о признании отказа в присвоении звания `Ветеран труда`



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации    

5 марта 2012 года г. Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Шемчук О.В.,

при секретаре Редюхиной Н.О.,

с участием истца Панова И.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-509/2012 по иску Панова И.Т. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и выдаче удостоверения «Ветеран труда»,

установил:

Панов И.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и выдаче удостоверения «Ветеран труда», указывая на то, что 07.12.2011 года обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», с приложением необходимого пакета документов. Решением от 12.12.2011 года ему отказано в присвоении указанного звания, так как продолжительность трудового стажа не соответствует требованиям закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28.02.2007 года №797-ЗТО. С указанными доводами истец не согласен, так как считает их противоречащими Федеральному закону «О ветеранах», а также Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Истец имеет трудовой стаж в календарном исчислении 20 лет 09 месяцев 16 дней, в льготном 22 года 06 месяцев 18 дней.

Просит признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконными и обязать ответчика выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, письменно просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражая по существу заявленных исковых требований.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

В судебном заседании истец Панов И.Т. заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" на территории Тульской области определены Законом Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда".

Согласно ст. 1 указанного Закона Тульской области, условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно справке 43/17615 от 05.12.2011 года, выданной начальником отделом пенсионного обслуживания Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области, Панов И.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет с 08.07.2004 года пожизненно, общая продолжительность службы составляет 18 лет 10 месяцев 15 дней, что в календарном исчислении составляет 20 лет 09 месяцев 16 дней, в льготном исчислении-22 года 06 месяцев 18 дней.

Имеет право на пенсию за выслугу лет с 08.07.2004 года в соответствии со ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Выслуга лет, исчисленная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Панов И.Т. приобрел право на получение пенсии за выслугу лет в связи с прохождением службы в органах внутренних дел России, награжден ведомственными знаками отличия (медалями).

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». При этом следует учесть разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 4 постановления от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которым в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с Федеральным законом.

Согласно пунктам 1, 11 статьи 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда", звание «Ветеран труда» присваивается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения; споры о присвоении звания «Ветеран труда» и о выдаче удостоверения «Ветеран труда» рассматриваются комиссией по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», созданной при исполнительной власти области по социальному развитию.

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района», полномочное принимать решение о присвоении звания «Ветеран труда», должно было руководствоваться положениями статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», который к ветеранам труда относит как лиц, имеющих удостоверение «Ветеран труда», так и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Причем, для последней категории признание ветераном труда не ставится федеральным законодателем в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.

Вместе с тем, решением комиссии по социальным вопросам Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» от 12.12.2011 года Панову И.Т. отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

При этом указанное Государственное учреждение исходило из того, что Закон Тульской области 28.02.2007 года № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" связывает возможность присвоения заинтересованным лицам звания ветерана труда с наличием трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (25 лет). Поскольку Панов И.Т. не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, право на присвоение такого звания он не приобрел.

Между тем, с такой позицией Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» согласиться нельзя.

Как отмечалось выше, одним из условий присвоения звания "Ветеран труда" является трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, право лица на присвоение звания ветерана труда законодатель связывает с наличием стажа (определенной продолжительности работы), необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и не ограничивает приобретение этого права установлением (назначением) и получением пенсии или достижением определенного возраста.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют сотрудники учреждений и органов уголовно - исполнительной системы.

К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы назначается пенсия за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".

При этом пенсия за выслугу лет по нормам указанного Закона Российской Федерации назначается как при наличии на день увольнения не менее 20 лет выслуги независимо от возраста, так и при достижении на день увольнения 45 - летнего возраста, наличии общего трудового стажа не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба, и увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями.

Следовательно, приобретение ими права на пенсию за выслугу лет обусловлено наличием определенной продолжительности работы (стажа работы).

Из представленных письменных материалов судом установлено, что Панов И.Т. приобрел право на получение пенсии за выслугу лет в связи с прохождением службы в учреждениях и органах внутренних дел России. Реализация этого права обусловлена его увольнением со службы и зависит исключительно от его волеизъявления.

Исходя из этого, следует признать, что он имеет стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Панов И.Т. имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

То обстоятельство, что на момент разрешения спора он не получает пенсию за выслугу лет, хотя и имеет право на ее получение, само по себе не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее его право на присвоение указанного звания.

Нарушенное отказом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» право Панова И.Т. на присвоение звания ветерана труда подлежит судебной защите путем признания незаконным такого отказа, признания за ним права на присвоение этого звания и обязании ответчика выдать ему удостоверение ветерана труда.

При таких обстоятельствах исковые требования Панова И.Т. о признании отказа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и выдаче удостоверения «Ветеран труда» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Панова И.Т. удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении Панову И.Т. звания «Ветеран труда» незаконным.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» выдать Панову И.Т. удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий