Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Саянск 19 апреля 2011 года
Дела № 2-387/2011
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Пастушкове А.В., с участием представителя истца Герасимовой О.А. - Ливановой О.В., представителя ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок», по доверенности - Шевчук Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела № 2-387/2011 по исковому заявлению Герасимовой О.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок» о признании незаконным выплаты работодателем заработной платы в размере менее установленного минимального размера оплаты труда, без учета компенсационных выплат, о взыскании с работодателя недополученных сумм заработной платы,
установил:
истец Герасимова О.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению ««Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок» (далее детский сад №27) о признании незаконным выплаты работодателем заработной платы в размере менее установленного минимального размера оплаты труда, без учета компенсационных выплат, о взыскании с работодателя недополученных сумм заработной платы, поскольку, с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер заработной платы на всей территории Российской Федерации был установлен Правительством РФ в размере 4330 рублей, однако, ей с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата начислялась и выплачивалась без учета районного коэффициента и северной надбавки.
Истец Герасимова О.А. полагает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме, в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По мнению истца, работодатель должен был начислять ей заработную плату при отработке полной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей) не менее минимального размера оплаты труда, то есть 4330 рублей, а затем начислять районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в южных районах Иркутской области.
На основании прилагаемых расчетов, истец полагает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем ей незаконно не начислено и не выплачено 845,08 рублей.
Истец Герасимова О.А., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, указав в исковом заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Ливанова О.В. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям и уточнив их, дополнительно пояснила, что, в соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966г., подписанного СССР и вступившего в силу 03.10.1976г. (обязательного для Российской Федерации как правопреемника СССР по международным договорам), участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии при выполнении работы в особых условиях труда. Так, согласно ст. ст. 146, 148, 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, т.е. в повышенном по сравнению с МРОТ размере.
В противном случае, исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда.
Истец Герасимова О.А. отработала за указанный период времени месячную норму труда в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Шевчук Г.П. исковые требования Герасимовой О.А. не признала в полном объеме и просила суд в удовлетворении исковых требований Герасимовой О.А. отказать, поскольку заработная плата истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась в соответствии с действующим законодательством. За указанный истцом период времени, норма рабочего времени и норма труда ею выполнена в полном объеме. В случае признания судом незаконным начисление заработной платы в размере менее минимального размера оплаты труда с последующим начислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области, в пользу истца подлежит взысканию указанная ею сумма недоначисленной заработной платы в размере 845,08 рублей.
Привлеченная в качестве третьего лица на стороне ответчика, администрация городского округа муниципального образования «город Саянск», будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление представитель администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» указала, что в удовлетворении исковых требований просит отказать и вывезти администрацию из числа лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд находит исковые требования Герасимовой О.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что заработная плата истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась в соответствии с действующим законодательством, суд находит необоснованными.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Из ст. 129 ТК РФ следует, что заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 82-ФЗ от 12.06.2000 г. (в ред. ФЗ от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.
В силу ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Ст. 315 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» №4520-1 от 19.02.1993 г. закрепил, что настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии с п.1 разъяснения Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. №49, процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установлена к заработной плате лицам за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями (т.е. в местностях с особыми климатическими условиями).
Статьями 316, 317 Трудового кодекса РФ установлены выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда. Именно в этих целях, учитывая особенности труда в особых условиях, законодатель установил основные гарантии, установив минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации (ст. 333 ТК РФ).
Но при этом, законодатель установил и дополнительные гарантии с учетом особенностей труда и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, указав их в главе 50 Трудового кодекса РФ, в том числе, гарантии выплаты районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате.
Исходя из буквального смысла приведенных правовых норм следует, что районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, и механизм установления данных выплат не находится в зависимости от механизма установления минимального размера оплаты труда. Социальные выплаты должны устанавливаться работникам свыше минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда установлен для всех без исключения граждан, проживающих на территории Российской Федерации и не может включать в себя компенсации, установленные для регионов Севера.
По мнению суда, включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки недопустимо, так как при этом происходит уравнивание в оплате труда работников осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлены районные коэффициенты и северные надбавки, с заработной платой, выплачиваемой работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями, расположенными в Иркутской области на крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Иное понимание закона, по мнению суда, противоречит нормам международного права, в том числе Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г., подписанному в СССР и вступившему в силу 3.10.1976 г. (обязательный для РФ как его правопреемника по международным договорам), устанавливающему право каждого на вознаграждение и справедливую зарплату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст. 7) и означает отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст. 2 Трудового кодекса РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. № 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен", регламентировано ввести с 1 октября 1969 г. районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен. Утвердить размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, вводимого в соответствии с настоящим Постановлением, и порядок его применения было поручено Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения» утвержден районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент ранее не был установлен.
На основании п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально экономическому развитию районов Севера" облисполкому Совета народных депутатов Иркутской области было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать выравнивающие районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории области минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 г. на территории городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского р-на, г. Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации) был установлен выравнивающий районный коэффициент в размере 1,3. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов постановлено осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.
В соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № 794 от 24.09.89 « О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» была введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области до 30% заработка.
При установлении районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области, в том числе и в г. Саянске, 30% заработка, заработная плата в месяц при условии выполнения нормы рабочего времени должна быть не ниже 6928 рублей в месяц (4330 рублей х 30% х 30%).
В судебном заседании установлено, что истец работает в МДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок и в южных районах Иркутской области более 5 лет.
МДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок» является некоммерческой организацией. Источником формирования имущества учреждения и финансовых ресурсов являются средства, выделяемые целевым назначением из местного бюджета.
Герасимова О.А. принята на работу <данные изъяты> с оплатой труда по ставке <данные изъяты> разряда ЕТС, согласно условиям трудового договора <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, ей установлены доплаты: районный коэффициент в размере 30 % и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере 30 % должностного оклада.
В соответствии с предоставленными суду расчетными листками, правильность которых не оспаривалась сторонами, и пояснениями сторон, судом установлено, что Герасимова О.А. норму труда и норму рабочего времени выработала в феврале 2011 года в полном объеме.
Месячная заработная плата истца, полностью отработавшей за этот период норму рабочего времени и выполнившей норму труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда, то есть не может быть начислена менее: 4 330 х 30 % плюс 30% процентов = 6 928 рублей (где 4 330 рублей - установленный с 1 января 2009 года ФЗ РФ от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда; 30 процентов - районный коэффициент и 30 процентов - надбавка к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области).
На основании изложенного и представленных сторонами расчетов, а также сведений ответчика о норме рабочего времени, выработанного истцом, следует, что Герасимовой О.А. недоначислено заработной платы за февраль 2011 года = 6928- 6082,92 (начислено за фактически отработанное время, выработанное в полном объеме рабочего времени по полной ставке <данные изъяты>) = 845,08 рублей.
Данные суммы исчислены путем вычета из заработной платы, подлежащей начислению пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области, фактически начисленной работодателем заработной платы, с учетом обязательных налоговых платежей.
Поскольку, в указанный истцом и рассмотренный судом, с учётом ст.392 ТК РФ, период, при начислении месячной заработной платы, ответчик, в нарушение трудового законодательства, не учитывал районный коэффициент и надбавку к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, необходимо удовлетворить и требование истца о признании незаконным не начисление ответчиком месячной заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области, начисляемого сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 133, 133.1, 146, 148,313, 315-317 ТК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Герасимовой О.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок» о признании незаконным выплаты работодателем заработной платы в размере менее установленного минимального размера оплаты труда, без учета компенсационных выплат, о взыскании с работодателя недополученных сумм заработной платы удовлетворить полностью.
Признать незаконным выплату Герасимовой О.А. работодателем Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок» заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, без учета компенсационных выплат: районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок» в пользу Герасимовой О.А. с правом работодателя на удержание обязательных налоговых платежей, недоначисленную заработную плату в размере 845 (восемьсот сорок пять рублей) 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья: Е.Н. Гущина