Барышев Е.И. - социальные споры



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующей судьи Козловской И.А.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

с участием истца Барышева Е. И.,

представителя ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности № 3 от 11.01.2011 года Минеевой Т. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-833 (2011) по исковому заявлению Барышева Е.И. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, предоставлении льгот по жилищным и коммунальным услугам,

у с т а н о в и л:

Барышев Е. И. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, предоставлении льгот по жилищным и коммунальным услугам. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он с 12.04.2008 года является пенсионером УФСИН России по Тульской области на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

03.03.2011 года ему выдано удостоверение ветеран труда.

Как ветеран труда, в силу ст. ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» он имеет право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% квартплаты и содержания жилья.

Обратившись с заявлением о предоставлении данных мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района», ему было отказано в предоставлении данных льгот.

Просит суд обязать указанное государственное учреждение назначить ему ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные для ветеранов труда ст.ст.3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО, ежемесячную денежную выплату в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), ежемесячную денежную выплату с момента обращения с заявлением с 06.03.2011 года, обязать ответчика произвести ему перерасчёт по оплате ежемесячной денежной выплате, ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для ветеранов труда ст.7 и ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО за потребляемые жилищно-коммунальные услуги с 1 октября 2010 года до 6 марта 2011 г.

Обязать ответчика выдать ему справку установленного образца для приобретения единого месячного проездного билета. Взыскать в его пользу расходы по госпошлине в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просил удовлетворить кроме п. 3 просительной части искового заявления, данные требования просил не рассматривать, так как он преждевременно обратился с данными требованиями, отказа ответчика в выдаче ему справки не было. При этом указал, что его право на получение данных льгот было нарушено ответчиком с момента его первоначального обращения к нему с заявлением 22.09.2010 года о присвоении звания «Ветеран труда». Данное звание ему было присвоено на основании решения суда. Однако на момент своего обращения к ответчику он имел право на присвоение ему звания «Ветеран труда». Поэтому, если бы ответчик самостоятельно выдал бы ему удостоверение «Ветеран труда», то он мог бы реализовать своё право на предоставление льгот для ветеранов с 1.10.2010 года. Поэтому именно с этой даты просит произвести ему перерасчёт по оплате ежемесячной денежной выплате, ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для ветеранов труда ст.7 и ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО.

Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» по доверенности Минеева Т. В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, указывая на то, что истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с достижением которого Закон Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» связывает предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки, право на получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст.ст.3, 7 указанного Закона Тульской области, он не приобрел.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы дела, суд находит требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 года), а при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат, не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешёл к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определён круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставления субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований и предоставлении мер социальной поддержки, истец сослался на то, что с 12.04.2008 года он является пенсионером по линии Федеральной службы исполнения наказаний в Российской Федерации и имеет удостоверение от 03.03.2011 года «Ветеран труда», а поэтому, как ветеран труда, он вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями удостоверения «Ветеран труда» от 03.03.2011 года и пенсионного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, решением Щёкинского районного суда от 30.12.2010 года об обязывании ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда», не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

Судом установлено, что истец обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с письменным заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» 22.09.2010 года, при этом предоставил необходимый пакет документов для решения данного вопроса. Согласно протоколу заседания комиссии по социальным вопросам ГУ Тульской области «Управления социальной защиты населения Щёкинского района» от 23.09.2010 года Барышеву Е. И. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». В связи с чем, истец за восстановлением нарушенного права был вынужден обратиться в суд. По решению Щёкинского районного суда от 30.12.2010 года, вступившего в законную силу после кассационного обжалования 10.02.2011 года, ответчик на основании приказа №-осн. от 03.03.2011 года присвоил истцу звание «Ветеран труда». 03.03.2011 года истцу выдано соответствующее удостоверение. 05.03.2011 года истец обратился к ответчику с письменным заявлением и необходимыми документами о предоставлении указанных выше мер социальной поддержки.

06.03.2011 года ответчик принял решение об отказе в назначении ежемесячных денежных выплат.

Данный отказ суд считает неправомерным, исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года установлены статьёй 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в редакции Законов Тульской области от 31.10.2006 года № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо конкретного возраста, видом пенсии и её получением.

По делу установлено, что истец с 12.04.2008 года является пенсионером УФСИН России по Тульской области.

Право на получение указанной пенсии у него возникло в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам статьи 1, 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Исходя из приведённых выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношениями, суд считает, что он имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО с 01.03.2011 года.

Кроме того, суд полагает правильным обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» произвести Барышеву Е. И. перерасчёт по оплате ежемесячной денежной выплате, предусмотренной для ветеранов труда ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» за потребляемые жилищно-коммунальные услуги, с 1 октября 2010 года по 28 февраля 2011 г, поскольку его право на получение данных выплат ответчиком было нарушено незаконным принятым решением комиссии по социальным вопросам № 27 от 23.09.2010 года на его заявление от 22.09.2010 года о присвоении звания «Ветеран труда». Только по решению суда от 30.12.2010 года признано его право на присвоение звания «Ветеран труда». Однако он такое право имел на дату его обращения к ответчику с заявлением от 22.09.2010 года.

Как установлено в судебном заседании, заявление о предоставлении мер социальной поддержки ответчик мог принять от истца только после присвоения звания «Ветеран труда». Поэтому нарушенное его право должно быть реализовано с 1.10.2010 года.

Что касается ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для ветеранов труда ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», то, исходя из буквального содержания ст.7 Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 Закона, законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии.

В силу п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 г. № 201, ежемесячная денежная выплата, предусмотренная ст.7 Закона, должна быть назначена ему со дня обращения за ней в орган социального развития с заявлением установленной формы и другими необходимыми документами, перечисленными в п.4 указанного Порядка.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утверждённым Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Истец обратился с письменным заявлением к ответчику о назначении данной выплаты 5.03.2011 года, следовательно, указанная выплата должна быть ему назначена с этой даты.

Вместе с тем, суд с учётом вышеприведённых доводов полагает правильным обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» произвести Барышеву Е. И. перерасчёт ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для ветеранов труда ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 1 октября 2010 года по 4 марта 2011 г.

Суд считает несостоятельными возражения ответчика, не основанными на норме закона.

Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, упоминая лишь о наличии права на её получение независимо от продолжения трудовой деятельности.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечёт за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области, принятыми в пределах их компетенции.

При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.

Истец просит суд взыскать с ответчика «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» госпошлину в сумме 200 рублей.

Доводы представителя ответчика о том, что он в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ освобождён от уплаты государственной пошлины, поскольку государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» фактически осуществляет функции государственного органа в сфере социальной защиты населения на территории Щёкинского района, суд находит несостоятельными.

Так, согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» государственным органом не является, а поэтому на него не могут быть распространены положения выше названной нормы закона.

В соответствие со ст. 98 ГПК Российской Федерации данное требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Барышева Е.И. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, предоставлении льгот по жилищным и коммунальным услугам удовлетворить.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Барышеву Е.И. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» за потребляемые жилищно-коммунальные услуги, с 1 марта 2011 г.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» назначить Барышеву Е.И. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 5 марта 2011 г.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» произвести Барышеву Е.И. перерасчёт по оплате ежемесячной денежной выплате, предусмотренной для ветеранов труда ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» за потребляемые жилищно-коммунальные услуги, с 1 октября 2010 года по 28 февраля 2011 г.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» произвести Барышеву Е.И. перерасчёт ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для ветеранов труда ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 1 октября 2010 года по 4 марта 2011 г.

Взыскать с государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» в пользу Барышева Е.И. государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение принято 15.04.2011 года.

Судья