РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 марта 2012 года г.Щекино Тульской области Щекинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Алексеевой Т.В., при секретаре Гончаровой Е.Н. с участием помощника прокурора г. Щекино Веселковой Т.В., истца Соклаковой С.А., представителей ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области Тебецаевой В.С. по доверенности от 29.12.2011г., Козловой И.Л. по доверенности от 12.03.2012г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-622/2012 по иску Соклакова С.А. к Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, установил: Соклакова С.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Свои требования мотивировала тем, что на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на неопределенный срок, работала в должности <данные изъяты> в территориальном обособленном рабочем месте (ТОРМ) Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области, расположенного в п.Чернь Тульской области. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено предупреждение об изменении существенных условий труда в связи с переводом ее должности из п. Чернь в г.Щекино. В связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена с гражданской службы. Считает увольнение незаконным, поскольку работа в иной должности представителем нанимателя ей не предлагалась, ей было предложено выполнять работу в той же должности в том же государственном органе, но в иной местности. Оснований для ее перевода в иную местность на неопределенный срок у представителя нанимателя не имелось. В связи с чем просит суд восстановить ее на работе в ТОРМ в п.Чернь в ранее занимаемой должности, взыскав с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В судебном заседании истец Соклакова С.А. свои требования поддержала. Суду пояснила, что заключенный с нею служебный контракт не предусматривает право представителя нанимателя изменять место выполнения трудовой функции и переводить в иную местность на неопределенный срок без ее согласия. В нарушение ст. 74 ТК РФ истцу была предложена должность в другой местности, что не допустимо, нарушает ее права и интересы. Оснований для увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", т.е. в связи с отказом от предложенной работы в иной должности у представителя нанимателя не имелось, поскольку истцу было предложено выполнять трудовую функцию в той же должности, но только в центральном офисе в г.Щекино. Также истец отметила, что в связи с увеличением объема работы и нагрузки в центральном офисе в г. Щекино, увеличился объем работы и в территориальных обособленных рабочих местах. Поэтому оснований для перевода ее должности из ТОРМ в п.Чернь в центральный офис в г.Щекино не имелось. Представитель ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области по доверенности Тебецаева В.С. просила в иске Соклаковой С.А. отказать. Суду пояснила, что центральный офис налоговой инспекции расположен в г.Щекино. Поскольку инспекция является межрайонной, обслуживает четыре района Тульской области, то в п. Теплое, г.Плавске и п.Чернь сотрудники отдела учета и работы с налогоплательщиками инспекции выполняют обязанности в ТОРМах (территориальных обособленных рабочих местах). Иные отделы инспекции своими сотрудниками в ТОРМах не представлены. Представитель ответчика указала, что истец уволена с занимаемой должности ввиду отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 24 данного закона, существенным условием служебного контракта является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Поскольку истец работала в должности <данные изъяты> в ТОРМ в п. Чернь, то после переименования отдела и перевода должности из территориального обособленного рабочего места в центральный офис в г.Щекино изменилось наименование должности гражданской службы и место выполнения трудовой функции. Поэтому Соклаковой С.А. было сообщено об изменении существенных условий труда с указанием о наименовании ее должности <данные изъяты> в центральном офисе в г.Щекино. От предложенной должности истец отказалась, ее увольнение произведено с соблюдением требований законодательства. Представитель ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области по доверенности Козлова И.Л. исковые требования не признала. Суду пояснила, что приказом Управления ФНС России по Тульской области от 10.11.2011г. № 01-09/558 была утверждена новая структура Межрайонной ИФНС России № 5 по Тульской области. В пределах штатной численности в отделе учета и работы с налогоплательщиками предусмотрено 12 человек, в территориальном обособленном рабочем месте в п. Чернь – 1 человек. Приказом Межрайонной ИФНС РФ № 5 России по Тульской области от 14.11.2011г. № 01-07/108 отдел работы с налогоплательщиками переименован в отдел учета и работы с налогоплательщиками с добавлением в направление деятельности отдела функции регистрации контрольно-кассовой техники. В результате этого возросла нагрузка на указанный отдел в центральном офисе в г. Щекино. Поэтому истец была предупреждена об изменении существенных условий труда, а именно об изменении места выполнения трудовой функции с ТОРМ в п.Чернь, на центральный офис в г.Щекино и о новом наименовании должности. Представитель ответчика отметила, что в результате проведения мероприятий по оптимизации структуры налоговых органов был переименован не только отдел, в котором работала истец, были сокращены должности, объединены другие отделы, введены дополнительные часы работы с налогоплательщиками в вечернее время и выходные дни. Поэтому рабочая сила истца была необходима именно в центральном офисе в г. Щекино. В настоящее время в ТОРМ в п.Чернь согласно штатного расписания с 01.01.2012г. имеется только одна должность – должность старшего государственного налогового инспектора, должность специалиста 1 разряда из ТОРМ п.Чернь переведена в центральный офис в г.Щекино. Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Веселковой Т.В., полагавшей правильным в удовлетворении исковых требований отказать, суд исходит из следующего. В соответствии со служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным Межрайонной ИФНС № 5 России по Тульской области с Соклаковой С.А., ею как государственным служащим принято обязательство по исполнению должностных обязанностей по должности <данные изъяты> (ТОРМ п.Чернь) (л.д. 15-20). Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту Соклакова С.А. до увольнения исполняла обязанности по должности <данные изъяты> (ТОРМ п.Чернь) (л.д.12). Приказом Межрайонной ИФНС России № 5 по Тульской области от 14.11.2011г. № 01-07/108, изданным в целях реализации приказа ФНС России от 28.10.2011г. «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области», в соответствии с приказами Управления ФНС России по Тульской области от 10.11.2011г. «Об утверждении структур инспекций» и от 31.10.2011г. «Об установлении предельной численности инспекций» утверждено новое штатное расписание, сокращено 11 должностей, объединены отделы, вместо десяти отделов образовано пять путем их объединения. Отдел работы с налогоплательщиками переименован в отдел учета и работы с налогоплательщиками с добавлением в направление деятельности отдела функции регистрации контрольно-кассовой техники, штатная единица специалиста 1 разряда отдела работы с налогоплательщиками из ТОРМ в п.Чернь переведена в центральный офис в г.Щекино (л.д. 79). ДД.ММ.ГГГГ Соклакова С.А. была предупреждена о переводе ее должности специалиста <данные изъяты> ТОРМа в п.Чернь в центральный офис инспекции в г.Щекино с разъяснением об увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"по истечении двух месяцев в случае не согласия. Соклаковой С.А. предупреждение о предстоящем изменении существенных условий труда было вручено ДД.ММ.ГГГГ В тот же день ею выражено не согласие работать в должности <данные изъяты> в центральном офисе Межрайонной ИФНС России № 5 по Тульской области (л.д. 13-14). Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Соклаковой С.А. расторгнут, с ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (л.д. 27). Разрешая заявленные требования, суд полагает правильным руководствоваться положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом исходит из того, что в силу ст. 73 названного закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Судом установлено, что отдел работы с налогоплательщиками переименован в отдел учета и работы с налогоплательщиками с добавлением в направление деятельности отдела функции регистрации контрольно-кассовой техники. По состоянию на 03.10.2012г. штатная численность отдела работы с налогоплательщиками составляла 11 человек, в том числе в территориальном обособленном рабочем месте в п. Чернь – 2 человека. Приказом Управления ФНС России по Тульской области от 10.11.2011г. № 01-09/558 была утверждена новая структура Межрайонной ИФНС РФ № 5 по Тульской области. В пределах штатной численности в отделе учета и работы налогоплательщиками с 01.01.2012г. предусмотрено 12 человек, в том числе в ТОРМ в п. Чернь – 1 человек. Сопоставляя Положение об отделе работы с налогоплательщиками, утвержденное 10.10.2011г. с Положением об отделе учета и работы с налогоплательщиками, утвержденное 01.01.2012г., суд приходит к выводу, что к основным функциям отдела с 01.01.2012г. добавлена функция по регистрации контрольно-кассовых машин (л.д. 90-93, 94-97). Как усматривается из штатного расписания по состоянию на 06.02.2012г. в настоящее время в ТОРМ в п.Чернь обязанности государственной службы выполняет один старший государственный налоговый инспектор, в ТОРМ г.Плавск старший государственный налоговый инспектор и государственный налоговый инспектор, в ТОРМ п.Теплое один старший налоговый инспектор. То есть в ТОРМ п.Чернь и в ТОРМ п.Теплое работают по одному сотруднику отдела, в ТОРМ г.Плавск работают два сотрудника отдела. Как пояснила представитель ответчика наличие двух единиц в ТОРМ г.Плавск обусловлено количеством налогоплательщиков в этом городе, а также тем обстоятельством, что он равноудален как от п.Чернь, так и от п.Теплое. Сотрудник ТОРМ г.Плавск в период временного отсутствия, отпуска заменяет работника в ТОРМ в п.