Дело № 2-113/2011



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск                                                                  27 января 2011 года

Дело № 2-113/2011

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Мороз Ю.В., с участием представителя заявителя Подымахиной Л.В. - Подымахина Е.Н., представителей заинтересованного лица - Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску - Кривопалова С.А. и Кондратьевой Н.Н., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-113/2011 по заявлению Подымахиной Л.В. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску с оспариванием ответа на обращение о постановке на учет для получения жилищной субсидии,

у с т а н о в и л:

Подымахина Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения уполномоченного органа - ответа Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску на её обращение о постановке на учет для получения жилищной субсидии.

В судебном заседании представитель истца Подымахин Е.Н. просил заявленные Подымахиной Л.В. требования удовлетворить, и пояснил, что Подымахина Л.В. не согласна с содержанием ответа Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску на поданное в данное учреждение заявление о постановке её на учет по предоставлению социальной выплаты, поскольку, по ее мнению, данное учреждение требует предоставить документы, не предусмотренные действующим законодательством. Заявитель полагает, что Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску намеренно создаются препятствия в осуществлении её права на получение социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008г. № 115-ПП «Об организации работы в Иркутской области по предоставлению специальных выплат для приобретения жилья гражданам выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, просила признать ответ Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску незаконным и создающим препятствия к осуществлению ее права на получение социальной выплаты.

Истец Подымахина Л.В., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представители заинтересованного лица - Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску - Кривопалов С.А. и Кондратьева Н.Н. просили суд в удовлетворении заявления Подымахиной Л.В. отказать по тем основаниям, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении, не получавшим субсидии на эти цели. При обращении для постановки на учет граждан, имеющих данные льготы, должны быть представлены следующие документы: справка БТИ; справка Главного Управления Федеральной регистрационной службы Иркутской области об отсутствии в собственности домовладений; справка с места жительства о составе семьи с места выезда с указанием даты постановки и снятия с регистрационного учета; справка о сдаче (продаже) жилья; справка о неполученной компенсации за сданное жилье; справка о неполучении жилищной субсидии; справка об отсутствии в собственности домовладений по месту выезда, забронированной жилой площади. В случае не предоставления указанных справок невозможно определить, имеет ли право гражданин на постановку его на учет по указанным в законе № 125-ФЗ основаниям.

Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску не может самостоятельно истребовать указанные справки, т.к. такие справки выдаются лично гражданам, при необходимости оказывается помощь гражданам в собирании справок по письменному заявлению граждан. Информация, указанная в ответе, данном Подымахиной Л.В., никоим образом не нарушает ее права, как гражданина и не создает никаких препятствий к осуществлению ее прав и свобод. Данное письмо не является решением должностного лица. Решение по заявлению Подымахиной Л.В. принято не было, поскольку, ею не было предоставлено ни одного требуемого документа. Заявителю были даны разъяснения о порядке обращения по поводу получения жилищной субсидии по её обращению в её же интересах.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, направив в суд отзыв на заявление Подымахиной Л.В., в котором просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и отказать в удовлетворении заявления Подымахиной Л.В.

Из отзыва Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области следует, что Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, рассмотрев заявление, поясняет следующее. Как усматривается из текста заявления Подымахина Л.В. просит признать незаконным ответ управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г, Саянску на заявление Подымахиной Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> (далее - управление). В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Оспариваемый ответ управления не является решением об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Таким образом, он не нарушает права и свободы заявителя, не создает препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод. Вместе с тем, указанный ответ управления носит разъяснительный характер о необходимости предоставления указанных в нем документов, что в силу п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, носит императивный характер (далее Положение). Соответственно, управление, разъяснив заявителю на необходимость представить документы, в силу вышеуказанного Положения не возлагает незаконно какой-либо обязанности на заявителя, а указывает на необходимость выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации. Учитывая, что оспариваемый ответ управления носит разъяснительный характер и дан заявителю в соответствии с действующим законодательством РФ в пределах предоставленных управлению полномочий, какие-либо права и свободы заявителя Подымахиной Л.В. не нарушает. В связи с вышеизложенным, Министерство социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области просило суд в удовлетворении заявленных требований Подымахиной Л.В. отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 247 ГПК РФ, в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В ст.255 ГПК РФ указано, что подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из содержания вышеперечисленных норм следует, что гражданин вправе оспорить в порядке гражданского судопроизводства решение или действие должностного лица, в том числе, ответ на заявление, если оно нарушает его права, свободы и законные интересы, создает препятствие осуществлению его прав и свобод, незаконно возлагает на гражданина какие-либо обязанности или незаконно привлекает его к ответственности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Подымахина Л.В. обратилась в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску с заявлением о включении её в состав граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в г.Саянске в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «Об организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на состав семьи из <данные изъяты> человек, без приложения документов, подтверждающих данное право.

ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят> заявителю Подымахиной Л.В. был направлен ответ на её заявление, в котором начальник Управления Кривопалов С.А. разъяснил порядок предоставления субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, указав, что данные субсидии предоставляются лицам, имеющим общую продолжительность стажа в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах и ранее не получавшим субсидии на эти цели. Для постановки заявителя Подымахиной Л.В. на учет, ей было предложено представить следующие документы: заявление; копии документов, подтверждающих личность заявителя и проживающих с ним членов его семьи; справку с места жительства гражданина о составе семьи, правоустанавливающий документ на жилое помещение, где семья проживает на момент подачи заявления; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; справку о северном стаже; копию пенсионного удостоверения; справку БТИ; справку Главного управления Федеральной регистрационной службы Иркутской области об отсутствии в собственности домовладений; справку с места жительства о составе семьи с места выезда с указанием даты постановки и снятия с регистрационного учета; справку о сдаче (продаже) жилья; справку о неполучении компенсации за сданное жилье; справку о неполучении жилищной субсидии; справку об отсутствии в собственности домовладений по месту выезда, забронированной жилой площади.

Заявитель полагает, что должностное лицо - руководитель управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску Кривопалов С.А. обязал её предоставить документы, не предусмотренные законодательством, чем создал препятствия к осуществлению её права на получение данной социальной выплаты.

Из постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2008г. № 115-ПП «Об организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» следует, что органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство).

Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее - граждане), формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат для приобретения жилья гражданам осуществляются территориальными подразделениями министерства по месту постоянного проживания граждан (далее - территориальное подразделение) в соответствии с федеральным законодательством. Данным территориальным органом в г. Саянске и является Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску.

Полномочия по регистрации и учету граждан, осуществляемые территориальными подразделениями в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, предусматривают: 1) прием от граждан заявлений о включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья;

2) проверку документов, представленных гражданами;

3) принятие решений о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет;

4) направление гражданам уведомлений, предусмотренных федеральным законодательством;

5) формирование учетных дел граждан;

6) формирование списков граждан;

7) принятие решений о снятии с учета граждан в случаях, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780)

а) заявление по форме согласно приложению N 1;

б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в) справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;

г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

д) заверенную копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справку об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справку органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Из системного анализа вышеперечисленных правовых норм следует, что для постановки гражданина на учет для получения социальной выплаты, помимо документов, перечисленных в п. 9 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", необходимо также соблюдение условий, предусмотренных ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, то есть подтверждение стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации, сведения о том, что гражданин нуждается в его улучшении и не получал ранее субсидии на эти цели.

Возложение обязанности о предоставлении документов в соответствии с действующим законодательством, а также дополнительных документов, не является нарушением прав и свобод гражданина и не создает препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, а является гарантией для своевременного, полного и более оперативного разрешения вопроса о реализации права заявителя на получение требуемой субсидии.

Перечень документов, указанный в ответе начальника Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску Кривопаловым С.А. на заявление Подымахиной Л.В. не является дополнительным и не предусмотренным законодательством. Все перечисленные в нем документы и справки истребованы в соответствии с исследованными правовыми нормами.

Ответ начальника Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску Кривопалова С.А. заявителю Подымахиной Л.В. является разъяснительным, дан заявителю в соответствии с действующим законодательством РФ, в установленные сроки, в пределах предоставленных управлению полномочий и в соответствии с компетенцией должностного лица.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного следует, что у суда нет оснований для удовлетворения жалобы Подымахиной Л.В.

Руководствуясь ст.ст. 245-250,254-258, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Подымахиной Л.В. о признании решения уполномоченного органа - ответа начальника Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску Кривопалова С.А. на заявление Подымахиной Л.В., незаконным, создающим препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Саянский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья:                                   Е.Н. Гущина