о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2012 года п.Теплое Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.В.,

при секретаре Шведовой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-628/2012 по иску Феоктистова М.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ф. к администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района о признании права общей долевой собственности на часть жилого дома в порядке приватизации,

установил:

Феоктистов М.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ф. обратился в суд с иском к администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района о признании права общей долевой собственности (по 1/2 доле в указанном праве за каждым) на часть жилого дома <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м., в том числе жилой площадью 39,1 кв.м., мотивируя иск тем, что в двухквартирном жилом доме в ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с трудовыми отношениями с СПК «<данные изъяты>» им на семью была выделена квартира <адрес> В указанном жилом помещении зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Феоктистов М.В., с ДД.ММ.ГГГГ Феоктистова О.Н., с ДД.ММ.ГГГГ Ф.

Феоктистов М.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ф. обратился в администрацию МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района по вопросу передачи им в собственность занимаемого жилого помещения, однако, получил отказ, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на распоряжение жилым домом, в котором находится квартира истцов, в связи с чем он полагает, что они имеют право на приватизацию.

Истец, ссылаясь на данные органа технической инвентаризации, также указывает на то, что фактически квартира № 2 в доме № 11 по ул. Колоскова в с. Волчья-Дубрава Тепло-Огаревского района представляет собой часть указанного одноэтажного двухквартирного жилого дома, в связи с чем просит признать за ними право общей долевой собственности на часть жилого дома в порядке приватизации.

Определением Щекинского районного суда Тульской области от 2.03.2012 г. в качестве третьего лица привлечена администрация МО Тепло-Огаревский район.

В судебное заседание истец Феоктистов М.В. не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района в судебное заседание не явился. Ответчик письменно просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражений против иска не заявил.

Представитель третьего лица администрации МО Тепло-Огаревский район в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Возражений против иска не заявил.

Третье лицо Феоктистова О.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, письменно просила рассмотреть дело в её отсутствие. Возражений против иска не заявила.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 г. № 6-П) предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Действующее законодательство о приватизации жилья не содержит запрета на приватизацию служебных жилых помещений, составляющих жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. ст. 2, 4, 6, 18 названного Закона).

По смыслу содержащихся в названном Законе положений, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Целью данного Закона, как подчеркивается в его преамбуле, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда; вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708, предусматривалось право колхозов и совхозов при реорганизации передать объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры в собственность соответствующим местным органам власти для использования их по целевому назначению (п. 6 Положения).

При разрешении иска суд исходит из понимания того, что в случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права; в соответствии со статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Указанное жилое помещение не находится в муниципальной собственности МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района, что подтверждается справкой администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района № 6 от 12.01.2012 г.

Данных о том, что истцы правом на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения уже воспользовались, у суда не имеется.

В связи с этим, поскольку доводы истцов, о невозможности реализации их права на приватизацию жилья во внесудебном порядке ответчиком не опровергнуты, суд с учетом всего вышеизложенного считает, что они определенно имеют право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения, занимаемого ими в настоящее время, а именно части жилого дома <адрес>.

Как следует из искового заявления и усматривается из представленного технического паспорта на домовладение, выданного Тепло-Огаревским производственным участком Ефремовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» 18.01.2012 г., они занимают помещения, обозначенные на поэтажном плане строения: в лит. А: № 1 (кухня) площадью 16,3 кв.м., № 2 (ванная) площадью 4,7 кв.м., № 3 (жилая) площадью 23,6 кв.м., № 4 (жилая) площадью 8,0 кв.м., № 5 (жилая) площадью 7,5 кв.м., № 6 (туалет) площадью 1,5 кв.м., всего общей площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 39,1 кв.м. и является частью жилого двухквартирного дома, обладающей в соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации признаками части двухквартирного жилого дома.

Анализируя доводы истцов о том, что вход в каждую квартиру осуществляется отдельно, что дает возможность каждому из сособственников квартир владеть и пользоваться не только находящейся в собственности квартирой, но и частью общих помещений дома, механическим, электрическим, санитарно-техническим и иным оборудованием, за пределами или внутри квартиры, а поэтому суд считает, что исходя их смысла п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации требования истцов о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Феоктистова М.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ф. о признании права общей долевой собственности на часть жилого дома в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Феоктистовым М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право общей долевой собственности (доля в праве - по 1/2 у каждого) на часть жилого дома <адрес>, состоящего из помещений, обозначенных на поэтажном плане строениями: в лит. А: № 1 (кухня) площадью 16,3 кв.м., № 2 (ванная) площадью 4,7 кв.м., № 3 (жилая) площадью 23,6 кв.м., № 4 (жилая) площадью 8,0 кв.м., № 5 (жилая) площадью 7,5 кв.м., № 6 (туалет) площадью 1,5 кв.м., всего общей площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 39,1 кв.м. в порядке приватизации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 3-х дней со дня вступления решения в законную силу направить его для сведения в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щекинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: