Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2012 года г. Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующей судьи Козловской И.А.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
с участием истца Закиевой А.М.,
представителя ответчика – государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности № 2 от 10.01.2012 года Минеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-788 (2012) по исковому заявлению Закиевой А.М. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о назначении ежемесячной денежной выплаты, признании права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Закиева А.М. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ она является ветераном труда, о чём имеет соответствующее удостоверение.
Как ветеран труда, в силу ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» она имеет право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Обратившись с заявлением о предоставлении данных мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района», ей было отказано в предоставлении данных льгот.
Просит суд признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» в назначении ежемесячной денежной выплаты, согласно ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Просит суд обязать указанное государственное учреждение назначить ей ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Закиева А.М. уточнила исковые требования, просила назначить ей ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ. Просила назначить ей ежемесячную денежную выплату на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности Минеева Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, указывая на то, что меры социальной поддержки предоставляются только при достижении общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет), что прямо предусмотрено Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Истица до настоящего момента не достигла указанного возраста, поэтому право на меры социальной поддержки не имеет.
Выслушав истицу Закиеву А.М., представителя ответчика по доверенности Минееву Т.В., изучив письменные материалы дела, суд находит требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 года), а при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат, не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешёл к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определён круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставления субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренной для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», истица сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ имеет удостоверение «Ветеран труда».Проверяя состоятельность заявленных истицей требований, суд установил, что изложенные ею обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании удостоверением серии №, выданным на её имя Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Закиева А.М. обратилась в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» с письменным заявлением о предоставлении указанной выше меры социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение № об отказе в назначении ежемесячных денежных выплат.
Данный отказ суд считает неправомерным, исходя из следующего.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, установлены статьёй 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в редакции Законов Тульской области от 31.10.2006 года № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).
Исходя из буквального содержания ст. 7 Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона, законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии.
В силу п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 г. № 201, ежемесячная денежная выплата, предусмотренная ст. 7 Закона, должна быть назначена ей со дня обращения за ней в орган социального развития с заявлением установленной формы и другими необходимыми документами, перечисленными в п.4 указанного Порядка.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утверждённым Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Истица обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть ей назначена с этой даты.
В соответствии с п. 19. Постановления администрации Тульской области от 15.01.2010 года № 30 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца в котором подано в котором подано письменное заявление с приложением документов.
Учитывая, что Закиева А.М. обратилась в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, то выплата, предусмотренная ст. 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» должна быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает несостоятельными возражения ответчика, не основанными на норме закона.
Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, упоминая лишь о наличии права на её получение независимо от продолжения трудовой деятельности.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечёт за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области, принятыми в пределах их компетенции.
Исходя из приведённых выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истица не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношениями, суд считает, что истица имеет право на предоставление ей меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах исковые требования с учётом их уточнения в судебном заседании подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Закиевой А.М. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.
Признать решение государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Закиевой А.М. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Закиевой А.М. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение принято 10.04.2012 года.
Судья –