Дело № 2-17/2012



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск                                                                               14 февраля 2012 года

Гражданское дело № 2-17/2012

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Ключниковой М.В., с участием представителя истца Васильева А.А. -М.Т.А., действующей по доверенности, представителя ответчиков - муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» и муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Луташевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-17/2012 по иску Васильева А. А. к муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» и муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» о предоставлении вне очереди за счет средств Иркутской области жилого помещения не ниже установленной социальной нормы по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Васильев А.А. обратился в Саянский городской суд Иркутской области с исковыми требованиями о предоставлении ему вне очереди по договору социального найма жилого помещения не ниже установленной социальной нормы в соответствии с абз.2 п.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В обоснование исковых требований истец указал, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, его мать М.Т.А. скончалась ДД.ММ.ГГГГ, отец М.Т.А. <данные изъяты>. Согласно распоряжению администрации г.Саянска его опекуном является М.Т.А. Какого-либо жилого помещения за Васильевым А.А. не закреплено. В соответствии с постановлением главы администрации г.Саянска от 12 ноября 2004 года №110-37-806 «О постановке на регистрационный учет на получение жилой площади детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» М.Т.А. был поставлен на регистрационный учет на получение жилой площади. В настоящее время Васильев А.А. после окончания средней общеобразовательной школы обучается на втором курсе факультета <данные изъяты> дневной очной формы обучения <данные изъяты>. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, хотя не утратил право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с абз.2 п.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Васильев С.В., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель истца М.Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и объяснила, что в ДД.ММ.ГГГГ года, когда Васильев А.А. получал паспорт, ему необходимо было где-то зарегистрироваться, и ей ответчик предложил зарегистрироваться по адресу: <адрес изъят>, документов, подтверждающих право проживания в указанном жилом помещении не имеется. В настоящее время в период обучения в <данные изъяты> истец проживает в общежитии, предоставленном ВУЗом, обучение в <данные изъяты> продлится до ДД.ММ.ГГГГ. Истцу необходимо предоставить жилье по месту регистрации, поскольку, он лишен возможности пребывать в городе во время каникул.

Представитель ответчиков Луташева Ю.А., полностью признав обстоятельства отнесения Васильева А.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не признала исковые требования, объяснив, что Васильев А.А. в соответствии с постановлением главы администрации г.Саянска от <данные изъяты> «О постановке на регистрационный учет на получение жилой площади детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был поставлен на регистрационный учет на получение жилой площади. В настоящее время Васильев А.А. состоит в списках на получение жилого помещения вне очереди под номером <номер изъят>, из списков его не исключали, права Васильева А.А. ответчики не нарушали.

Привлеченное в качестве третьего лица Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, будучи надлежащим образом извещенное о времени рассмотрения дела, в суд не явилось, направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области В.А. Родионов полагал, что исковые требования Васильева А.А. не подлежат удовлетворению, поскольку, как следует из искового заявления, Васильев А.А., проживает и обучатся на территории иного муниципального образования за пределами Иркутской области, в связи с чем, подлежит снятию с регистрационного учета по указанному адресу и с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании были исследованы следующие документы:

- свидетельство о рождении Васильева А. А., согласно которому, он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес изъят>, его отцом указан М.Т.А., матерью -М.Т.А.;

- свидетельство о смерти М.Т.А., согласно которому, она <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в <адрес изъят> <адрес изъят>

- копия приговора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, М.Т.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> (<данные изъяты> <данные изъяты>

- справка Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по <адрес изъят> <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Васильев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения в <адрес изъят>, поставлен на регистрационный учет на получение жилой площади детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- распоряжение администрации города Саянска от <данные изъяты> о назначении М.Т.А. опекуном над несовершеннолетним Васильевым А.А.;

- удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя М.Т.А., согласно которому, она является опекуном над внуком Васильевым А.А.;

- постановление главы администрации <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> о постановке Васильева А.А. на регистрационный учет для получения жилой площади;

-список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, под номером <данные изъяты> указан Васильев А. А. ;

- справка ООО «Расчетно-кассовый центр» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Васильев А.А. зарегистрирован постоянно с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес изъят>, <данные изъяты>;

- поквартирная карточка <номер изъят>, из которой следует, что нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес изъят> является Васильев А. А.;

- справка Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ», из которой следует, что в базе данных Саянского отделения сведений о наличии собственности у Васильева А.А. нет;

- уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Васильева А.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества;

- ответ заместителя мэра администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» на обращение по вопросу о предоставлении жилого помещения, из которого следует, что М.Т.А. была предложена комната в квартире по адресу : <адрес изъят> других вариантов жилых помещений не предложено в связи с их отсутствием;

- ответ мэра городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» на обращение М.Т.А. по вопросу ускорения предоставления жилого помещения Васильеву А.А., из которого следует, что Васильеву А.А. было предложено жилое помещение <номер изъят>б, расположенное по адресу : <адрес изъят> от которого М.Т.А. отказалась;

- справка начальника отдела кадров <данные изъяты> года, согласно которой, Васильев А.А. обучается на втором курсе факультета <данные изъяты>.

Выслушав участников процесса, принимая во внимание позицию по делу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Васильевым А.А. исковых требований в связи с далее изложенным.

Материалами дела установлено, что истец Васильев А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. «ж» ч.1).

В соответствии п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп.24 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2).

В частности, данный Закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

Названные положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления в Иркутской области жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен в ст.4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области».

В соответствии с п.5 ст.4 названного Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений уполномоченного органа.

Исходя из смысла п.7 ст.4 того же Закона Иркутской области, уполномоченным органом в данном случае является исполнительный орган государственной власти Иркутской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 26 августа 2010 года № 210-пп в целях реализации Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» постановлено определить уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

С учетом этого и наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение за счет средств Иркутской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма, - подлежат удовлетворению исковые требования Васильева А. А. к МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», о предоставлении вне очереди за счет средств субъекта жилых помещений не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Доводы представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области являются иным толкованием закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу п.11 и п.12 ст.4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общей площадью 33 квадратных метра; с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов указанный размер общей площади может быть увеличен или уменьшен не более чем на 5 квадратных метров; жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 49,57 ЖК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Васильева А. А. к МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» о предоставлении вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм по договору социального найма за счет средств Иркутской области полностью удовлетворить.

Обязать МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» предоставить Васильеву А. А. вне очереди за счет средств Иркутской области по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.

Судья                                                                                         Е.Н. Гущина