Черни и в п.Теплое. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проведенные представителем нанимателя организационные мероприятия были направлены на сокращение численности налоговой инспекции и обеспечение более рационального использования и организации труда. Мероприятия по оптимизации структуры налоговых органов были обусловлены не непосредственным решением представителя нанимателя, а были подготовлены и спланированы на уровне федерального ведомства – Федеральной налоговой службы России. Организационно-штатные мероприятия были обусловлены необходимостью повышения качества предоставления государственных услуг, а также создания оптимальной возможности работникам исполнять эти услуги надлежащим образом. Поэтому суд считает, что представитель нанимателя обоснованно принял решение об увеличении численности работников данного отдела и увеличении числа лиц, занятых именно в центральном офисе в г.Щекино. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона). В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 24 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", существенным условием служебного контракта является, в том числе наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Судом установлено, что Соклакова С.А. исполняла обязанности <данные изъяты> в ТОРМ п.Чернь МРИ ФНС России № 5 по Тульской области. Место выполнения трудовой функции в ТОРМ п.Чернь указано в п. 2 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном соглашении к нему. После проведенных организационно-штатных мероприятий истцу для замещения была предложена должность специалиста 1 разряда отдела по учету и работе с налогоплательщиками центрального офиса в г.Щекино. Данное обстоятельство суд расценивает как изменение существенных условий прохождения служебного контракта Соклаковой С.А., поскольку изменилось наименование должности, что относится к существенным условиям (п. 1 ч. 3 ст. 24 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Также изменилось место выполнения трудовой функции с п.Чернь на г. Щекино. В соответствии с ч. 5 ст.24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Как указал в своем определении от 26 января 2010 г. N 28-О-О Конституционный Суд РФ, изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из данного общего правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. Судом установлено, что сохранение определенного в служебном контракте условия о работе Соклаковой С.А. в ТОРМ п.Чернь МРИ ФНС России № 5 по Тульской области является в настоящее время невозможным. Истец отказалась от предложенной для замещения должности в центральном офисе в г.Щекино, а потому представителем нанимателя правомерно было принято решение об ее увольнении. При увольнении был соблюден установленный в законе порядок. Истец на основании имеющегося приказа № 01-07/108 от 14.11.2011г. «О сокращении предельной численности и изменении существенных условий труда» была уведомлена персонально за два месяца до изменения существенных условий труда в соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Каких-либо вакантных должностей соответствующих ее квалификации в период со 02.12.2011г. по 03.02.2012 г. в Межрайонный ИФНС России № 5 по Тульской области не имелось, что усматривается из штатных расписаний от 03.10.2011г. и 01.01.2012г. (л.д. 40-43, 44-47). Согласно ч.3,4 ст. 29 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона. Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает, что служебный контракт с Соклаковой С.А. правомерно расторгнут по основанию, указанному в п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Довод истца о нецелесообразности в оставлении в ТОРМ в п.Чернь только одной единицы государственного служащего – старшего государственного налогового инспектора не может быть принят судом во внимание, поскольку представитель нанимателя в целях обеспечения надлежащего исполнения государственной функции самостоятельно принимает необходимые кадровые решения /подбор, расстановка, увольнение персонала/. Таким образом, принятие решения об изменении существенных условий труда работников относится к исключительной компетенции руководителя, при этом суд проверяет лишь наличие законного основания для увольнения и соблюдение представителем нанимателя установленного порядка увольнения. При таких обстоятельствах, суд полагает правильным отказать Соклаковой С.А. в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе в должности <данные изъяты> Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области в территориальном обособленном рабочем месте в п. Чернь. И как следствие тому в удовлетворении требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: отказать Соклаковой С.А. в удовлетворении исковых требований к Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области о восстановлении на работе в должности <данные изъяты> в территориальном обособленном рабочем месте в п. Чернь Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тульской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 02.04.2012г. Председательствующий: