Решение
именем российской федерации
11 июля 2012 года г. Щёкино Тульской области
Щёкинский районный Тульской области в составе:
председательствующего Чекулаевой Е.Н.,
при секретаре Гончаровой Е.Н.,
с участием представителя истцов Склярова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1330 по иску Манахиной Т.В., Богачева О.В., Пронякиной Н.В. к Стригалеву А.А., Стригалевой Т.С., Стригалеву А.А., администрации МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области о признании права собственности на часть жилого дома,
установил:
Манахина Т.В., Богачев О.В., Пронякина Н.В. обратились в суд с указанным иском.
В обоснование своих требований указали следующее.
Квартира <адрес> принадлежит им по праву общей долевой собственности: у Манахиной Т.В. – 1/ 2 доля в праве, у Богачева О.В. – 1/4 доля в праве, у Пронякиной Н.В. – 1/4 доля в праве. Фактически, они владеют на праве собственности частью вышеуказанного жилого дома, состоящей из помещений в литерах А. А1, а, а2, общей площадью 155 кв.м, в том числе жилой площадью 88,7 кв.м. Эта часть жилого дома изолирована от другой её части, у неё имеется отдельный вход.
В их части дома имеются самовольно возведенная площадь.
Поскольку сохранение принадлежащей им части дома с учетом вновь возведенных строений не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, имеются основания для удовлетворения их требований и признания за ними права собственности на часть жилого дома тех же долях, которые имелись у них в праве на квартиру.
В судебное заседание истцы Манахина Т.В., Богачев О.В., Пронякина Н.В. не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Монахина Т.В. указала также в заявлении, что просит удовлетворить заявленные исковые требования, несмотря на то, что земельный участок, на котором расположена часть жилого дома с самовольно возведенными строениями, принадлежит только ей по праву собственности.
Представитель истцов по доверенностям Скляров В.И. исковые требования своих доверителей поддержал в полном объеме, просил, узаконив перепланировку и переустройство квартиры, признать за ними, в тех же долях, что и квартира, право собственности на часть жилого дома <адрес>, состоящую из помещений, обозначенных на плане первого этажа строения: в литере «А» - № 1 (жилая комната) площадью 24,8 кв.м., № 5 (кухня) площадью 7,4 кв.м., № 6 (ванная) площадью 2,9 кв.м.; № 7 (туалет) площадью 1,4 кв.м, № 8 (коридор) площадью 13,1 кв.м, № 9 (коридор) площадью 0,8 кв.м; в литере «А1» - № 2 (столовая) площадью 16,3 кв.м., № 3 (коридор) площадью 4,7 кв.м., № 4 (подсобная) площадью 5,9 кв.м.; в литере а – помещением (холодным) площадью 3,8 кв.м, в литере а2 помещением (холодным) площадью 10,7 кв.м; на плане второго этажа строения: в литере «А» - № 10 (жилая) площадью 10,7 кв.м, № 11 (жилая) площадью 13,3 кв.м, № 13 (жилая) площадью 12,0 кв.м, № 14 (туалет) площадью 1,3 кв.м, № 15 (коридор) площадью 12,5 кв.м., в литере «А1» - № 12 (жилая) площадью 27,9 кв.м, помещением балкона площадью 6,7 кв.м, - всего общей площадью 155,0 кв.м., в том числе жилой площадью 88,7 кв.м.
Ответчики Стригалев А.А., Стригалева Т.С., Стригалев А.А. в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что не возражают относительно возможности удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика – администрации МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области – в судебное заседание не явился. Ответчик о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ч.2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации судебное решение является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, а именно, права собственности на часть жилого дома.
Судом установлено, что на основании договора мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного истцами и К.А.Л., К.А.А., удостоверенного нотариусом Щёкинского района Тульской области Б.Н.Г., зарегистрированного в реестре за №, зарегистрированного в БТИ г. Щёкино ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №, квартира <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности: Манахиной Т.В. – в 1/2 доле, Богачеву О.В. – в 1/4 доле, Пронякиной (сменившей фамилию с «Богачева» в связи с регистрацией брака, что подтверждено свидетельством о заключении брака с П.Ю.В.) Н.В. – в 1/4 доле.
Согласно выписке из технического паспорта на кв. <адрес>, увеличение общей площади квартиры на 56, 2 кв.м, жилой – на 25,2 кв.м, произошло за счет возведения жилой пристройки под литерой А1 и перепланировки; возведены холодные пристройки под литерами а, а2; разрешительные документы на предъявлены.
Истцы в своем исковом заявлении указывают, что сохранением указанного жилого помещения в существующем состоянии не нарушаются права и законные интересы граждан, сохранение его в таком состоянии не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3).
Согласно ст.25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим согласование, на основании принятого им решения (ч.1); орган, осуществляющий согласование, выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (ч.5), который является основанием проведения перепланировки жилого помещения (ч.6).
Согласно ст.29 указанного Кодекса самовольными являются перепланировка жилого помещения, проведенная при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 указанного Кодекса, или с нарушением проекта перепланировки (ч.1); собственник жилого помещения, которое было самовольно перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч.3); на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч.4).
Согласно техническому заключению, составленному ДД.ММ.ГГГГ за № ООО «СТРОЙЭКСПЕРТИЗА», состояние жилой пристройки под литерой А1, холодных пристроек под литерами а, а2 характеризуется как удовлетворительное, износ средний; качество строительства и характеристики примененных строительных материалов обеспечивают безаварийную эксплуатацию построек в течение продолжительного срока; помещения <адрес> являются частью жилого дома; так как самовольно возведенные и переоборудованные строения не создают угрозы жизни и здоровью граждан, отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, соответствуют требованиям пожарной безопасности, выполняют санитарно-эпидемиологические требования, возможна дальнейшая нормальная эксплуатация строений по назначению в нормативном режиме.
Данному заключению специалистов в области строительства суд придает доказательственную силу, поскольку не доверять ему нет оснований.
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2334 кв.м, по адресу: <адрес>, предназначенный для ведеия личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности Манахиной Т.В..
Кадастровый паспорт данного земельного участка, выданный ДД.ММ.ГГГГ, содержит о данном объекте недвижимости такие же сведения.
На основании собранных по делу доказательств судом установлено возведение к квартире <адрес> на земельном участке, принадлежащем на праве собственности истцу Манахиной Т.В., самовольных пристроек под литерой А1, а, а2, и производство перепланировки квартиры. Возведение данных пристроек и перепланировка квартиры произведены без нарушения градостроительных и строительных норм и правил, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают какой-либо угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно ст.16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; под комнатой понимается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно ст.244 Гражданского Кодекса Российской Федерации общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Согласно ст.252 Гражданского Кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними; участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества; при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
В соответствии со ст. 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Исследовав инвентарное дело на здание – жилой дом <адрес>, предоставленного Щёкинским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», суд приходит к выводу о том, что принадлежащая истцам квартира № указанного дома отвечает признакам части одноэтажного двухквартирного жилого дома, в котором квартиры изолированы друг от друга, имеют, каждая, свой вход; квартира № состоит из помещений, обозначенных на плане первого этажа строения: в литере «А» - № 1 (жилая комната) площадью 24,8 кв.м., № 5 (кухня) площадью 7,4 кв.м., № 6 (ванная) площадью 2,9 кв.м.; № 7 (туалет) площадью 1,4 кв.м, № 8 (коридор) площадью 13,1 кв.м, № 9 (коридор) площадью 0,8 кв.м; в литере «А1» - № 2 (столовая) площадью 16,3 кв.м., № 3 (коридор) площадью 4,7 кв.м., № 4 (подсобная) площадью 5,9 кв.м.; в литере а – помещением (холодным) площадью 3,8 кв.м, в литере а2 помещением (холодным) площадью 10,7 кв.м; на плане второго этажа строения: в литере «А» - № 10 (жилая) площадью 10,7 кв.м, № 11 (жилая) площадью 13,3 кв.м, № 13 (жилая) площадью 12,0 кв.м, № 14 (туалет) площадью 1,3 кв.м, № 15 (коридор) площадью 12,5 кв.м., в литере «А1» - № 12 (жилая) площадью 27,9 кв.м, помещением балкона площадью 6,7 кв.м, - всего общей площадью 155,0 кв.м., в том числе жилой площадью 88,7 кв.м.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, при отсутствии возражений со стороны ответчиков по существу спора, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, за истцами в тех же долях, в каких им принадлежит право собственности на квартиру (как этого хотят истцы, фактически, договорившись об этом друг с другом), следует признать право собственности на вышеуказанную часть жилого дома <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Манахиной Т.В., Богачева О.В., ПронякинойН.В. удовлетворить.
Признать за Манахиной Т.В. - в 1/2 доле, за Богачевым О.В. – в 1/4 доле, за Пронякиной Н.В. - в 1/4 доле, - право общей долевой собственности на часть жилого дома <адрес>, состоящую из помещений, обозначенных на плане первого этажа строения: в литере «А» - № 1 (жилая комната) площадью 24,8 кв.м., № 5 (кухня) площадью 7,4 кв.м., № 6 (ванная) площадью 2,9 кв.м.; № 7 (туалет) площадью 1,4 кв.м, № 8 (коридор) площадью 13,1 кв.м, № 9 (коридор) площадью 0,8 кв.м; в литере «А1» - № 2 (столовая) площадью 16,3 кв.м., № 3 (коридор) площадью 4,7 кв.м., № 4 (подсобная) площадью 5,9 кв.м.; в литере а – помещением (холодным) площадью 3,8 кв.м, в литере а2 помещением (холодным) площадью 10,7 кв.м; на плане второго этажа строения: в литере «А» - № 10 (жилая) площадью 10,7 кв.м, № 11 (жилая) площадью 13,3 кв.м, № 13 (жилая) площадью 12,0 кв.м, № 14 (туалет) площадью 1,3 кв.м, № 15 (коридор) площадью 12,5 кв.м., в литере «А1» - № 12 (жилая) площадью 27,9 кв.м, помещением балкона площадью 6,7 кв.м, - всего общей площадью 155,0 кв.м., в том числе жилой площадью 88,7 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Щёкинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 июля 2012 года.
Судья: