РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2011 года г.Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Чекулаевой Е.Н.,
при секретаре Чернышовой Е.Н.,
с участием представителя ответчика Чуриковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-885 по иску Белановой В.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,
установил:
Беланова В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» с иском о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; возложении обязанности по предоставлению вышеуказанных мер социальной поддержки, в частности, по предоставлении ежемесячной денежной выплаты – с 28.03.2011 года, по ежемесячным денежным выплатам на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления - с 01.04.2011 г.
В обоснование своих требований указала, что является пенсионером УФСИН России по Тульской области с 26 мая 2010 года, ветераном труда и имеет соответствующее удостоверение. Полагает, что у неё есть право на вышеуказанные меры социальной поддержки. Они ей не предоставляются, на заявление к ответчику об их предоставлении получила отказ.
В судебное заседание истец Беланова В.Н. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. Письменно просила рассмотреть дело в её отсутствие, указав, что свои исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности Чурикова Е.Е. исковые требования Белановой В.Н. не признала в полном объеме, представив письменные возражения.
Поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, снижение возраста выхода на пенсию по старости женщинам до 52 лет возможно в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а истец до настоящего времени не достигла указанного возраста, то право на меры социальной поддержки, указанные в статьях 3,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», она не имеет. Следовательно, её требования незаконны и удовлетворению не подлежат.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Белановой В.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ч.1,2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда.
Требуя удовлетворения иска о предоставлении ей мер социальной поддержки, истец ссылается на то, что он с 26 мая 2010 года является пенсионером за выслугу лет УФСИН России по Тульской области, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное 24 марта 2011 года, поэтому как ветеран труда имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в чем ей было неправомерно отказано. Получателем аналогичных выплат в соответствии с федеральным законодательством не является.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями пенсионного удостоверения, удостоверения «Ветеран труда».
Как следует из материалов дела, Беланова В.Н.28 марта 2011 года в установленном порядке обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Данное заявление Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» в этот же день было принято. Но в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, Белановой В.Н. было письменно отказано.
Данные обстоятельства не отрицались в ходе рассмотрения дела представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» Чуриковой Е.Е.
Данный отказ является неправомерным исходя из следующего.
Меры социальной поддержки ветеранов труда установлены статьёй 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции от 21.12.2009 г.).
Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с каким-либо видом пенсии или наличием какого-либо определенного возраста.
Судом установлено, что истец Беланова В.Н. является пенсионером за выслугу лет УФСИН России по Тульской области с 26 мая 2010 года.
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы.
К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.
Указанным лицам пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ст. 13 указанного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет; такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Пенсия за выслугу лет, получаемая Белановой В.Н., в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в Российской Федерации, следовательно, истец достигла возраста, дающего ей право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, значит, она относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, денежная выплата по оплате жилого помещения, коммунальный услуг и топлива назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.
Поскольку истцу пенсия за выслугу лет назначена с 26 мая 2010 года, обратилась она в органы соцзащиты с заявлением 28 марта 2011 года, следуя вышеуказанной правовой норме, она вправе требовать возложения на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» обязанности по назначению ей ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с 01.04.2011 года.
Не вызывает у суда сомнения состоятельность заявленных истцом требований и в части наличия у неё права на получения такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.
В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку истцом доказан факт наличия у неё как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения 28.03.2011 года, её требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с этой даты подлежат удовлетворению.
Стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения выше указанных норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению прав, в частности истца, гарантированных законом, что влечет за собой снижение уровня её социальной защиты.
Суммируя все вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Белановой В.Н. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Белановой В.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Белановой В.Н. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции от 21.12.2009 г.), с 28.03.2011 года.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Белановой В.Н. ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в соответствии со ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции от 21.12.2009 г.), с 01.04.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд в течение десяти дней со дня оглашения.
Судья: