РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2012 года г.Щекино Тульской области
Щекинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Чекулаевой Е.Н.,
при секретаре Гончаровой Е.Н.,
с участием представителя истца Беловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-777 по иску Алексиевич И.А. к администрации МО г. Щёкино Щёкинского района, администрации МО Щёкинский район о признании права собственности на жилой дом с учетом самовольных построек,
установил:
Алексиевич И.А. обратилась в суд с иском к администрации МО г. Щёкино Щёкинского района о признании права собственности на самовольные постройки.
В обоснование своих требований указала, что является собственником жилого дома общей площадью 40,7 кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, <адрес>. Земельный участок, на котором расположен данный жилой дом, также принадлежит ей на праве собственности.
В ходе эксплуатации дома ею, истцом, были произведены его переустройство и перепланировка. В литере А были демонтированы все ненесущие деревянные каркасные перегородки; из оконных проемов в помещениях № 3 и № 4 были выполнены дверные проемы без расширения, с установкой в помещении № 3 однопольного блока, участки кирпичной кладки ниже оконных проемов демонтированы; из дверного проема в помещении № 1 площадью 6,3 кв.м выполнен оконный проем без расширения с установкой оконного блока, нижняя часть дверного проема заложена кирпичом; демонтирована раковина в помещении № 3.
В результате выполненных работ по перепланировке на первом этаже лит. А организованы следующие помещения: коридор с временной лестницей, ведущей на мансарду, жилая комната. Общая площадь лит. А по итогам произведенной перепланировки составляет 42,1 кв.м.
Одновременно с осуществлением вышеуказанных действий ею, истцом, были возведены одноэтажная жилая пристройка лит.А1 с левой стороны бокового и дворового фасадов жилого дома и мансарда над лит.А.
Общая площадь жилой пристройки лит. А1 согласно данным технической инвентаризации от 25.11.2011 г. составляет 25,1 кв.м; в состав помещений входят жилая комната площадью 14,9 кв.м, санузел площадью 9,2 кв.м.
Общая площадь мансарды над лит. А составляет 48,3 кв.м. В ней имеются следующие помещения: коридор площадью 6,6 кв.м, жилая комната площадью 11,8 кв.м, жилая комната площадью 13,3 кв.м, санузел площадью 2,4 кв.м, жилая комната площадью 14,2 кв.м.
Разрешения на возведение вышеперечисленных строений и осуществление перепланировки и переустройства получено не было, следовательно, они являются самовольными.
Согласно техническому заключению ООО «СтройИнвестГрупп» № 53 от 08 февраля 2012 г., строительные конструкции строений под лит. А, А1, мансарды над лит. А, входящих в состав домовладения по адресу: Тульская область, <адрес>, находятся в исправном состоянии, видимых дефектов и повреждении, свидетельствующих о снижении прочностных характеристик конструктивных элементов строений, инженерами экспертной организации не выявлено.
Принимая во внимание, что указанные самовольные постройки возведены в границах принадлежащего ей, Алексиевич И.А., земельного участка, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, ч.4 ст. 29 ЖК РФ, она, истец просит сохранить жилой дом № по <адрес> Тульской области, а именно его лит. А, в перепланированном и переустроенном состоянии со следующими технико-экономическими показателями: площадь всех частей здания – 42,1 кв.м, общая площадь жилого помещения 42,1 кв.м, жилая площадь – 31,4 кв.м, подсобная площадь – 10,7 кв.м; признать за ней право собственности на жилую пристройку – лит. А1 – общей площадью 25,1 кв.м, жилой площадью 14,9 кв.м, мансарду над лит. А общей площадью 48,3 кв.м, жилой площадью 39,3 кв.м, - расположенные по адресу: Тульская область, <адрес>.
Определением суда от 06 марта 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Щёкинский район Тульской области.
Определением суда от 02 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Егорова З.И., проживающая по адресу: Тульская область, <адрес>.
18 апреля 2012 года истец посредством своего представителя по доверенности Беловой А.В. представил заявление, в котором, уточнив свои исковые требования, просила признать за ней право собственности на жилой дом № по <адрес> Тульской области, состоящий из литеры А, общей площадью 42,1 кв.м, жилой площадью 31, 4 кв.м, литеры А1общей площадью 25,1 кв.м, жилой площадью 14,9 кв.м, мансарды над литерой А общей площадью 48,3 кв.м, жилой площадью 39,3 кв.м, всего общей площадью по зданию 115, 5 кв.м, жилой площадью 85,6 кв.м.
Данное заявление принято в производство суда определением от 18 апреля 2012 года.
В судебное заседание истец Алексиевич И.А., будучи своевременно и надлежащим образом извещенной о дне слушания дела не явилась.
Представитель истца Алексиевич И.А. по доверенности Белова А.В. в судебном заседании исковые требования своего доверителя, в уточненном их варианте, поддержала. Просила иск удовлетворить.
Представители ответчиков – администрации МО Щёкинский район Тульской области и администрации МО г. Щёкино Щёкинского района Тульской области – в судебное заседание не явились. Ответчики письменно просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Третье лицо – Егорова З.И., проживающая по адресу: Тульская область, <адрес> – в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 09.04.2010 г. № 58/2010 Алексиевич И.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 71:32:030303:601 для эксплуатации жилого дома, общей площадью 546 кв.м, расположенный по адресу: Тульская область, <адрес> (в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 мая 2010 года сделана запись регистрации №).
На основании договора купли-продажи от 22 января 2008 года Алексиевич И.А. на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом с надворными постройками, общей площадью 40,7 кв.м, в литерах А, а, расположенный по адресу: Тульская область, <адрес> (в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 февраля 2008 года сделана запись регистрации №).
По данным органа технической инвентаризации – Щёкинского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», отраженным в техническом паспорта, составленном по состоянию на 25 ноября 2011 года, жилой дом № по <адрес> Тульской области в настоящее время состоит из литеры А, общей площадью 42,1 кв.м, мансарды над литерой А, общей площадью 48,3 кв.м, жилой пристройки под литерой А1, общей площадью 25,1 кв.м,, - всего общей площадью 115,5 кв.м, жилой площадью 85, 6 кв.м. Технический паспорт содержит следующее примечание: увеличение общей площади жилого дома на 74,8 кв.м, увеличение жилой площади на 55,5 кв.м произошло за счет возведения жилой пристройки под литерой А1, мансарды над литерой А и внутренней перепланировки; документы на разрешение не предъявлены.
Согласно ст.25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим согласование, на основании принятого им решения (ч.1); орган, осуществляющий согласование, выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (ч.5), который является основанием проведения перепланировки жилого помещения (ч.6).
Согласно ст.29 указанного Кодекса самовольными являются перепланировка жилого помещения, проведенная при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 указанного Кодекса, или с нарушением проекта перепланировки (ч.1); собственник жилого помещения, которое было самовольно перепланировано обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч.3); на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч.4).
Как указывает истец в своем исковом заявлении, в ходе эксплуатации дома ею была произведена его перепланировка. В литере А были демонтированы все ненесущие деревянные каркасные перегородки; из оконных проемов в помещениях № 3 и № 4 были выполнены дверные проемы без расширения, с установкой в помещении № 3 однопольного блока, участки кирпичной кладки ниже оконных проемов демонтированы; из дверного проема в помещении № 1 площадью 6,3 кв.м выполнен оконный проем без расширения с установкой оконного блока, нижняя часть дверного проема заложена кирпичом; демонтирована раковина в помещении № 3. В результате выполненных работ по перепланировке на первом этаже лит. А организованы следующие помещения: коридор с временной лестницей, ведущей на мансарду, жилая комната. Общая площадь лит. А по итогам произведенной перепланировки составляет 42,1 кв.м.
Кроме осуществления указанной перепланировки истец осуществила возведение мансарды, а также пристройки к основному строению под литерой А1 без соответствующих на то разрешений, то есть возвела самовольные строения.
Верховный суд Российской Федерации в постановлении от 29 апреля 2010 года Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» дает разъяснения, что при рассмотрении заявленного спора необходимо применять положений пункта 3 статьи 222 ГК РФ в редакции, действующей на момент принятия решения суда (п.31).
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п.2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3).
Приведенная правовая норма является императивной, расширительному толкованию не подлежит.
Из буквального её толкования следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем, из этого правила имеется исключение, позволяющее, при определенных обстоятельствах, признать право собственности на самовольную постройку за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при том условии, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Оба эти условия в отношении строений истца имеются.
Из совокупного анализа сведений, содержащихся в ЕГРП в отношении земельного участка истца - с кадастровым номером 71:32:030303:601, в техническом паспорте на жилой дом № по <адрес> Тульской области от 25.11.201 г. (где имеется схема расположения домовладения на земельном участке при доме), межевом плане, составленном в отношении земельного участка истца кадастровым инженером Згурским Е.П. 28.07.2009 г., зарегистрированном органом кадастрового учета 20.10.2009 г., суд приходит к выводу, что самопольные постройки истец осуществила на земельном участке, принадлежащем ей по праву собственности.
Согласно составленному 08.02.2012 г. (исх. № 53) ООО «СтройИнвестГрупп» техническому заключению о состоянии строительных конструкций строений лит. А, мансарды над лит. А, лит. А1, входящих в состав домовладения по адресу: Тульская область, <адрес>, основные строительные конструкции жилого дома - лит. А, мансарды над лит. А, жилой пристройки лит. А1, входящих в состав вышеуказанного домовладения, находятся в исправном состоянии; видимых дефектов и повреждений, свидетельствующих о снижении прочностных характеристик конструктивных элементов, при осмотре не выявлено; объемно-планировочные и конструктивные решения, принятые заказчиком при возведении строений и выполнении перепланировки и переустройства, отвечают требованиям безопасности, долговечности, эксплуатационным характеристикам, санитарно-эпидемиологическим требованиям по охране здоровья людей и окружающей природной среды, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с требованиями СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; строительные работы выполнены в соответствии с технологическими условиями на производство общестроительных и специальных работ; обследуемые строения пригодны для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению, не создают угрозы жизни и здоровью граждан.
Данному техническому заключению суд придает доказательственную силу постольку, поскольку оно дано организацией, имеющей свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, и поскольку оно не противоречит сведениям, содержащимся в нижеуказанных документах.
Согласно справке ООО «Щёкинская городская электросеть» от 17.04.2012 г. № 1172, жилая пристройка и мансарда к дому по адресу: Тульская область, <адрес>, находятся вне охранной зоны ВЛ и КЛ ОАО «ЩГЭС» согласно ПУЭ и ПТЭ.
Согласно справке ОНД Щёкинского района от 02.04.2012 г. № 144-2-21, пристройка А1 и мансарда над лит. А дома по адресу: Тульская область, <адрес>, на момент проверки находится в удовлетворительном противопожарном состоянии и соответствует требованиям в области пожарной безопасности.
По сообщению треста «Щёкиномежрайгаз» от 04.04.2012 г. № 03-13-45/585, при строительстве вышеуказанных пристройки и мансарды охранная зона газопровода не нарушена; газовое оборудование установлено в соответствии с проектом.
Судом установлено, что определением Щёкинского районного суда Тульской области от 25 июня 2010 года по гражданскому делу № 2-1033 по иску Егоровой З.И. к Алексиевич И.А., Алексиевичу С.М. о принудительном сносе незаконной постройки утверждено мировое соглашение, заключенное Егоровой З.И., с одной стороны, Алексиевич И.А. и Алексиевичем С.М., с другой стороны, по условиям которого: Алексиевич И.А., являясь собственником дома № по <адрес>, её супруг Алексиевич С.М. осуществляют строительство самовольной пристройки к своему дому со стороны границы с земельным участком истца Егоровой З.И. (расположенным по адресу: дом № по <адрес> Тульской области), длиной 9 м 60 см, шириной 5 м 25 см, высотой - не выше 3 метров 20 см от фундамента данного строения, а Егорова З.И. дает согласие на данное строительство и отказывается от исковых требований о сносе данного самовольного строения как возводимого с нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушением других норм законодательства, в том числе противопожарного состояния.
Согласно имеющемуся в материалах дела заявлению Егоровой З.И. (привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица), по исполнению условий мирового соглашения, заключенного между нею и Алексиевич И.А. и утвержденного определением Щёкинского районного суда Тульской области 25 июня 2010 года, она не имеет.
Совокупность всех собранных по делу и указанных выше доказательств позволяет суду придти к выводу, что возведение Алексиевич И.А. к дому № по <адрес> Тульской области на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности, самовольных строений, и производство перепланировки дома произведены без нарушения градостроительных и строительных норм и правил, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают какой-либо угрозы жизни и здоровью граждан.
Поэтому имеются основания для удовлетворения её исковых требований о признании права собственности на дом, с учетом самовольно возведенных строений и осуществленной перепланировки, представляющий собой строение, отраженное в техническом паспорте, составленном по состоянию на 25 ноября 2011 года, имеющее общую площадь 115,5 кв.м, жилую площадь – 85,6 кв.м.
Иначе, как в судебном порядке, разрешить поставленный истцом вопрос не представилось возможным. На свое общение в администрацию МО г. Щёкино Щёкинского района по вопросу получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию Алексиевич И.А. 03.04.2012 г. за № 01-11/550 получила ответ главы администрации МО г. Щёкино Щёкинского района Максимова А.М. о том, что в соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ до 1 марта 2015 года получения такого разрешения не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Алексиевич И.А. удовлетворить.
Признать за Алексиевич И.А. право собственности на жилой дом № по <адрес> Тульской области, состоящий из литеры А, общей площадью 42,1 кв.м, жилой площадью 31, 4 кв.м, литеры А1общей площадью 25,1 кв.м, жилой площадью 14,9 кв.м, мансарды над литерой А общей площадью 48,3 кв.м, жилой площадью 39,3 кв.м, всего общей площадью по зданию 115, 5 кв.м, жилой площадью 85,6 кв.м.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 3-х дней со дня вступления решения в законную силу направить его для сведения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 07 мая 2012 года.
Судья: