и/з Трошина Е.Н. к администрации МО Тепло-Огаревского района о признании права собственности на часть дома в порядке приватизации.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2012 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Козловской И. А.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

с участием представителя истца Губарева С.А., выступающего по доверенности, зарегистрированной в реестре за № 29 от 26.04.2012 года,

третьего лица Филатова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1833 (2012) по исковому заявлению Трошина Е.Н. к администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области, администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации,

установил:

Трошин Е.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области, администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области о признании права собственности на часть жилого дома в порядке приватизации. В обоснование исковых требований указал, что в 1985 году его родители были вселены в квартиру <адрес>. Жилой дом принадлежал колхозу «Заветы Ленина», в дальнейшем реорганизованному в СПК «Заветы Ленина», которое ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано.

СПК «Заветы Ленина» при ликвидации должен был передать жилищный фонд в муниципальную собственность, однако этого сделано не было.

Указанная квартира расположена в одноэтажном двухквартирном доме усадебного типа на земельном участке и представляет собой часть индивидуально – определённого здания, состоящего из жилых комнат, с отдельным входом, не имеет помещений общего пользования, отсутствуют общие межквартирные лестничные площадки, общие коридоры, чердаки, подвалы, коммуникации, что не позволяет отнести его к многоквартирному дому, а фактически является частью жилого дома.

Просит признать за ним право собственности на часть жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>ёжная, обозначенных на поэтажном плане помещениями в лит. А № 1 коридор площадью 3,5 кв. м., № 2 туалет площадью 1,0 кв. м., № 3 ванная площадью 2,6 кв. м., № 4 жилая комната площадью 10,0 кв. м., № 5 жилая комната площадью 13,1 кв. м., № 6 кладовая площадью 1,8 кв. м., № 7 коридор площадью 4,2 кв. м., № 8 жилая комната площадью 17,1 кв. м., № 9 кухня площадью 8,4 кв. м.; в лит. а холодное помещение площадью 9,2 кв. м., площадью с холодным помещением 70,9 кв. м., в том числе жилой площадью 40,2 кв. м. в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истца Трошина Е.Н. по доверенности Губарев С.А. исковые требования поддержал в полном объёме. Пояснения дал аналогичные обстоятельствам, указанным в исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить.

Третье лицо Филатова Н.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Истец Трошин Е.Н. в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Представители ответчиков администрации МО Тепло-Огаревский район, администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. В деле имеется заявление о рассмотрении исковых требований в отсутствие представителей ответчиков. Против удовлетворения исковых требований не возражают.

В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав представителя истца Губарева С.А., третье лицо Филатову Н.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 217 Гражданского кодека Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 г. № 6-П) предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Действующее законодательство о приватизации жилья не содержит запрета на приватизацию служебных жилых помещений, составляющих жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. ст. 2, 4, 6, 18 названного Закона).

По смыслу содержащихся в названном Законе положений право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Целью Закона, как подчеркивается в его преамбуле, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда; вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

При разрешении иска суд исходит из понимания того, что в случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В ходе судебного заседания судом достоверно установлено, что документы по предоставлению жилья, расположенного по адресу: <адрес> администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района отсутствуют.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение на балансе администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района не состоит.

Истец проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данное жилое помещение не приватизировано. На имя Трошина Е.Н. открыт лицевой счёт.

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Трошин Е.Н. является нанимателем квартиры , в <адрес>, на регистрационном учёте состоит один.

Трошин Е.Н. вселен в указанное жилое помещение на законном основании, проживает в нём, вносит плату за жилье и коммунальные услуги, требование о выселении к нему собственником жилого помещения не предъявлялось.

Данных о том, что истец ранее правом на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения воспользовался, у суда не имеется.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 г. № 6-П) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В судебном заседании судом достоверно установлено, что Трошин Е.Н. желает приобрести в собственность в порядке приватизации занимаемый жилой дом, однако в связи с отказом собственника жилья он не может реализовать своё право на приватизацию жилья.

Доводы истца о невозможности реализации его права на приватизацию жилья во внесудебном порядке нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Анализируя изложенное выше в совокупности с положениями Закона Российской Федерации «О приватизации жилых помещений» и гражданского законодательства, учитывая доводы истца о невозможности реализации права на приватизацию жилья во внесудебном порядке, которые нашли своё подтверждение в судебном заседании, суд делает вывод о том, что Трошин Е.Н., имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемое жилое помещение.

В силу ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами и внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.

Как следует из пояснений истца Трошина Е.Н., дом <адрес> является двухквартирным, квартиры имеют отдельные входы, отсутствуют места общего пользования, межквартирные лестничные площадки, лестницы, технические подвалы. Данное утверждение нашло своё подтверждение в техническом паспорте на данный жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя довод истца о том, что вход в каждую квартиру осуществляется отдельно, что даёт возможность каждому из сособственников квартир владеть и пользоваться не только находящейся в собственности квартирой, но частью общих помещений дома, механическим, электрическим, санитарно-техническим и иным оборудованием, за пределами и внутри квартиры, а поэтому суд считает, что, исходя из смысла п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 ЖК Российской Федерации требования, истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

признать за Трошиным ЕН. право собственности в порядке приватизации на часть жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, обозначенных на поэтажном плане помещениями в лит. А № 1 коридор площадью 3,5 кв. м., № 2 туалет площадью 1,0 кв. м., № 3 ванная площадью 2,6 кв. м., № 4 жилая комната площадью 10,0 кв. м., № 5 жилая комната площадью 13,1 кв. м., № 6 кладовая площадью 1,8 кв. м., № 7 коридор площадью 4,2 кв. м., № 8 жилая комната площадью 17,1 кв. м., № 9 кухня площадью 8,4 кв. м.; в лит. а холодное помещение площадью 9,2 кв. м., площадью с холодным помещением 70,9 кв. м., в том числе жилой площадью 40,2 кв. м.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 3-х дней со дня вступления решения в законную силу направить его для сведения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области).

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

     Мотивированное решение принято 07.09.2012 года.

Судья –