Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Город Саянск 17 марта 2011 года Дело №2-251/2011 у с т а н о в и л: Прокурор обратился в суд в интересах Гараниной Е.Н. с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городах Саянске, Зиме и Зиминском районе (далее - пенсионный орган) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. В исковом заявлении прокурор указал, что в прокуратуру города Саянска с заявлением об оказании помощи в восстановлении специального стажа в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> медицинского пункта в войсковой части <номер изъят>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> медицинского пункта войсковой части <номер изъят> обратилась Гаранина Е.Н.. В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии Управления ПФР в г. Саянске, г. Зиме и Зиминском районе от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, в стаж на соответствующих видах работ Е. Н. не были включены период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> войсковой части <номер изъят> (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней), а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> войсковой части <номер изъят> (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) по причине отсутствия наименования учреждения: в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пению за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464; Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066; Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, утвержденного постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Согласно справке отдела военного комиссариата города <адрес изъят> Иркутской области следует, что сведениями о месте дислокации воинских частей отдел не располагает. Под медицинской службой (Вооруженных Сил) понимается комплекс медицинских подразделений, частей и учреждений, предназначенных для медицинского обеспечения войск в мирное и военное время. В составе медицинской службы видов Вооруженных Сил и родов войск предусматриваются медицинские части и учреждения, предназначенные не только для выполнения общих задач медицинского обеспечения, но и для разработки и реализации специальных, лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, связанных с особенностями труда и быта личного состава этих войск. К числу учреждений и частей медицинской службы центрального подчинения относятся военные госпитали и поликлиники, санатории и дома отдыха, противоэпидемические и гигиенические учреждения, военно-учебные заведения, учреждения медицинского снабжения, центральные лаборатории, центральная военно-врачебная комиссия и др. На медицинскую службу в мирное время возлагаются следующие основные задачи: надзор за условиями и режимом учебы, боевой деятельности и быта войск с целью сохранения и укрепления здоровья военнослужащих; предупреждение возникновения и распространения заболеваний; организация и проведение мероприятий по оказанию медпомощи пораженным и больным, их лечению и эвакуации с целью сохранения жизни и быстрейшего восстановления боеспособности и трудоспособности; обучение военнослужащих способам оказания первой медицинской помощи при поражениях и заболеваниях и их гигиеническое воспитание; боевая и специальная подготовка личного состава медицинских подразделений, частей и учреждений; снабжение войск и медицинских учреждений медицинским имуществом; изучение и обобщение опыта, а также разработка актуальных проблем медицинского обеспечения войск в различных условиях (Библиогр.: Военно-медицинская подготовка, под ред. Ф.И. Комарова, М., 1984; Организация и тактика медицинской службы, под ред. Н.Г. Иванова и О.С. Лобастова, Л., 1988; Основы организации медицинского обеспечения войск, под ред. Н.И. Завалишина, М., 1961: Очерки истории Советской военной медицины, под ред. Д.Д. Кувшинского и А.С. Георгиевского. Л., 1968). Таким образом, фактически работа Гараниной Е.Н. в указанные периоды в должности <данные изъяты> в войсковых частях должны быть включены в медицинский стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. обстоятельства, которые не возможно подтвердить документально, могут быть подтверждены свидетельскими показаниями, а иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Кроме того, отсутствие необходимых документов не может ставиться в вину Гараниной Е.Н., т.к. она добросовестно исполняла свои трудовые обязанности, работая в должности <данные изъяты> в спорные периоды работы, соответственно, в войсковой части <номер изъят> и в войсковой части <номер изъят>. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, ст. 45, ст. 131 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил признать решение Управления Пенсионного фонда России (государственного учреждения) в г. Саянске, г. Зиме и Зиминском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в Войсковой части <номер изъят>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> войсковой части <номер изъят> не законным. Включить в стаж Гараниной Е.Н., на соответствующих видах работ дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы в должности <данные изъяты> медицинского пункта лазарета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части <номер изъят>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в войсковой части <номер изъят>. В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объеме. Гаранина Е.Н. исковые требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что в спорные периоды работала <данные изъяты> в медицинских пунктах лазаретов (стационаров) войсковых частей. Представитель ответчика Корнеева Н.Н. исковые требования прокурора не признала и пояснила, что в стаж на соответствующих видах работ Гараниной Е.Н. не были включены периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> войсковой части <номер изъят> (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.(<данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) в качестве <данные изъяты> войсковой части <номер изъят> по причине отсутствия наименования учреждения в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пению за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464; Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066; Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, утвержденного постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, в выслугу лет для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в том числе во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), независимо от ведомственной подчиненности. Истец же в спорные периоды времени работала <данные изъяты> в войсковых частях, которые не являются лечебным учреждением. Из предоставленных истцом и прокурором документов не следует, что работа истца проходила в медицинском пункте или лазарете. В случае включения спорных периодов в специальный стаж работы истца, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, у истца на момент обращения в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ - будет наличествовать совокупность условий, необходимых для назначения ей досрочной трудовой пенсии - <данные изъяты> лет работы в должности <данные изъяты> медицинского персонала. Представитель ответчика Шелкова Т.М. исковые требования не признала, поддержав доводы представителя ответчика Корнеевой Н.Н., пояснив дополнительно, что при рассмотрении данного дела, свидетельские показания не могут быть приняты во внимание. Заслушав прокурора, истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленных требований в связи с далее изложенным. Согласно п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года применяются нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования. При исчислении стажа работы, дающего право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы. В 1981 - 1983 гг. действовали утвержденные Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Постановление N 1397). Льготы и требования, предусмотренные данным Положением, сохранены и предусмотрены также в Постановлении Правительства №1066 от 22 сентября 1999 года и Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. В вышеуказанных нормативных актах, а также в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидеимиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, отсутствует наименование учреждения (войсковая часть), в которых Гаранина Е.Н. работала в качестве <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. Решением управления ПФР в г. Саянске, г. Зиме и Зиминском районе от ДД.ММ.ГГГГ Гараниной Е.Н. отказано в назначении пенсии, поскольку, должность <данные изъяты> войсковой части не предусмотрена Списками, утвержденными постановлением Правительства № 1066 от 22 сентября 1999 года и № 781 от 22 октября 2002 года; постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 Суд не может согласиться с доводами, изложенными представителем ответчика и в решении пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>. Как усматривается из трудовой книжки, Гаранина Е.Н. (до заключения брака <данные изъяты>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> войсковой части <номер изъят> и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> войсковой части <номер изъят>. Согласно справке отдела военного комиссариата <адрес изъят> Иркутской области, следует, что сведениями о месте дислокации воинских частей отдел не располагает. Из архивной справки <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гаранина Е.Н., действительно, проходила военную службу в восковых частях <номер изъят> и <номер изъят> в должности <данные изъяты>. В соответствии с приказом <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, Гаранина Е.Н., <данные изъяты> медицинского пункта части, была назначена на период болезни временно заведующей аптекой с ДД.ММ.ГГГГ. Из данной же архивной справки следует, что в отношении Гараниной Е.Н. был издан приказ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ года, где она поименована как <данные изъяты> лазарета части. Из показаний свидетелей К.Н.С., К.Л.С., Ш.Г.А., Ш.З.А., а также из представленных ими трудовых книжек, исследованных судом, следует, что Гаранина Е.Н. и указанные лица работали в качестве <данные изъяты> медицинского пункта при лазарете войсковых частей <номер изъят>, <номер изъят> и в течение полного рабочего дня выполняли обязанности <данные изъяты>, работающей с выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (оклада) в медицинском пункте лазарета войсковой части. Согласноп.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства № 1066 от 22 сентября 1999 года, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно - медицинской академии, военно - медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно - диагностической поликлинике Военно - медицинской академии, медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности. Таким образом, судом установлено, что Гаранина Е.Н. в спорный период времени: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) работала в качестве <данные изъяты> медицинского пункта лазарета войсковой части, с выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (оклад) и данный период подлежит зачету в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С учетом спорных периодов, принимая во внимание мнение представителя ответчика, у истца на день обращения в пенсионный орган имелся стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более <данные изъяты> лет и, следовательно, она имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» со дня подачи заявления в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора города Саянска Иркутской области в интересах Гараниной Е.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городах Саянске, Зиме и Зиминском районе удовлетворить. Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городах Саянске, Зиме и Зиминском районе от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в части не включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы Гараниной Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении Гараниной Е.Н. досрочной трудовой пенсии по старости, Зачесть Гараниной Е.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> медицинского пункта лазарета войсковой части. Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Саянске, Зиме и Зиминском районе назначить Гараниной Е.Н. трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ. Решение в течение 10 дней со дня его принятия может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд. Судья: Е.Н. ГущинаСаянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Ключниковой М.В., с участием прокурора Незнановой И.Е., истца Гараниной Е.Н., представителей ответчика -Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Саянске, г.Зиме и Зиминском районе -Корнеевой Н.Н., Шелковой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-251/2011 по иску прокурора города Саянска в интересах Гараниной Е.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городах Саянске, Зиме и Зиминском районе о признании права на пенсию,