о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии и признании права собственности на часть жилого дома



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2012 года п. Тёплое Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.В.,

при секретаре Шведовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-300/2012 по иску Маломужевой Г.Н. к администрации МО Лазаревское Щекинского района, Лукутиной В.А., Лукутину А.А., Лукутину И.А., Кирееву В.М. о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии и признании права собственности на часть жилого дома,

установил:

Маломужева Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО Лазаревское Щекинского района, Лукутиной В.А., Лукутину А.А., Лукутину И.А., Кирееву В.М. о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии и признании права собственности на часть жилого дома.

Свои требования мотивировала тем, что на основании договора купли-продажи от 01.10.2001 г. она с мужем приобрели в общую долевую собственность (по 1/2 доле в праве за каждым) квартиру <адрес>, общей площадью 61,0 кв.м., в том числе жилой площадью 39,5 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ г. её муж М. умер. После его смерти она вступила в права наследования и на основании свидетельства о праве на наследство, удостоверенного нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области Чеколаевой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ реестровый номер , стала единоличным собственником указанной квартиры.

Кроме этого, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., свидетельства о праве на наследство, удостоверенного нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области Чеколаевой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ г., реестровый номер , свидетельства о праве на наследство, удостоверенного нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области Чеколаевой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ реестровый номер , ей на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1039 кв.м., адрес объекта: <адрес>

В целях благоустройства и улучшения жилищных условий в квартире было произведено переустройство. К квартире самовольно, без получения на то необходимых разрешений, пристроены помещения, обозначенные на плане строения литерами «А1» и «а1», что привело к увеличению общей площади на 19,4 кв.м., в том числе увеличение жилой площади на 10,3 кв.м.

Просила суд признать законными перепланировку и переоборудование, сохранив в переустроенном состоянии жилое помещение - квартиру <адрес>, общей площадью 80,4 кв.м., в том числе жилой площадью 49,8 кв.м.

Признать за ней право собственности на часть жилого дома <адрес>, общей площадью 80,4 кв.м., в том числе жилой площадью 49,8 кв.м.

Истец Маломужева Г.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Истец письменно просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования просила удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации МО Лазаревское Щекинского района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений по иску не представил.

Ответчики Лукутина В.А., Лукутин А.А., Лукутин И.А., Киреев В.М. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчики письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования просили удовлетворить.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Закон (п. 1, абз. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает как общее правило, что лицо, создавшее для себя с соблюдением закона и иных правовых актов новую вещь, приобретает на нее право собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенной для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно свидетельству о праве на наследство, удостоверенного нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области Чеколаевой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ реестровый номер , Маломужева Г.Н. является собственником квартиры <адрес> общей площадью 61,0 кв.м., в том числе жилой площадью 39,5 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 11-12).

Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельства о праве на наследство, удостоверенного нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области Чеколаевой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ г., реестровый номер , свидетельства о праве на наследство, удостоверенного нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области Чеколаевой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ г., реестровый номер следует, что Маломужевой Г.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1039 кв.м., адрес объекта: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9).

В результате произведенной истцом перепланировки и переустройства жилого помещения: пристроена жилая комната и коридор (лит. А1), возведена холодная пристройка Литер «а1», что подтверждается техпаспортом на объект капитального строительства (недвижимого имущества), выданным Щёкинским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» 29.12.2011 г. Разрешительные документы на осуществление указанной реконструкции не предъявлены.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Маломужевой Г.Н. фактически путем переустройства и перепланировки был создан иной объект права, с иными техническими характеристиками.

Вместе с тем согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из заключения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 02.11.2011 г. № ф-71/8854 (л.д. 13-15) следует, что в результате перепланировки и переустройства, произведенных в квартире <адрес>, в виде пристроенной жилой комнаты и коридора (лит. А1), возведенной холодной пристройки (лит. а1), объемно-планировочные и конструктивные решения, принятые при проведении перепланировки и переустройства, отвечают требованиям безопасности, долговечности, эксплуатационным характеристикам, санитарно-эпидемиологическим требованиям по охране здоровья людей и окружающей природной среды и противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым домам в соответствии с требованиями СНиП 31-01-2003 «Дома жилые многоквартирные» и требованиям ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Строительные работы произведены в соответствии с технологическими условиями на производство общестроительных и специальных работ. Постройки не нарушают права охраняемые законом интересы других, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд не располагает доказательствами того, что сохранение жилого помещения с пристройками нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также того, что при переустройстве жилого помещения были допущены существенные нарушения градостроительных, строительных и иных норм и правил.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненно наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью людей.

Из разъяснений Постановления N 10/22 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года следует, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Судом было установлено, что возведенные жилая комната и коридор (лит. А1), возведенная холодной пристройки (лит. а1), находятся на земельном участке, который на праве собственности принадлежит Маломужевой Г.Н.

Как усматривается из искового заявления, а также из справки составленной Щекинским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 29.12.2011 г. дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет нескольких владельцев, принадлежащие им части дома имеют изолированные друг от друга входы.

Согласно экспликации к поэтажному плану часть дома истца в настоящее время занимает следующие помещения: лит. А: помещение № 1 (жилая комната) площадью 16,9 кв.м., помещение № 2 (жилая комната) площадью 12,1 кв.м., помещение № 3 (жилая комната) площадью 10,5 кв.м., помещение № 4 (кладовая) площадью 1,0 кв.м., помещение №5 (туалет) площадью 1,2 кв.м., помещение № 6 (ванная) площадью 2,1 кв.м.; помещение № 7 (кухня) площадью 10,5 кв.м., помещение № 8 (коридор) площадью 6,7 кв.м.; в лит. А1: помещение № 9 (жилая комната) площадью 10,3 кв.м., помещение № 10 (коридор) площадью 9,1 кв.м., лит а1- холодная пристройка площадью 6,4 кв.м., общей площадью 80,4 кв.м., в том числе жилой площадью 49,8 кв.м.

Учитывая, что истцу на праве собственности принадлежит квартира в доме <адрес>, которая представляет собой часть жилого дома, состоящего из нескольких жилых комнат и подсобных помещений, имеющего отдельный вход, то есть обладает признаками жилого дома, предусмотренными ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчики не возражали против удовлетворения исковых требований истца, суд полагает правильным исковые требования удовлетворить.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, включая право собственности на имущество, возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В силу п.1 ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Маломужевой Г.Н. к администрации МО Лазаревское Щекинского района, Лукутиной В.А., Лукутину А.А. Лукутину И.А., Кирееву В.М. о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии и признании права собственности на часть жилого дома удовлетворить.

Признать законными перепланировку и переоборудование, сохранив в переустроенном состоянии жилое помещение - квартиру <адрес>, общей площадью 80,4 кв.м., в том числе жилой площадью 49,8 кв.м.

Признать за Маломужевой Г.Н. право собственности на часть жилого дома № 16 по <адрес> обозначенного на экспликации к поэтажному плану строения следующими помещениями: лит. А: помещение № 1 (жилая комната) площадью 16,9 кв.м., помещение № 2 (жилая комната) площадью 12,1 кв.м., помещение № 3 (жилая комната) площадью 10,5 кв.м., помещение № 4 (кладовая) площадью 1,0 кв.м., помещение №5 (туалет) площадью 1,2 кв.м., помещение № 6 (ванная) площадью 2,1 кв.м., помещение № 7 (кухня) площадью 10,5 кв.м., помещение № 8 (коридор) площадью 6,7 кв.м.; в лит. А1: помещение № 9 (жилая комната) площадью 10,3 кв.м., помещение № 10 (коридор) площадью 9,1 кв.м., лит а1- холодная пристройка площадью 6,4 кв.м., общей площадью 80,4 кв.м., в том числе жилой площадью 49,8 кв.м.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 3-х дней со дня вступления решения в законную силу направить его для сведения в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: