Решение по иску Мигуновой Ж.А.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2012 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Чекулаевой Е.Н.,

при секретаре Гончаровой Е.Н.,

с участием представителя истца Мигуновой Ж.А. - Башкирова С.М.,

ответчика Безгиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1280 по иску Мигуновой Ж.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Г.А.Р., к СПК «Крапивенский», Безгиной Е.А., администрации МО Крапивенское Щёкинского района, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Мигунова Ж.А., обратилась в суд с иском к СПК «Крапивенский», просила признать за ней право собственности на часть жилого дома, общей площадью 93,5 кв.м., в том числе жилой площадью 53,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, обозначенного на экспликации к поэтажному плану под лит.«А», «А1», «а», «а2». а именно: № 1 - жилая комната площадью 8,3 кв.м.; № 2 - жилая комната площадью 21,7 кв.м.; № 3 - жилая комната площадью 11,1 кв.м.; № 4 - коридор площадью 7,6 кв.м.; № 5 - санузел площадью 3,1 кв.м.; № 6 - коридор площадью 2,4 кв.м.; № 7 - кухня площадью 10,6 кв.м.; № 8 - подсобное помещение площадью 1,3 кв.м.; № 9 - жилая комната площадью 12,0 кв.м.; №10 - холодное помещение площадью 4,1 кв.м.; № 11 - холодное помещение площадью 6,6 кв.м.; № 12 - холодное помещение площадью 4,7 кв.м., - в порядке приватизации.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании приказа совхоза «Крапивенский» от 19.09.1088 г. о предоставлении жилого помещения 04.11.1988 г. ее, ныне покойный, муж М.А.А получил ордер на жилое помещение - отдельную 3-х комнатную квартиру. В ордере, в графе «адрес», значится Жилая слобода, номера дома, и номера квартиры нет. Фактически, ее семье из 3-х человек выделили квартиру по адресу: <адрес>. С тех пор и по настоящее время, ее семья зарегистрирована и фактически проживает в данной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ муж М.А.А. умер, и она, истец, стала основным квартиросъемщиком указанной квартиры. Жилой дом, в котором квартира расположена, находится на балансе СПК «Крапивенский».

Начиная с 2009 г. и по настоящее время она, Мигунова Ж.А., несколько раз письменно и устно обращалась к председателю СПК «Крапивенский» М.В.М. по вопросу приватизации части жилого дома, в которой проживает ее семья, однако ей каждый раз отказывали, ссылаясь на то, что данное жилье является собственностью СПК «Крапивенский», а она в данном хозяйстве не работает.

Данная квартира была предоставлена в 1988 г., когда СПК «Крапивенский» был совхозом «Крапивенский», а квартира была в составе государственного жилого фонда. Ее покойный муж в то время работал в данном хозяйстве, то есть состоял с совхозом в трудовых отношениях. Реорганизация совхоза «Крапивенский» в январе 1993 г. в АОЗТ «Крапивенское», а затем в ноябре 2002 г. - в СПК «Крапивенский» не изменила статус данного жилья, что позволяет расценивать его как объект приватизации для граждан и по состоянию на сегодняшний день.

Ранее она, Мигунова Ж.А., не воспользовалась своим правом на приватизацию занимаемого жилого помещения, а в настоящее время лишена этой возможности по изложенным причинам.

Таким образом, ущемлены ее гражданские права, предусмотренные законом «О приватизации жилищного фонда в РФ».

С момента получения данной квартиры и по настоящее время, она, Мигунова Ж.А., несет бремя расходов по содержанию и ремонту данного жилья, поддерживает его в пригодном для проживания состоянии, обслуживает внутриквартирные и внешние коммуникации; задолженности по квартплате и коммунальным платежам не имеет.

Данная квартира находится в 2-х квартирном доме. Во второй квартире (части жилого дома), проживают Ильчева Т.Н. и Ильчева Н.Н..

Вышеуказанный дом имеет две совершенно изолированные части (квартиры), в каждой из которых проживают разные семьи. Эти части дома имеют отдельные входы, отдельные вводы электропроводки, газа, воды, канализации. За каждой частью дома закреплен отдельный земельный участок, огороженный забором, на котором расположены надворные постройки. На территорию каждого из земельных участков имеется отдельный вход (въезд). Споров по вопросам пользования частями жилого дома, надворными постройками, внешними коммуникациями, между ней, Мигуновой Ж.А., и соседями, не имеется.

На инвентарном плане видны два отдельных входа в каждую часть жилого дома, определяются границы частей дома, которые обозначены соответствующими литерами.

Её, истца, семья проживает в части дома, обозначенной на экспликации к поэтажному плану помещениями: в литере А - №1 (жилая комната) площадью 8,3 кв.м., № 2 (жилая комната) площадью 21,7 кв.м., № 5 (санузел) площадью 3,1 кв.м., № 6 (коридор) площадью 2,4 кв.м.; в литере А1 - № 3 (жилая комната) площадью 11,1 кв.м.; № 4 (коридор) площадью 7,6 кв.м.; № 7 (кухня) площадью 10,6 кв.м., № 8 (подсобное помещение) площадью 1,3 кв.м., № 9 (жилая комната) площадью 12,0 кв.м.; в литере а – помещением (холодным) площадью 4,1 кв.м., помещением (холодным) площадью 6,6 кв.м.; в литере а2 – помещением (холодным) площадью 4,7 кв.м.; - всего общей площадью 78,1 кв.м., в том числе жилой площадью 53,1 кв.м., площадью с холодными помещениями 93,5 кв.м.

Кроме того, она намеревается приватизировать и земельный участок, расположенный как под занимаемой её семьей частью жилого дома, так и в непосредственной близости возле него, так как, проживая в сельской местности, невозможно обойтись без сада, огорода и подсобного хозяйства. За квартирой или жилым помещением, земельный участок не закрепляется, для этого необходимо быть собственником жилого дома или его части. Иначе, как в судебном порядке, она не может защитить свои права.

Просила признать за ней, Мигуновой Ж.А., право собственности на вышеуказанную часть жилого дома.

Определением суда от 22 мая 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Безгина Е.А., орган опеки и попечительства (в лице Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству), администрация МО Крапивенское Щёкинского района; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - администрацию МО Щёкинский район Тульской области.

Представив исковое заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец указала, то действует в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Г.А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просила признать за ней и за дочерью право собственности в порядке приватизации на часть вышеуказанного жилого дома, в 1/2 доле за каждой.

В судебное заседание истец Мигунова Ж.А. не явилась, письменно просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истца Мигуновой Ж.А. по доверенности Башкиров С.М. исковые требования своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Безгина Е.А. исковые требования Мигуновой Ж.А. признала, указала, что согласие на приватизацию жилого помещения, где она, её мать Мигунова Ж.А. и её сестра Г.А.Р. проживают, дает, сама от участия в приватизации отказывается. Просила удовлетворить исковые требования Мигуновой Ж.А.

Представитель ответчика - СПК «Крапивенский» - в судебное заседание не явился. Данный ответчик письменно просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Возражений относительно рассматриваемого иска не высказал.

Представители ответчиков – администрации МО Крапивенское Щёкинского района Тульской области, Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству – в судебное заседание не явились. Данные ответчики о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица – администрации МО Щёкинский район Тульской области – в судебное заседание не явился. Данное третье лицо о дне слушания дела извещено надлежащим образом.

Третьи лица – Ильичева Т.Н., Ильичева Н.Н. – в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии с положениями ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст.6 указанного Закона передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется уполномоченными собственниками этих жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в сохраняющем свою силу постановлении от 15 июня 2006 г. № 6-П, право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Указанное право приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Данная норма закона не запрещает приватизацию жилого фонда совхозов.

Судом, согласно данным технического паспорта от 21 февраля 2012 года, установлено, что дом, часть которого изъявила желание приватизировать истец, построен в 1963 году, что само по себе, на основании анализа действовавшего в то время законодательства, свидетельствует о нахождении этого дома в государственной собственности.

Согласно справке, выданной СПК «Крапивенский» 26 апреля 2012 года за , данный кооператив является правопреемником АОЗТ «Крапивенское», реорганизованного 18 ноября 2002 года, а АОЗТ «Крапивенски» являлся правопреемником совхоза «Крапивинский», реорганизованного 1 января 1993 года.

Согласно статье 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий иди оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Содержание данной правовой нормы указывает на то, что преобразование совхоза «Крапивенский» в АОЗТ «Крапивенское», а АОЗТ «Крапивенское» в СПК «Крапивенский» не могло повлечь за собой приобретение правопреемниками совхоза права частной собственности (собственности юридических лиц) на жильё, находившееся у него на праве хозяйственного ведения.

В связи с этим доводы ответчика СПК «Крапивенский», указываемые им при отказе истцу в приватизации жилья в досудебном порядке, о том, что спорное жильё является собственностью СПК, являются несостоятельными.

Из материалов дела следует, что нанимателем кв. дома в слободе Пушкарская Щёкинского района изначально являлся М.А.А., ныне умерший (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

С декабря 1988 г. в квартире проживает и зарегистрирована по месту жительства жена М.А.А. - Мигунова Ж.А., дочь М (Безгина) Е.А.; дочь Мигуновой Ж.А. Г.А.Р. проживает в ней с 04.11.1997 года. Истец и её старшая дочь были вселены в квартиру в качестве членов семьи М.А.А. Поэтому все вышеуказанные лица приобрела право пользования этим жилым помещением. Они зарегистрированы по месту жительства и проживают в указанном жилом помещении, Мигунова Ж.А. вносит плату за жилье и коммунальные услуги.

Из выписки (справки) из технического паспорта на объект капитального строительства (недвижимого имущества) видно, что квартира истцов состоит из помещений, обозначенных на экспликации к поэтажному плану: в литере А - №1 (жилая комната) площадью 8,3 кв.м., № 2 (жилая комната) площадью 21,7 кв.м., № 5 (санузел) площадью 3,1 кв.м., № 6 (коридор) площадью 2,4 кв.м.; в литере А1 - № 3 (жилая комната) площадью 11,1 кв.м.; № 4 (коридор) площадью 7,6 кв.м.; № 7 (кухня) площадью 10,6 кв.м., № 8 (подсобное помещение) площадью 1,3 кв.м., № 9 (жилая комната) площадью 12,0 кв.м.; в литере а – помещением (холодным) площадью 4,1 кв.м., помещением (холодным) площадью 6,6 кв.м.; в литере а2 – помещением (холодным) площадью 4,7 кв.м.; - всего общей площадью 78,1 кв.м., в том числе жилой площадью 53,1 кв.м., площадью с холодными помещениями 93,5 кв.м. Фактически она является частью указанного жилого дома, поскольку изолирована от другой её части, имеет отдельный вход.

По желанию лиц, приватизирующих жилое помещение, оно может быть передано в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц (ст.2 указанного Закона).

Указанный закон не содержит запрета на приватизацию таких жилых помещений (ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации), как часть жилого дома.

Суд не располагает какими - либо доказательствами, подтверждающими наличие предусмотренных Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» оснований для отказа в приватизации указанного жилого помещения, в том числе нет доказательств того, что Мигунова Ж.А. и Г.А.Р. ранее участвовали в приватизации жилья. Безгина Е.А. согласие на приватизацию жилья дала, сама от участия в приватизации отказалась.

Исходя из этого, учитывая, что соседи истца Ильичева Т.Н. и Ильичева Н.Н. зарегистрировали за собой право собственности на другую часть жилого дома в <адрес>, суд считает, что Мигунова Ж.А. вправе требовать передачи ей и её несовершеннолетнему ребенку - дочери Г.А.Р. спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

СПК «Крапивинский», куда Мигунова Ж.А. обратилась с заявлением о приватизации жилого помещения, положительного решения по данному вопросу не принял.

В силу ст.244 Гражданского кодекса Российской Федерации на спорное жилое помещение возникает общая долевая собственность.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, включая право собственности на имущество, возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В силу п.1 ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Мигуновой Ж.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Г.А.Р., удовлетворить.

Признать за Мигуновой Ж.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Г.А.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право общей долевой собственности (доля в праве - по 1/2 у каждого) в порядке приватизации на часть жилого дома в <адрес>, обозначенную на поэтажном плане помещениями: в литере А - №1 (жилая комната) площадью 8,3 кв.м., № 2 (жилая комната) площадью 21,7 кв.м., № 5 (санузел) площадью 3,1 кв.м., № 6 (коридор) площадью 2,4 кв.м.; в литере А1 - № 3 (жилая комната) площадью 11,1 кв.м.; № 4 (коридор) площадью 7,6 кв.м.; № 7 (кухня) площадью 10,6 кв.м., № 8 (подсобное помещение) площадью 1,3 кв.м., № 9 (жилая комната) площадью 12,0 кв.м.; в литере а – помещением (холодным) площадью 4,1 кв.м., помещением (холодным) площадью 6,6 кв.м.; в литере а2 – помещением (холодным) площадью 4,7 кв.м.; - всего общей площадью 78,1 кв.м., в том числе жилой площадью 53,1 кв.м., площадью с холодными помещениями 93,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 июня 2012 года.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200