровергающих то обстоятельство, что условия спорного договора ренты ею не выполняются.

Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования Ротановой К.А. о расторжении договора ренты пожизненного содержания с иждивением, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Буздалиной С.М., удостоверенного нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ВВВ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Удовлетворение искового требования о расторжении договора ренты пожизненного содержания с иждивением является основанием для возврата квартиры истцу и прекращения права собственности ответчика на спорную квартиру.

Разрешая требование Ротановой К.А. о признании недействительной записи о праве собственности Буздалиной С.М. на квартиру <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.08.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно положениям ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, в частности, судебные акты, вступившие в законную силу.

Таким образом, суд считает, что оснований для признания недействительной записи о праве собственности Буздалиной С.М. на спорную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ротановой К.А. к Буздалиной С.М. о расторжении договора ренты пожизненного содержания с иждивением, признании недействительной записи о праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним удовлетворить частично.

Расторгнуть договор ренты пожизненного содержания с иждивением, заключенный между Ротановой К.А. и Буздалиной С.М. ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ВВВ, зарегистрированный в реестре за , возвратив квартиру <адрес> в собственность Ротановой К.А..

Отказать Ротановой К.А. в удовлетворении требования о признании недействительной записи о праве собственности Буздалиной С.М. на квартиру <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения.

В окончательной форме решение изготовлено 20 февраля 2012 года.

Председательствующий -