о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обращению в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 апреля 2012 года п. Теплое Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.В.,

при секретаре Шведовой О.В.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Тепло-Огаревского района Маслова В.В.,

представителя ответчика администрации МО Тепло-Огаревский район по доверенности Головкиной Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Щёкинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-578/2012 по иску прокурора Тепло-Огаревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района, администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обращению в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением,

установил:

прокурор Тепло-Огаревского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обращению в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Тепло-Огаревского района, было установлено, что на территории МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района имеется гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника, правоустанавливающие документы на данный объект отсутствует. Гидротехническое сооружение – пруд является объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначения невозможно, то есть это – недвижимое имущество. Указанное ГТС на балансе администрации МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района не состоит, муниципальной собственностью не является. Каких-либо действенных мер со стороны администрации МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района по постановке на учет данного бесхозяйного объекта не принято, ремонтные работы указанного ГТС администрацией данного муниципального образования не проводятся, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций локального характера. На основании вышеизложенного прокурор просит признать бездействия незаконным и возложении обязанности по обращению в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения пруда, расположенного <адрес> на ручье без названия левом притоке реки Упы, в срок до 1 июня 2012 года.

Определением суда от 20.03.2012 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО Тепло-Огаревский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Приокское управление Ростехнадзора и Отдел водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Тепло-Огаревского района Маслов В.В. исковые требования поддержал, просил признать незаконным бездействие администрации МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: гидротехнического сооружения пруда, расположенного в <адрес> на ручье без названия левом притоке реки Упы и возложить на администрацию МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района обязанность обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: гидротехнического сооружения пруда, расположенного в <адрес> на ручье без названия левом притоке реки Упы, в срок до 01.06.2012 года.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Тепло-Огаревский район Головкина Е.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика администрации МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокского Управления Ростехнадзора) в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить.

В соответствие с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской к вопросам местного значения поселения относятся, а том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Предъявляя в суд рассматриваемый иск, прокурор Тепло-Огаревского района указывает, что опасность создания аварийных ситуаций на территории МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района имеет в себе бесхозяйное гидротехническое сооружение ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно сообщению Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 17.01.2012 года № 20.01.19/620 гидротехнических сооружения, расположенных на территории Тепло-Огаревского района Тульской области, в реестре имущества Тульской области нет.

Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 27.01.2012 года № 71-18/106 объекты недвижимого имущества - гидротехнические сооружения, расположенные на территории Тепло-Огаревского района в реестре федерального имущества по Тульской области не значатся.

По данным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (согласно сообщению данного органа от 17.01.2012 г. № 01-12/3), сведений о зарегистрированных правах на указанное гидротехническое сооружение нет.

Содержание всех вышеуказанных документов в совокупности говорит о том, что гидротехническое сооружение в виде пруда, расположенного в <адрес> по смыслу вышеприведенной нормы ч.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, является бесхозяйной вещью.

Согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Актом проверки от 05.12.2011 года, составленным комиссией в составе помощника прокурора Тепло-Огаревского района Маслова В.В., государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Летучева И.А., начальника сектора по вопросам ГО ЧС и мобилизационной работе администрации МО Тепло-Огаревского района Лукашина С.А., подтверждено существование в административных границах МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района на момент рассмотрения дела недвижимой (так как они удовлетворяют требованиям вышеуказанной ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации) вещи в виде гидротехнического сооружения (поскольку характеристики этого объекта подходят под понятие гидротехнического сооружения, данное в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») в виде пруда, расположенного в <адрес> на ручье без названия левом притоке реки Упы.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных вышеприведенной нормой статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из прямого толкования данной нормы закона следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.

По смыслу действующего законодательства, постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет о гидротехнических сооружениях (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Поэтому исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: гидротехнического сооружения пруда, расположенного в <адрес> на ручье без названия левом притоке реки Упы.

Возложить на администрацию МО Красногвардейское Тепло-Огаревского района обязанность обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: гидротехнического сооружения пруда, расположенного в <адрес> на ручье без названия левом притоке реки Упы в срок до 01 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий: