Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2012 г. г.Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Петрова В.С.,
при секретаре Ульченко О.В.,
с участием представителя истца - ответчика Соловьевой В.П. - Матвейчика А.С., ответчика - истца - представителя ответчика - истца Ерофеевой И.В. - Соловьева И.В., его представителя Цветковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2080/2012 по иску Соловьевой В.П. к Ерофеевой И.В. и Соловьеву И.В. о признании права собственности на 2/3 доли жилого дома и гаража и по встречному иску Ерофеевой И.В. и Соловьева И.В. к Соловьевой В.П. о признании права собственности на 1/3 долю жилого дома и 1/6 долю гаража в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Соловьева В.П. обратилась в суд с иском к Ерофеевой И.В. и Соловьеву И.В. с учетом уточнения о признании права собственности на 2/3 доли жилого <адрес> общей площадью 102 м2, в том числе жилой площадью 29,3 м2, и гаража (литера «Г») площадью 58,9 м2, расположенного по тому же адресу.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер Соловьев В.А.
После его смерти открылось наследство, в состав которого входят жилой <адрес> общей площадью 102 м2, в том числе жилой площадью 29,3 м2, и гараж (литера «Г») площадью 58,9 м2, расположенный по тому же адресу.
Открывшееся после его смерти наследство в срок приняли его супруга Соловьева В.П., с которой он состоял в браке с апреля 1992 г., и дети Ерофеева И.В. и Соловьев И.В.
Указанные жилой дом и гараж были возведены в период совместной жизни Соловьева В.А. и Соловьевой В.П. и являются их совместной собственностью, Соловьева В.П. приобрела право собственности на ? долю в праве собственности на указанное имущество.
Таким образом, она приобрела право собственности на 2/3 (? + 1/6 (? : 3) доли указанного имущества.
Со ссылкой на те же обстоятельства (исключая то обстоятельство, что указанный жилой дом является совместной собственностью Соловьева В.А. и Соловьевой В.П.) Ерофеева И.В. и Соловьев И.В. обратились в суд со встречным иском к Соловьевой В.П. и просят суд признать за каждым их них право собственности на 1/3 долю жилого дома и 1/6 долю гаража в порядке наследования по закону после смерти их отца Соловьева В.А.
В судебном заседании представитель истца - ответчика Соловьевой В.П. по ордеру адвокат Матвейчик А.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, возражал против удовлетворения встречных исковых требований Ерофеевой И.В. и Соловьева И.В. в части признания за каждым их них права собственности на 1/3 долю жилого дома, считал, что каждым из них приобретено право собственности на 1/6 долю дома.
Ответчик - истец Соловьев И.В., выступающий также как представитель ответчика - истца Ерофеевой И.В. на основании выданной ему доверенности, и его представитель по ордеру адвокат Цветкова О.А. в судебном заседании встречные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, возражали против удовлетворения исковых требований Соловьевой В.П. в части признания за ней права собственности на 2/3 доли дома, считали, что Соловьевой В.П. приобретено право собственности на 1/3 долю дома.
Истец - ответчик Соловьева В.П. и ответчик - истец Ерофеева И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, показания свидетелей и специалиста, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Соловьев В.А. (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону (ч.1 ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.1113 Кодекса наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с п.2 ст.1141 Кодекса наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.
В силу п.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п.1 ст.1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
После смерти Соловьева В.А. открылось наследство, в состав которого входят жилой <адрес> общей площадью 102 м2, в том числе жилой площадью 29,3 м2, и гараж (литера «Г») площадью 58,9 м2, расположенный по тому же адресу.
Открывшееся после смерти Соловьева В.А. наследство в срок приняли его супруга Соловьева В.П., с которой он состоял в браке с 28 апреля 1992 г. (повторное свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ), и дети Ерофеева И.В. и Соловьев И.В., что усматривается из наследственного дела, заведённого нотариусом к её имуществу, копия которого представлена суду и имеется в материалах дела.
Их родственные отношения документально подтверждены и никем не оспаривались.
Жилой дом и гараж находятся на земельном участке площадью 929 м2, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшем на праве собственности Соловьеву В.А., что документально подтверждено и никем не оспаривалось.
Как усматривается из представленных документов, дом был возведен (перестроен) взамен старого дома; без согласования с уполномоченным на то органом местного самоуправления в жилом строении (литера «А») выполнена перепланировка и возведены пристройка к этому строению площадью 7,9 м2 и мансарда над ним площадью 41,1 м2.
Принадлежность Соловьеву В.А. дома, взамен которого был возведен (перестроен) указанный дом, подтверждена дубликатом договора дарения.
У суда нет оснований считать, что указанный жилой дом был возведен в период совместной жизни Соловьева В.А. и Соловьевой В.П. и является их совместной собственностью, исходя из следующего.
Согласно п.1 ст.34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (п.2 ст.34 Семейного кодекса Российской Федерации).
В силу п.1 ст.36 Кодекса имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Ст.37 Семейного кодекса Российской Федерации, положения которой в силу ч.6 ст.169 Кодекса также применяются к имуществу, нажитому до введения в действие указанного Кодекса, предусматривает возможность признания имущества каждого из супругов их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).
В соответствии со ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Как следует из пояснений представителя истца - ответчика Соловьевой В.П. - Матвейчика А.С., в период совместной жизни Соловьева В.А. и Соловьевой В.П. (в том числе и до заключения ими брака) в указанном жилом доме выполнена перепланировка и возведены пристройка к нему площадью 7,9 м2 и мансарда над ним площадью 41,1 м2.
Вместе с тем, это обстоятельство само по себе не свидетельствует о том, что в результате этого стоимость дома значительно увеличилась.
Ни из его пояснений, ни из показаний допрошенных судом по его инициативе свидетелей также с бесспорной очевидностью не следует, что эти работы выполнялись в доме с использованием приобретенных Соловьевой В.П. материалов и/или её силами (трудом) после 28 апреля 1992 г. - дня заключения брака между ними.
Документально подтвержденный факт приобретения Соловьевой В.П. материалов (большая часть из которых была приобретена до их брака), которые могли использоваться при выполнении этих работ, также сам по себе не указывает на то, что работы в доме выполнялись с использованием этих материалов.
Кроме того, как пояснила истец - ответчик Соловьева В.П. в судебном заседании 15 октября 2012 г., к началу их совместной жизни мансарда уже существовала.
Иных доказательств в подтверждение этого обстоятельства суду не представлено.
Таким образом, утверждение истца - ответчика Соловьевой В.П. о том, что указанный жилой дом был возведен в период совместной жизни Соловьева В.А. и Соловьевой В.П., не подтверждено ни представленными ею, ни иными собранными по делу доказательствами.
Сохранение жилого помещения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается подготовленным Тульским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (имеющим свидетельство о допуске к соответствующим работам) заключением от 22 августа 2012 г.
То обстоятельство, что указанный гараж был возведен в период совместной жизни Соловьева В.А. и Соловьевой В.П. и является их совместной собственностью, а Соловьева В.П. приобрела право собственности на ? долю в праве собственности на него, никем не оспаривалось.
Суд не располагает доказательствами того, что сохранение гаража нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также того, что при строительстве гаража допущены существенные нарушения градостроительных, строительных и иных норм и правил.
В силу ст.244 Гражданского кодекса Российской Федерации на указанное имущество возникает общая долевая собственность.
При таких обстоятельствах суд исходя из приведенных нормативных положений, а также положений ст.ст.26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации считает необходимым исковые требования Соловьевой В.П. о признании права собственности на 2/3 доли жилого дома и гаража удовлетворить частично, встречные исковые требования Ерофеевой И.В. и Соловьева И.В. о признании права собственности на 1/3 долю жилого дома и 1/6 долю гаража в порядке наследования по закону удовлетворить, признать за Соловьевой В.П., Ерофеевой И.В. и Соловьевым И.В. право общей долевой собственности (доля в праве - по 1/3 у каждого) на жилой <адрес> общей площадью 102 м2, в том числе жилой площадью 29,3 м2, признать за Соловьевой В.П., Ерофеевой И.В. и Соловьевым И.В. право общей долевой собственности (доля в праве - у Соловьевой В.П. - 2/3, у Ерофеевой И.В. - 1/6, у Соловьева И.В. - 1/6) на гараж (литера «Г») площадью 58,9 м2, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, включая право собственности на имущество, возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В силу п.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Соловьевой В.П. о признании права собственности на 2/3 доли жилого дома и гаража удовлетворить частично, встречные исковые требования Ерофеевой И.В. и Соловьева И.В. о признании права собственности на 1/3 долю жилого дома и 1/6 долю гаража в порядке наследования по закону удовлетворить.
Признать за Соловьевой В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Ерофеевой И.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Соловьевым И.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право общей долевой собственности (доля в праве - по 1/3 у каждого) на жилой <адрес> общей площадью 102 м2, в том числе жилой площадью 29,3 м2.
Признать за Соловьевой В.П., Ерофеевой И.В. и Соловьевым И.В. право общей долевой собственности (доля в праве - у Соловьевой В.П. - 2/3, у Ерофеевой И.В. - 1/6, у Соловьева И.В. - 1/6) на гараж (литера «Г») площадью 58,9 м2, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 октября 2012 г.
Председательствующий