РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2011 года г.Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Чекулаевой Е.Н.,
при секретаре Чернышовой Е.В.,
с участием представителя ответчика Минеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-886 по иску Фурашова Н.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» об оспаривании действий по отказу в присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
Фурашов Н.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» об оспаривании действий по отказу в присвоении звания «Ветеран труда», просил суд признать незаконным отказ ответчика в присвоении ему этого звания, признать за ним право на его присвоение и обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».
Исковые требования мотивированы тем, что истец награжден медалью «За отличие в службе ??? степени в соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 июня 2007 года № 483 л/с «О ведомственных наградах ФСИН», имеет трудовой стаж в льготном исчислении (выслугу лет) 20 лет 27 дней. Однако государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района», куда он обратился с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и необходимыми для этого документами, в присвоении этого звания ему отказало.
В судебное заседание истец Фурашов Н.А. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» по доверенности Минеева Т.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, указывая на то, что поскольку Фурашов Н.А. не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (25 лет), с наличием которого Закон Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» связывает возможность присвоения заинтересованным лицам звания ветерана труда, право на присвоение такого звания он не приобрел.
Представитель третьего лица - департамента социального развития Тульской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика.
Выслушав объяснения явившегося в судебное заседание лица, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что Фурашов Н.А. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 09.03.2004 г. по настоящее время; имеет стаж в льготном исчислении 20 лет 00 месяцев 27 дней, что дает ему право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (справка начальника ФБУ ИК-7 УФСИН России от 21.03.2011 г., не оспоренная ответчиком); награжден медалью «За отличие в службе ??? степени в соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 июня 2007 года № 483 л/с «О ведомственных наградах ФСИН».
Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района», полномочное принимать решение о присвоении звания «Ветеран труда», куда Фурашов Н.А. обратился с соответствующим заявлением, в присвоении такого звания истцу отказало.
При этом ответчик исходил из того, что Закон Тульской области 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" связывает возможность присвоения заинтересованным лицам звания ветерана труда с наличием трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (25 лет). Поскольку, по мнению ГУ ТО УСЗН Щекинского района, Фурашов Н.А., не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, право на присвоение такого звания он не приобрел.
Суд не согласен с такой позицией органа социальной защиты населения, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Условия пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст.13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Следовательно, федеральный законодатель, а потом и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.
В этой связи довод ответчика о том, что при применении Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет приобретали граждане в связи с длительным занятием определенной деятельностью (лечебной, педагогической, занятых на подземных и открытых горных работах и т.д. – ст.ст.78-82 закона), не является обоснованным, поскольку на момент принятия Федерального закона «О ветеранах» - на 12 февраля 1995 года - понятие пенсия за выслугу лет относилась не только к данной категории лиц, но и к лицам, пенсионное обеспечение которых осуществлялось, принятым 12 февраля 1993 года Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Причем, как федеральное, так и законодательство Тульской области присвоение звания «Ветеран труда» связывает, помимо наличия наград, специальных званий, ведомственных знаков отличия, с трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, условия о назначении и, соответственно, о получении пенсии по старости или за выслугу лет законодательство не содержит.
Следовательно, приобретение сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы права на пенсию за выслугу лет обусловлено наличием определенной продолжительности работы (стажа работы).
Из материалов дела следует, что Фурашов Н.А. получает пенсию за выслугу лет как лицо, проходившее службу в органах уголовно-исполнительной системы, то есть имеет трудовой стаж, необходимый для назначения такого рода пенсии.
Фурашов Н.А. имеет ведомственную награду. Данные обстоятельства не оспаривалось представителем ответчика и подтверждено документально.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Фурашов Н.А. имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Нарушенное отказом государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» право Фурашова Н.А. на присвоение ему звания «Ветеран труда» подлежит судебной защите путем признания незаконным такого отказа, признания за ним права на присвоение этого звания и возложения обязанности на ответчика выдать ему удостоверение ветерана труда.
При таких обстоятельствах исковые требования Фурашова Н.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Фурашова Н.А. об оспаривании действий по отказу в присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» в присвоении Фурашова Н.А. звания «Ветеран труда».
Признать за Фурашова Н.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» принять решение о присвоении Фурашова Н.А. звание «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 22 апреля 2011 года.
Судья: