о признании права на получение звания `Ветеран труда` и его присвоение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2012 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующей судьи Козловской И.А.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1867(2012) по исковому заявлению Тимохина В.Е. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение,

установил:

Тимохин В.Е. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на получение указанного звания и его присвоение. В обоснование исковых требований указал, что 30 июля 2012 года обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», с приложением необходимого пакета документов, однако им получен отказ в присвоении указанного звания, так как продолжительность трудового стажа не соответствует требованиям закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО и Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С указанными доводами он не согласен, так как считает их противоречащими Федеральному закону «О ветеранах», а также Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Он награжден ведомственной медалью «За отличие в cлужбе» III степени, что подтверждается приказами УВД Тульской области.

Просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

В судебное заседание истец Тимохин В.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в своё отсутствие, исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд в силу ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" на территории Тульской области определены Законом Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда".

Согласно ст. 1 указанного Закона Тульской области, условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Из материалов дела усматривается, что Тимохин В.Е. в соответствии с приказом УВД Тульской области от 23.10.2003 года награждён медалью «За отличие в службе» III степени.

Из справки УВД по г.Туле Отдел милиции б/н от 21.06.2010 года следует, что Тимохин В.Е. проходил службу в органах внутренних дел Тульской области с 10.02.1988 года по 17 марта 2008 года. Уволен из органов внутренних дел по ст.19 п. «В» Закона РФ «О милиции» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

Из справки Отдела пенсионного обслуживания УМВД России по Тульской области от 17.07.2012 года следует, что продолжительность службы Тимохина В.Е. в органах внутренних дел Тульской области составляет 22 года 01 месяц 11 дней. Тимохин В.Е. имеет право на пенсию за выслугу лет с 18.03.2008 года.

Таким образом, судом достоверно установлено, что истец приобрел право на получение пенсии за выслугу лет в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, награждён ведомственными медалями за труд.

Из сообщения государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» № 959 от 29.06.2012 г. следует, что ответчиком принято решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» Тимохину В.Е.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». При этом следует учесть разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которым в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с Федеральным законом.

Согласно пунктам 1, 11 статьи 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда", звание «Ветеран труда» присваивается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения; споры о присвоении звания «Ветеран труда» и о выдаче удостоверения «Ветеран труда» рассматриваются комиссией по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», созданной при исполнительной власти области по социальному развитию.

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района», полномочное принимать решение о присвоении звания «Ветеран труда», должно было руководствоваться положениями статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», который к ветеранам труда относит как лиц, имеющих удостоверение «Ветеран труда», так и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Причем, для последней категории признание ветераном труда не ставится федеральным законодателем в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.

Вместе с тем, в соответствии с сообщением государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» от 29.06.2012 г. Тимохину В.Е. отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

При этом указанное государственное учреждение исходило из того, что Закон Тульской области 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" связывает возможность присвоения заинтересованным лицам звания ветерана труда с наличием трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (25 лет). Поскольку истец не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, право на присвоение такого звания он не приобрел.

Между тем, с такой позицией государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» согласиться нельзя.

Как отмечалось выше, одним из условий присвоения звания "Ветеран труда" является трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Суд считает несостоятельным доводы ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» о том, что трудовой стаж в календарном исчислении составил 23 года 10 месяцев 22 дня, что менее 25 лет необходимых для присвоения звания «Ветеран труда» Тимохину В.Е.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, право лица на присвоение звания ветерана труда законодатель связывает с наличием стажа (определенной продолжительности работы), необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и не ограничивает приобретение этого права установлением (назначением) и получением пенсии или достижением определенного возраста.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют лица, проходившие службу в органах внутренних дел.

К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Лицам, проходившим службу в органах внутренних дел назначается пенсия за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".

При этом пенсия за выслугу лет по нормам указанного Закона Российской Федерации назначается как при наличии на день увольнения не менее 20 лет выслуги независимо от возраста, так и при достижении на день увольнения 45 - летнего возраста, наличии общего трудового стажа не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба, и увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями.

Следовательно, приобретение ими права на пенсию за выслугу лет обусловлено наличием определенной продолжительности работы (стажа работы).

Из представленных письменных материалов судом установлено, что истец приобрел право на получение пенсии за выслугу лет в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, согласно справке б/н от 21.06.2010 года.

Исходя из этого, следует признать, что он имеет стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

Истец также награжден ведомственными знаками отличия (медалями, нагрудным значком) в труде, что не оспаривалось ответчиком и документально подтверждено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Тимохин В.Е. имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

Нарушенное отказом государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» право Тимохина В.Е. на присвоение звания ветерана труда подлежит судебной защите путем признания незаконным такого отказа, признания за ним права на присвоение этого звания и обязания ответчика выдать ему удостоверение ветерана труда.

При таких обстоятельствах исковые требования Тимохина В.Е. о признании отказа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным; признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» принятия решение о присвоении ему указанного звания «Ветеран труда» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тимохина В.Е. удовлетворить.

Признать право Тимохина В.Е. на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» выдать Тимохину Владимиру Егоровичу удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение месяца.

Председательствующий -