о возложении обязанности выплачивать пенсию по инвалидности в прежнем размере, назначении пенсии по старости, выплате недополученной суммы пенсии с учетом индексации, выплате недополученной суммы денежного ежемесячного материального обеспечения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2012 года                         г.Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тереховой Ю.Б.,

при секретаре Столбовой О.В.,

с участием представителя истца по доверенности Васильевой О.В.,

представителей ответчика по доверенностям Капустниковой Е.Н. и Будылкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-446 по исковому заявлению Васильева В.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области о возложении обязанности по выплате пенсии по инвалидности в прежнем размере, назначении пенсии по старости с 02.01.2007 г., взыскании недополученной пенсии с учетом индексации, взыскании недополученной суммы денежного ежемесячного материального обеспечения,

установил:

    Васильев В.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области о возложении обязанности по выплате пенсии по инвалидности в прежнем более высоком размере с 01.01.2012 г., назначении пенсии по старости с 02.01.2007 г., взыскании недополученной пенсии с учетом индексации в размере <данные изъяты>(<данные изъяты> рубля х 60 мес.), взыскании недополученной суммы денежного ежемесячного материального обеспечения в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей х 6 лет). В обоснование заявленных требований указал, что с июня 1993 г. по решению экспертного совета Минздрава России является инвалидом 2 группы вследствие выполнения работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. На основании закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имел право на получение двух пенсий: по старости и по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы. Ему была назначена пенсия по инвалидности. Пенсию по старости получать не мог, поскольку не достиг пенсионного возраста. Летом 2006 г. в связи с предстоящим достижением 50-ти летнего возраста (с 02.01.2007 г.) обратился к ответчику по вопросу пенсии по старости. В пенсионном деле имеются документы, подтверждающие, что для ликвидации аварии он был направлен по призыву военкомата, однако, представитель ответчика пояснил, что поскольку он является ликвидатором 1988 г., право на получение пенсии по старости возникнет при наступлении 55 лет. По вопросу выплаты денежного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) ему пояснили, что пенсия достаточная, при перерасчете размер пенсии уменьшится. Летом 2011 г. при обращении к ответчику было разъяснено, что необходимо исправить справку об инвалидности. 06.07.2011 г. после исправления справки об инвалидности, с августа 2011 г. стал получать ДЕМО, при этом инвалидность установлена повторно, причина инвалидности не изменилась (связано с катастрофой на ЧАЭС), группа инвалидности не изменилась (вторая бессрочно). 12.12.2011 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости (второй пенсии). Ответчик назначил пенсию по старости по ст. 27, ввиду того, что он, истец, работал на подземных работах не менее 10 лет и имеет страховой стаж не менее 20 лет. Пенсия по инвалидности была назначена заново и ее размер уменьшился более чем на 3000 рублей. Полагает, что при назначении пенсии были нарушены его права, поскольку он является не ликвидатором аварии на ЧАЭС, а инвалидом с 1993 г., не переходил с одного закона на другой, не изменились как причина инвалидности, ни группа инвалидности, в связи с чем, обратился в суд.

    В судебном заседании представитель истца по доверенности Васильева О.В. заявленные требования поддержала и суду пояснила, что Васильев В.С. с 1993 г. является инвалидом 2 группы вследствие выполнения в 1988 г. работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом из числа военнообязанных (из запаса). В 1991 г. он уже имел право на получение 2-х пенсий. Поскольку инвалидность получена в связи с выполнением государственных обязанностей, пенсия ему должна быть назначена по ст. 39 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Капустникова Е.Н. исковые требования не признала, пояснила, что поскольку в 1993 г. инвалидность Васильеву В.С. была установлена в связи с аварией на ЧАЭС, право на получение пенсии он не имел как до 2002 г., так и после 2002 г. С 06.07.2011 г. при представлении выписки из акта освидетельствования с иной причиной инвалидности Васильеву В.С. было назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, ранее оснований для назначения данной выплаты не имелось.

    В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Будылкина Е.А. исковые требования не признала и суду пояснила, что ранее достижения возраста 55 лет оснований для назначения пенсии по старости Васильеву С.В. не имелось, оснований для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения по ранее представленной Васильевым В.С. справке ВТЭК не имелось, поскольку в такой справке была указана причина инвалидности, не дающая права на получение такой выплаты.

    Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Судом установлено, что Васильев В.С. являлся получателем пенсии по инвалидности с 20.07.1993 года. При подаче заявления Васильевым В.С. была предоставлена выписка из акта освидетельствования во ВТЭК от 28.06.1993 года, из которого следует, причина инвалидности-увечье связано с аварией на ЧАЭС, группа инвалидности вторая, инвалидность установлена на срок до 01.07.1998 г.

Пенсия была назначена в соответствии с законом.

Как следует из материалов пенсионного дела по состоянию на 31.12.2001 г. размер пенсии Васильева В.С. составлял <данные изъяты>.

В соответствии п.2 ст.17 Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2002 г., Васильеву В.С. была установлена государственная пенсия по инвалидности. При назначении пенсии принята во внимание выписка из акта освидетельствования во ВТЭК от 03.06.1998 г., в которой была указана причина инвалидности «увечье связанно с аварией на ЧАЭС» и группа инвалидности вторая. Вышеназванной правовой нормой предусмотрено, что пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС назначается в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для аналогичной степени ограничения способности к трудовой деятельности, с учетом соответствующего количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении инвалида. В соответствии с п.2 статьи 26 ФЗ № 166-ФЗ к гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III,II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности. Статьей 15 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» был установлен размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности при II степени в сумме <данные изъяты> рублей. Следовательно, размер пенсии Васильева В.С. должен был составлять <данные изъяты>.

Как следует из материалов пенсионного дела, поскольку размер пенсии по новому законодательству был меньше размера пенсии, исчисленного по нормам ранее действовавшего законодательства, в соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона №166-ФЗ, к пенсии по инвалидности выплачивалась доплата до старого размера.

С 06.07.2012 г. по данным выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2011 у Васильева В.С. изменилась причина инвалидности с «увечье связано с аварией на ЧАЭС» на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом. В соответствии с п.1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро. Согласно п.14 Правил в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации. Для определения этих причин разработаны Методические указания по определению причин инвалидности, утвержденные приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 25 декабря 1986 г. N 161. Следовательно, причины «увечье связано с аварией на ЧАЭС» и «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС» являются разными, не заменяющими друг друга. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п.29 Правил). Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом (п.35 Правил). Таким образом, пенсионный орган не имеет права самостоятельно оценивать причины инвалидности гражданина, а должен руководствоваться выписками из актов освидетельствования гражданина, признанного инвалидом.

В соответствии с п.3 статьи 3 Федерального закона № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 ФЗ № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости.

Как установлено судом, 12.12.2011 года Васильев В.С. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении второй пенсии (по старости) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. Реализация права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, возможно при соблюдении условий, предусмотренных статьями 7,27,28, 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ. В связи с достижением возраста 55 лет с 02.01.2012 г. Васильеву С.В. установлена вторая пенсия, а именно трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.1 п.1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ. При назначении данной пенсии учитывалось, что в соответствии с подп.3 п.1 ст.28 ФЗ № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ, инвалидам вследствие военной травмы мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют необходимый страховой стаж. Размер государственной пенсии определен Васильеву В.С. с 02.01.2012 г. согласно ст.15 Федерального закона № 166-ФЗ, без учета доплаты до старого размера. При этом отсутствуют правовые основания в целях установления второй пенсии для сохранения выплаты государственной пенсии по инвалидности в прежнем размере.

Суд находит несостоятельными доводы истца о том, что право на получение пенсии по старости у него, как ликвидатора аварии на ЧАЭС, возникло при достижении возраста 50-ти лет.

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что 02.01.2007 г. Васильев В.С. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по состоянию на 02.01.2007 г. у истца отсутствовало.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" в целях улучшения материального положения граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы с 1 сентября 2005 г. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей. 21.07.2011 Васильев В.С. обратился с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Поскольку причина инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС» установлена Васильеву В.С. с 06.07.2011 г., как следует из материалов пенсионного дела, пенсионный орган в соответствии с вышеназванным правовым актом произвел назначение ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 06.07.2011 г.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

решил:

Васильеву В.С. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области о возложении обязанности по выплате пенсии по инвалидности в прежнем размере, назначении пенсии по старости с 02.01.2007 г., взыскании недополученной пенсии с учетом индексации, взыскании недополученной суммы денежного ежемесячного материального обеспечения отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено 11.03.2012 г.

        

Председательствующий-