Решение по иску Поповой В.В.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2012 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Чекулаевой Е.Н.,

при секретаре Зеленковой Н.Н.,

с участием истца Поповой В.В.,

представителя истца Афонского Б.В.,

представителя ответчика Дрындиной Е.Л.,

представителя ответчика Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1919 по иску Поповой В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Щёкино и Щёкинском районе, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области о признании незаконными постановлений, возложении обязанности отменить постановления,

установил:

Поповой В.В. обратилась в суд с указанным иском.

Просила признать незаконными постановления начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе Х.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе отменить указанные постановления.

В обоснование своих требований Попова В.В. указала, что была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в 2007 году, осуществляла торговлю на «Гагаринском» рынке в г. Щёкино. В 2010 году утратила ИНН, в связи с чем обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Тульской области. Там её поставили в известность, что поскольку она зарегистрирована по месту жительства в Белгородской области, то была незаконно зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в этом налоговом органе. При этом потребовали прекратить осуществлять предпринимательскую деятельность.

Поняв, что в качестве индивидуального предпринимателя она зарегистрирована незаконно и должна быть налоговым органом исключена из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, она, истец, прекратила свою предпринимательскую деятельность в августе 2010 года.

ДД.ММ.ГГГГ устроилась на работу в качестве кондуктора 2 класса в Автоколонну 1810. При этом предпринимательской деятельностью не занималась.

Автоколонна производит отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Она, истец, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение установленного законом порядка, с 2010 года предпринимательской деятельностью не занималась, следовательно, не являлась индивидуальным предпринимателем. А, поскольку в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, а она таковым не являлась, поэтому не была обязана выплачивать взносы в указанные фонды.

О факте взимания с неё недоимки, пеней узнала в конце июля 2012 года, когда с её кредитной карты были сняты деньги. Обратившись к судебным приставам, получила разъяснение, что на основании постановлений налогового органа ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство.

В судебном заседании истец Попова В.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что, прекратив в августа 2010 года заниматься предпринимательской деятельностью фактически, с регистрационного учета как индивидуальный предприниматель была снята только в августа 2012 года, когда подала соответствующее заявление в налоговый орган. Считает, что во всем виноват именно налоговый орган (МРИ ФНС № 5 по Тульской области), который, незаконно поставив её на учет в качестве индивидуального предпринимателя, дал возможность вынести пенсионному органу обжалуемые ею в настоящее время постановления. Указала, что после регистрации её в качестве индивидуального предпринимателя, проживая фактически на территории Щёкинского района Тульской области, будучи зарегистрированной по месту пребывания в <адрес> – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (несмотря на регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>), предпринимательскую деятельность по август 2010 года осуществляла – занималась торговлей на рынке. В случае отказа ей в удовлетворении исковых требований имеет намерение обратиться в суд с иском к МРИ ФНС № 5 по Тульской области с иском о возмещении материального ущерба в сумме, равной взысканным с неё, Поповой В.В., обжалуемыми постановлениями взносам и пени.

Представитель истца Поповой В.В. адвокат Афонский Б.В. исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе – по доверенности Дрындина Е.Л. в судебном заседании исковые требования Поповой В.В. не признала в полном объеме. Представила письменные пояснения по делу, Просила в иске Поповой В.В. отказать.

Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области – по доверенности Моисеева Л.Н. в судебном заседании исковые требования Поповой В.В. не признала, просила ей в иске отказать. Указала, что Попова В.В. в соответствии с её личными заявлениями, представленными соответственно в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ и в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. То обстоятельство, что она в период времени с сентября 2010 года работала по трудовому договору у работодателя («Автоколонна № 1810»), который производил отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования, не является препятствием для взимания с истца аналогичных отчислений в связи с наличием у него статуса индивидуального предпринимателя, поскольку работа по трудовому договору не препятствует осуществлению гражданином предпринимательской деятельности. Правовых оснований для снятия гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, с регистрации в качестве такового по инициативе кого бы то ни было (в том числе и налогового органа), кроме самого этого гражданина, не существует. Поскольку Попова В.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация прекращения ею деятельности в качестве такового (несмотря на обнаружение налоговым органом того факта, что она была зарегистрирована неправомерно) являлась возможной только при принятии ею решения о прекращении предпринимательской деятельности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Действующим законодательством предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и прекращения этого статуса.

