РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2012 года п. Теплое Тульской области Щекинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Кузнецовой Е.В., при секретаре Корякиной Т.А., с участием процессуального истца – помощника прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области Маслова В.В., представителя ответчика администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района Колбасовой В.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-1540/2012 по иску прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района о признании бездействия незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве бесхозных недвижимых вещей – объектов источников противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования, установил: прокурор Тепло-Огаревского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Алексеевское Тепло - Огаревского района о признании бездействия незаконным и понуждении к постановке на учет в качестве бесхозных недвижимых вещей – объектов источников противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования, мотивируя тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Тепло-Огаревского района Тульской области по исполнению законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в части осуществления полномочий по вопросам местного значения, а также выполнения требований пожарной безопасности в МО Алексеевское Тепло-Огаревского района, установлено, что органами местного самоуправления МО Алексеевское Тепло-Огаревского района не соблюдаются требования федерального законодательства в данной сфере. Проверкой установлено, что в <адрес> на территории муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района имеется подземный пожарный резервуар, являющийся источником пожарного водоснабжения МО Алексеевское Тепло-Огаревского района, представляющий собой земляную насыпь, поверхность которой является плоской, на ней имеется 1 колодец, люк на котором отсутствует в связи с чем, он также является объектом повышенной опасности. Данный объект не имеет собственника, правоустанавливающие документы на него отсутствуют, что создает трудности в его содержании и обслуживании. Ссылаясь на то, что каких-либо действенных мер со стороны администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района по постановке на учет указанного подземного пожарного резервуара не предпринято, просил признать незаконным бездействие администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объекта противопожарного водоснабжения- подземного пожарного резервуара, расположенного в <адрес> на территории муниципального; обязать администрацию МО Алексеевское Тепло-Огаревского района обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет объекта противопожарного водоснабжения- подземного пожарного резервуара, расположенного в <адрес> на территории муниципального образования. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области Маслов В.В. уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объекта противопожарного водоснабжения - подземного пожарного резервуара, расположенного в <адрес> на территории муниципального; обязании администраци МО Алексеевское Тепло-Огаревского района обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет объекта противопожарного водоснабжения- подземного пожарного резервуара, расположенного в <адрес> на территории муниципального образования в срок до 01 декабря 2012 года. Представитель ответчика администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района Колбасова В.Н. исковые требования прокурора не признала, при этом пояснила, что объект, расположенный в <адрес> на территории муниципального образования не является подземным пожарным резервуаром, вода в нем не держится, является бесхозяйным и засыпан мусором. Данный объект на балансе администрации не состоит. В настоящее время в <адрес> установлены пожарные гидранты. В бюджете администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района отсутствуют средства на проведение данных видов работ. Выслушав лиц, участвующих в деле, опросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с п. п.8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, а том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 50 названного федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности. В силу ч.1, ч.3 ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123- ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. В силу ч.1, ч.2 ст. 63 вышеуказанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Ответственность за ненадлежащее техническое состояние источников противопожарного водоснабжения, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления. Предъявляя в суд рассматриваемый иск, прокурор Тепло - Огаревского района Тульской области указывает, что опасность создания аварийных ситуаций на территории МО Алексеевское Тепло- Огаревского района имеют в себе бесхозяйные подземные пожарные резервуары ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Как усматривается из ответа администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района от ДД.ММ.ГГГГ2012 года №, адресованного в прокуратуру Тепло-Огаревского района, подземный пожарный резервуар в <адрес> на территории муниципального образования на балансе администрации муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района не состоит. Сведениями о точном месте расположения, введении пожарного резервуара в эксплуатацию, кто являлся, и кто является собственником данного объекта, администрация не располагает. Данного объекта, как это следует из сообщения территориального Управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года № в реестре федерального имущества не числится. Записей о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости нет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сообщением Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ за № данное обстоятельство подтверждено). По данным Ефремовского отделения Тепло-Огаревского производственного участка Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (согласно сообщению данного органа от ДД.ММ.ГГГГ №), сведений о зарегистрированных правах на указанный объект подземного пожарного резервуара не имеется. Содержание всех вышеуказанных документов, говорит о том, что подземный пожарный резервуар, расположенный в <адрес> на территории муниципального образования по смыслу вышеприведенной нормы ч.1 ст. 225 ГК Российской Федерации является бесхозяйной вещью. В силу ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе помощника прокурора Тепло-Огаревского района Маслова В.В., специалиста администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района Г.., командира отделения ПЧ-64 2 ОФПС по Тульской области Л. установлено, что в <адрес> на территории муниципального образования имеется подземный пожарный резервуар, являющийся источником пожарного водоснабжения МО Алексеевское Тепло- Огаревского района, представляющий собой земляную насыпь, поверхность которой является плоской, на ней имеется 1 колодец, без крышки, без воды, заполнен мусором. Кроме этого из сообщения начальника ПЧ - 64 2 ОФПС по Тульской области Р. от ДД.ММ.ГГГГ. № видно, что пожарный резервуар, расположенный в <адрес> на территории муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района состоит на учете в Тепло-Огаревском гарнизоне пожарной охраны. Из свидетельских показаний Р.. следует, что данный подземный резервуар состоит на учете в Тепло-Огаревском гарнизоне пожарной охраны, но в настоящее время не действующий и не годен для пожаротушения, засыпан мусором. Вода в данном пожарном резервуаре не держится, так как он технически не исправен и на протяжении длительного времени не ремонтировался. В <адрес> для пожаротушений установлен гидрант. Исходя из вышеизложенного, установлено, что на территории МО Алексеевское Тепло-Огаревского района в <адрес> имеется пожарный резервуар. Отсутствие собственника указанного объекта создает трудности в его содержании и обслуживании. Из исследованных в судебном заседании письменных объяснений заместителя начальника ПЧ-64 2 ОФПС по Тульской области С.., установлено, что подземный пожарный резервуар, расположенный в <адрес> на территории муниципального образования, являющийся источником пожарного водоснабжения МО Алексеевское Тепло-Огаревского района, не имеет собственника, за его техническим состояние никто не следит, в связи с чем он находится в неудовлетворительном состоянии, при этом является источником повышенной опасности, так как оборудован люком, которые зачастую отсутствуют. Кроме того, неисправность источников противопожарного водоснабжения не позволяет ликвидировать горение в начальной стадии пожара и сопровождается увеличением ущерба от пожара, привлечением дополнительных сил и средств и более длительной ликвидации. Таким образом, бездействие администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного объекта водоснабжения, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения. Согласно ч.3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Из прямого толкования данной нормы закона следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. По смыслу действующего законодательства, постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет об объектах противопожарного водоснабжения (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Поэтому исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Довод представителя администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района о том, что объект, расположенный в <адрес> на территории муниципального образования, заявленный как пожарный резервуар не является таковым не подтверждается материалами дела и опровергается вышеизложенным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. признать бездействие администрации МО Алексеевское Тепло-Огаревского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объекта противопожарного водоснабжения- подземного пожарного резервуара, расположенного в <адрес> на территории муниципального образования, незаконным. Обязать администрацию МО Алексеевское Тепло-Огаревского района обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет объекта противопожарного водоснабжения - подземного пожарного резервуара, расположенного в <адрес> на территории муниципального образования Алексеевское Тепло-Огаревского района в срок до 1 декабря 2012 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 31 июля 2012 года. Председательствующий -