Дело № 2-251/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2-251/2012

г. Саянск                                                                                                     15 марта 2012 года

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Т.В., с участием истицы Ислам-Гореевой Г.М., представителя ответчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» <данные изъяты>., действующей на основании доверенности, при секретаре судебного заседания Садовской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ислам-Гореевой Г. М. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» о признании незаконным не начисление работодателем заработной платы в размере менее установленного минимального размера труда без учета компенсационных выплат на МРОТ и взыскании недоначисленных сумм заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Ислам-Гореева Г.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее по тексту - ответчик; МБОУ «СОШ № 4»), где работает ДД.ММ.ГГГГ сторожем-вахтером и с ДД.ММ.ГГГГ уборщиком производственных и служебных помещений по совместительству на <данные изъяты> ставки, о признании незаконным начисление ей работодателем месячной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда без учета компенсационных выплат: районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области.

В обоснование заявленных требований истица указала, что с 1 июня 2011 года минимальный размер заработной платы на всей территории Российской Федерации установлен Правительством РФ в размере 4611 рублей. Согласно действующему Трудовому кодексу РФ (ст. 129) заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат Таким образом, по мнению истицы, в сумму 4611 рублей компенсационные и стимулирующие выплаты не входят. Данная сумма является лишь нижней планкой вознаграждения за труд в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Истица полагает, что ей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме, в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Так, Ислам-Гореева Г.М. полагает, что работодатель должен был начислять ей заработную плату не менее минимального размера оплаты труда, а затем начислять районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в южных районах Иркутской области, установленные постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» и Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 794 от 24 сентября 1989 г. «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края».

На основании прилагаемого расчета, истица полагает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем ей незаконно не начислена и не выплачена сумма заработной платы в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истица Ислам-Гореева Г.М. заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» <данные изъяты> возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что заработная плата работника, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом - это единственное условие, предусмотренное законодателем.

Третье лицо на стороне ответчика - Муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск», будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, представив в суд возражения относительно заявленных требований, подписанные представителем по доверенности <данные изъяты> В тексте поступивших в суд возражений содержится также ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя Администрации.

Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие третьего лица на стороне ответчика - Муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск».

Представитель третьего лица на стороне ответчика <данные изъяты>., действуя на основании полномочий, предоставленных ей доверенностью, указала в тексте возражений, что требования Ислам-Гореевой Г.М. являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку, согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и должна быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, который является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников и составляет с 01.06.2011 года 4 611 рублей в месяц.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть четвертую статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в редакции названного Федерального закона величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130) и устанавливается федеральным законом (статья 133). Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.

Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

С 01 июня 2011 года вступило в действие Региональное соглашение от 08.06.2011 года № 184 «О минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год», согласно которому, МРОТ для работников организаций, в том числе в МО «город Саянск» с 01.06.2011 года установлен в размере 4611 рублей, с 1 сентября 2011 года - 5121 рублей, включая компенсационные выплаты.

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

На основании изложенного, представитель третьего лица просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав истицу Ислам-Горееву Г.М., представителя ответчика МБОУ «СОШ № 4» <данные изъяты> исследовав представленные в суд письменные возражения и доказательства, суд находит исковые требования Ислам-Гореевой Г.М. подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что заработная плата истцу производилась в соответствии с действующим законодательством, суд находит необоснованными.

Действовавшее до 1 сентября 2007 годаправовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч.2 ст.129 ТК в редакции ФЗ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работников неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ в редакции ФЗ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Поэтому в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч.2 ст.129 ТК РФ в редакции ФЗ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ в редакции ФЗ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Приведенное правовое регулирование было изменено ФЗ от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст.129 ТК РФ определение понятия минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) как устанавливаемого федеральным законом размера месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении работ в нормальных условиях труда, и признал утратившей силу ч.4 ст.133 ТК РФ, в соответствии с которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако действующей в настоящее время ч.3 ст.133 ТК РФ (в ред. ФЗ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Понятие заработной платы дано в ст.129 ч.1 ТК РФ, согласно которой заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В данной статье даны также понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст.133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, без районного коэффициента и процентной надбавки, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данная позиция неоднократно была выражена Верховным Судом РФ, в частности, в определениях Верховного Суда РФ от 24 июня 2011 года № 52-В11-1 и от 07 октября 2011 года № 3-В11-31.

Из этого следует, не может применяться на территории южных районов Иркутской области как противоречащее выше приведенным правовым нормам и ст. 37 п. 3 Конституции РФ региональное соглашение от 08 июня 2011 года о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год в части содержащегося в его статье 1 положения о том, что при установлении в прямо не указанных в соглашении муниципальных образованиях Иркутской области (в том числе в южных районах Иркутской области) с 01 июня 2011 года размера минимальной заработной платы в 4611 рублей (то есть размера, равного установленному статьей 1 ФЗ РФ от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ минимальному размеру оплаты труда в 4611 рублей в Российской Федерации) в размер минимальной заработной платы в южных районах Иркутской области включаются компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях. Такой вывод обусловлен необходимостью соблюдения работодателями при установлении системы оплаты труда в равной мере как требований ст.133 ТК, так и требований ст.148 ТК РФ.

Положение ст.133 ТК РФ о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, не исключает возможность, которую и использует ответчик, пропорционального начисления работнику месячной заработной платы в зависимости от фактически отработанного за месяц рабочего времени и фактически выполненного труда (трудовых обязанностей). Иное означало бы нарушение конституционного принципа вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации (в данном случае дискриминации в оплате труда работников за фактически отработанное за месяц рабочее время и фактически выполненный труд (трудовые обязанности) ниже либо сверх месячной нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей) относительно оплаты труда работников, точно отработавших месячную норму рабочего времени и выполненных норму труда (трудовых обязанностей).

С учетом этого начисление ответчиком - МБОУ «СОШ № 4» заработной платы производилось истице Ислам-Гореевой Г.М по основной работе и по работе по совместительству пропорционально фактически отработанному ею за месяц рабочему времени, чтобы размер начисленной месячной заработной платы не был ниже части минимального размера оплаты труда, соответствующей пропорционально отработанному истцом времени. Однако, минимальная месячная заработная плата (минимальный размер оплаты труда), соответствующая пропорционально отработанному Ислам-Гореевой Г.М. рабочему времени рассчитывалась при неправильном применении ответчиком положений ст.148 ТК РФ и иных конкретизирующих данную норму положений.

Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями должна производиться в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (в ред.ФЗ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Оплата в повышенном размере труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, обеспечивается согласно ст.315 ТК РФ с помощью применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст.316,317 ТК РФ).

Из этого следует, что не может быть меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 01 июня 2011 года 4611 рублей) заработная плата работников без включения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в регионах с неблагоприятными климатическими условиями. В ином случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в такой местности, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило бы закону. Поэтому при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные законодателем в статьи 219 и 133 ТК РФ ФЗ РФ от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда (либо рассчитанному пропорционально отработанной за месяц норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) минимальному размеру оплаты труда), так и должны соблюдаться правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в неблагоприятных климатических условиях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентами и надбавками к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в неблагоприятных климатических условиях (в нашем случае - в южных районах Иркутской области), должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в неблагоприятных климатических условиях.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 794 от 24 сентября 1989 года «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 года на территории юга Иркутской области к заработной плате рабочих и служащих установлен единый районный коэффициент в размере 1,3.

В п. 1 утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 года № 49 Разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» разъяснено, что процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

В соответствии со ст. 285 ТК РФ, оплата труда лиц, работающих по совместительству производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

         Из всего выше изложенного следует вывод о том, что месячная заработная плата истицы Ислам-Гореевой Г.М., работающей более <данные изъяты> лет в южных районах Иркутской области, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, при полной отработке нормы рабочего времени в рассматриваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не должна была быть начислена менее минимального размера оплаты труда в РФ, после чего к ней должны были быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в южных районах Иркутской области: 4611 рублей х 60 процентов (30 процентов плюс 30 процентов) = 7377,60 рублей, где 4611 рублей - установленный с 1 июня 2011 года ФЗ РФ от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации; 30 процентов - районный коэффициент и 30 процентов - надбавка к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области.

Если истицей Ислам-Гореевой Г.М. отработано рабочее время, не соответствующее по количеству рабочих дней месячной норме, заработная плата должна была быть ей начислена пропорционально отработанному за месяц рабочему времени с пропорциональным применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

Из материалов дела усматривается, что в указанный в исковом заявлении период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в МБОУ «СОШ № 4» сторожем-вахтером 1 разряда с окладом в <данные изъяты> руб. по Единой тарифной сетке по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «город Саянск». Кроме того, Ислам-Гореева Г.М. в этот же период времени, помимо основной работы, работала на этом же предприятии по внутреннему совместительству на <данные изъяты> ставки уборщиком производственных и служебных помещений по 1 разряду Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «город Саянск». Так, ДД.ММ.ГГГГ она отработала <данные изъяты> дней в качестве сторожа-вахтера и <данные изъяты> дней в качестве уборщика производственных и служебных помещений; в ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> дней по основной работе и <данные изъяты> дней по совместительству; в ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> дней по основной работе и <данные изъяты> дней по совместительству.

Начисление заработной платы истице Ислам-Гореевой Г.М. по основной работе и по внутреннему совместительству производилось самим работодателем пропорциональноотработанному времени, при этом за основу расчета при начислении заработной платы как по основной работе, так и по совместительству брался минимальный размер оплаты труда в 4611 рублей (при полной отработке рабочего времени), в соответствии с которым заработная плата рассчитывалась за день и потом пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки не сверх минимального размера оплаты труда в РФ.

Вместе с тем, при учете районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации начисление заработной платы истице Ислам-Гореевой Г.М. должно было быть произведено МБОУ «СОШ № 4» пропорционально отработанному времени от минимального размера оплаты труда в РФ и начисленных на него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в неблагоприятных климатических условиях (южных районах Иркутской области), то есть от 7377,6 рублей(при полной отработке рабочего времени). При неполной - пропорционально). Такой расчет соответствует расчету, при котором заработная плата работников организаций, расположенных в неблагоприятных климатических условиях, определяется в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней начисляются районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ за отработанные по основному месту работы <данные изъяты> дней при норме рабочего времени в <данные изъяты> дней начисление заработной платы должно было составлять 7377,60 рублей. Поскольку размер начисленной истице заработной платы в <данные изъяты> руб. был менее 7377,60 рублей, разница между этими суммами должна быть взыскана в пользу истицы с работодателя: 7377,60 рублей - <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> рублей.

В этот же период (ДД.ММ.ГГГГ) за отработанные по совместительству в качестве уборщика производственных и служебных помещений на <данные изъяты> ставки <данные изъяты> рабочих дней при отработке нормы рабочего времени в <данные изъяты> дней начисление месячной заработной платы истице должно было быть следующим: 7377,60 рублей : <данные изъяты> (норма рабочих дней) х <данные изъяты> фактически отработанных дней =7377,60 рублей (сумма, которая не должна была быть ниже начисленной заработной платы при выполнении работы по окладу за основную работу). Но поскольку истица выполняла работу по совместительству с окладом в <данные изъяты> руб. на <данные изъяты> ставки (или <данные изъяты>% от оклада), ей должно быть начислено <данные изъяты> руб. (7377,60 : <данные изъяты>). Поскольку размер начисленной истице Ислам-Гореевой Г.М. заработной платы в <данные изъяты> руб. был менее <данные изъяты> руб., подлежащая взысканию с ответчика в пользу истицы разница составляет: <данные изъяты> руб. - <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> рублей.

В ДД.ММ.ГГГГ за отработанные по основному месту работы <данные изъяты> дней при норме рабочего времени в <данные изъяты> дня начисление заработной платы истице Ислам-Гореевой Г.М. произведено выше МРОТ и за этот период по основной работе ей не должна быть выплачена разница по заработной плате.

В этот же период (ДД.ММ.ГГГГ) за отработанные по совместительству в качестве уборщика производственных и служебных помещений на <данные изъяты> ставки <данные изъяты> дней при норме рабочего времени в <данные изъяты> дней начисление заработной платы истице Ислам-Гореевой Г.М. произведено выше МРОТ и за этот период по работе по совместительству ей не должна быть выплачена разница по заработной плате.

В ДД.ММ.ГГГГ за отработанные по основному месту работы <данные изъяты> дней при норме рабочего времени в <данные изъяты> дней начисление заработной платы должно было составлять 7377,60 рублей. Поскольку размер начисленной истице Ислам-Гореевой Г.М. заработной платы в <данные изъяты> рублей был менее 7377,60 рублей, разница между этими суммами должна быть взыскана в пользу истицы с работодателя: 7377,60 рублей - <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей.

В этот же период (ДД.ММ.ГГГГ) за отработанные по совместительству в качестве уборщика производственных м служебных помещений на <данные изъяты> ставки <данные изъяты> рабочих дней при отработке нормы рабочего времени в <данные изъяты> дней начисление месячной заработной платы истице должно было быть следующим: 7377,60 рублей : <данные изъяты> (норма рабочих дней) х <данные изъяты> фактически отработанных дней =7377,60 рублей (сумма, которая не должна была быть ниже начисленной заработной платы при выполнении работы по окладу за основную работу). Но поскольку истица выполняла работу по совместительству с окладом в <данные изъяты> руб. на <данные изъяты> ставки (или <данные изъяты>% оклада), ей должно быть начислено <данные изъяты> руб. (7377,60 : <данные изъяты>). Поскольку размер начисленной истице Ислам-Гореевой Г.М. заработной платы в <данные изъяты> руб. был менее <данные изъяты> руб., подлежащая взысканию с ответчика в пользу истицы разница составляет: <данные изъяты> руб. - <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб.

Таким образом, подлежит удовлетворению требование Ислам-Гореевой Г.М. о взыскании в ее пользу с ответчика суммы в размере <данные изъяты> рублей в качестве недоначисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ из-за учета ответчиком районного коэффициента за работу в южных районах Иркутской областине сверхустановленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации), в том числе за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. (по основной работе) + <данные изъяты> руб. (по совместительству) + ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб. (по основной работе) + <данные изъяты> руб. (по совместительству).

С дополнительно начисленных сумм заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подлежит уплате налог на доходы физических лиц.

Поскольку, при начислении месячной заработной платы, ответчик, в нарушение трудового законодательства, не начислял истице пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполнении норме труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, необходимо удовлетворить и требование истицы о признании незаконным не начисление ее работодателем месячной заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика по требованию неимущественного характера, согласно п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, составляет <данные изъяты> рублей, по требованию о взыскании денежной суммы в размере до 20000 рублей - 4% цены иска, но не менее <данные изъяты> рублей. Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составляет 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 133, 133.1, 146, 148,313, 315-317 ТК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ислам-Гореевой Г. М. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным начисление Ислам-Гореевой Г. М. работодателем Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 4» заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, без учета компенсационных выплат: районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», с правом работодателя на удержание обязательных налоговых платежей, недоначисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в пользу Ислам-Гореевой Г. М. в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» в бюджет городского округа муниципального образования «город Саянск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.

В порядке ст. 214 ГПК РФ копию решения не позднее чем через пять дней со дня его вынесения направить третьему лицу на стороне ответчика - Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск».

Решение в течение месяца со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда через Саянский городской суд.

Судья                                                         Т.В. Дмитриева