Из материалов дела (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, наблюдательное дело пенсионного органа, материалы налогового органа) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Попова В.В. была зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Тульской области в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей была внесена запись регистрации. Как следует из содержания тех же документов, утратила данный статус истец на основании собственного решения путем представления соответствующего заявления в налоговый орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области - только ДД.ММ.ГГГГ. Именно такая дата государственной регистрации прекращения Поповой В.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя содержится в ЕГРИП. Личные заявления Поповой В.В., датированные соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, представленные ею в налоговые органы (личное написание которых Поповой В.В. не отрицается), данные обстоятельства подтверждают.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Факт своей регистрации в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя на основании ею же поданного заявления Попова В.В. не отрицает.

Как пояснила в судебном заседании истец Попова В.В., приобретение ею статуса индивидуального предпринимателя (соответственно, регистрация в качестве такового) было ей необходимо для того, чтобы она на законных основаниях могла заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли, в её случае это - осуществление торговли на рынке. Такую деятельность непосредственно она и осуществляла по август 2010 года.

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», из содержания которой усматривается, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемого в регистрирующий орган подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такого характера заявление Поповой В.В, как было указано выше, было подано в налоговый орган только ДД.ММ.ГГГГ.

Указание истца о том, что ей никто и никогда такого порядка оформления прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не разъяснял, правового значения не имеет, поскольку этот порядок указан в законе, опубликованном в надлежащем порядке и доступном для изучения каждого гражданину, в том числе и истцу, а незнание закона (как гласит один из основных принципов Российского права) не освобождает от ответственности.

В соответствии подпунктом 1 п.1 ст. 6, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели; страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии с подпунктом «б» п.1 ч.1 ст.5 этого Закона, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

В силу п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 16, ст. 18, ст. 19, ст. 20, ст. 22, п.1 и п. 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; расчётным периодом признается календарный год; страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года; в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке; решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов; решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Стоимость страхового года, в соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз.

Постановлением Правительства РФ № 443 от 16.06.2010 г. утверждена стоимость страхового года на 2010 год, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда России (далее - ПФР) и бюджет ОМС. Она составляет 12 002,76 рублей. При этом согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 14% - на страховую (7 274,40 руб.) и 6% - на накопительную часть трудовой пенсии (3 117,60 руб.)

Размер страховых взносов в 2010 г. составляет: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 10 392 руб. ((4 330 руб.( МРОТ) x 20% x 12)); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 571,56 руб. (4 330 руб. x 1,1% x 12); в территориальные фонды обязательного медицинского страхования -1 039,20 руб. (4 330 руб. x 2% x 12).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2011 г. № 238 «О стоимости страхового года на 2011 год» стоимость страхового года на 2011 год составляет 13 509 руб. 60 коп.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (вступившей в силу с 01.01.2011 года), в 2011 году подлежат применению следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1%; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.

Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 20% - на страховую (10 392 руб.) и 6% - на накопительную часть трудовой пенсии (3 117,60 руб.)

Размер страховых взносов в 2011 году составил: в Пенсионный фонд РФ -13 509,60 руб. (4 330 руб. x 26% x 12); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1 610,76 руб. (4 330 руб. x 3,1% x 12); в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1 039,20 руб. (4 330 руб. x 2% x 12).

Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Федеральным законом сроки, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов; процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; пени на недоимку начисляются с момента просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов и прекращают начисляться в день, следующий за днем фактической уплаты задолженности по страховым взносам.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Поповой В.В. в установленный законом срок - до 31.12.2010 года и до 31.12 2011 года - не были уплачены суммы страховых взносов за 2010 год и 2011 год соответственно, в связи с чем, в отношении неё как индивидуального предпринимателя Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г. Щёкино и Щёкинском районе проведена проверка, по результатам которой выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 и 2011 годы, а также доначислены пени на непогашенную в срок недоимку за 2009 год.

Поповой В.В. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (на недоимку за 2010 год) от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с его неисполнением начальником УПФР в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области Х.Н.В. было вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя Поповой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому в Пенсионный фонд Российской Федерации взыскано всего 10694 руб. 58 коп.,, в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 10392 руб., начисленные на неё пени – 302 руб. 58 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взыскано 588 руб. 20 коп., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 571 руб. 56 коп., пени – 16 руб. 64 коп.; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1069 руб. 46 коп., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 1039 руб. 20 коп., пени – 30 руб. 26 коп.

Данное постановление было направлено в Отдел судебных приставов г. Щёкино и Щёкинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ.

Поповой В.В. было направлено также требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (доначисленные пени на недоимку 2009 года) от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с его неисполнением начальником УПФР в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области Х.Н.В. было вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя Поповой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому в Пенсионный фонд Российской Федерации взыскано всего 815 руб. 68 коп. (пени по взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую трудовой пенсии).

Данное постановление было направлено в Отдел судебных приставов г. Щёкино и Щёкинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ.

Поповой В.В. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (на недоимку за 2011 год) от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с его неисполнением начальником УПФР в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области Х.Н.В. было вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя Поповой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому в Пенсионный фонд Российской Федерации взыскано 14771 руб. 63 коп., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 13509 руб. 60 коп., начисленные на неё пени – 1262 руб. 03 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1698 руб. 67 коп., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 1610 руб. 76 коп., пени – 87 руб. 91 коп.; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1158 руб. 75 коп., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 1039 руб. 20 коп., пени – 119 руб. 55 коп.

В Отдел судебных приставов г. Щёкино и Щёкинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области данное постановление было направлено ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не находит оснований для признания незаконными и подлежащими отмене постановлений начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе Х.Н.В.. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

По мнению суда, ссылка Поповой В.В. на фактическое неосуществление ею предпринимательской деятельности в спорный период времени, за который пенсионным органом были взысканы оспариваемыми постановлениями страховые взносы и пени, как на основание освобождения от уплаты страховых взносов, не может быть принята во внимание. Обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

По смыслу действующего законодательства, в случае неосуществления им предпринимательской деятельности гражданин должен обратиться с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.

Приходя к таким выводам, суд, в том числе, учитывает и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П.Ю.В. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Эта позиция следующая.

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к её осуществлению… Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Поскольку факт незаконность действий налогового органа по регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя не был подтвержден вступившим в законную силу решением суда на момент принятия пенсионным органом оспариваемых постановлений, у данного органа не было оснований не взыскивать с истца в установленном законом порядке недоимки по страховым взносам и пени.

Судом установлено, что на момент принятия оспариваемых постановлений Попова В.В. с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности не обращалась.

Доказательств того, что существовали обстоятельства исключительного характера, которые не позволили ей своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, Попова В.В. суду не представила. В качестве единственной причины, в силу которой она не обратилась в налоговый орган с заявлением о прекращении государственной регистрации её в качестве индивидуального предпринимателя при прекращении осуществления ею фактически предпринимательской деятельности, как она указывает, в августе 2010 года, является незнание ею закона. Однако, как было указано выше, данное обстоятельство не может иметь исключительного характера.

Поэтому исковые требования Поповой В.В. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Поповой В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Щёкино и Щёкинском районе, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области о признании незаконными постановлений начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе Х.Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя; возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе отменить указанные постановления, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 19 сентября 2012 года.

Судья: