Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации дело №2-339/2012 Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., с участием истца Бледнова Н.Б., представителей ответчика - Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по <адрес изъят> (органа социальной защиты населения) Кривопалова С.А., помощника прокурора <адрес изъят> Ботвинко О.И., при секретаре судебного заседания Ключниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер изъят> по иску Бледнова Н. Б. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску о перерасчете ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы и выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, назначении ежемесячно в возмещение вреда здоровью <данные изъяты> рублей, взыскании задолженности и индексации задолженности, у с т а н о в и л: Бледнов Н.Б. обратился с иском к органу социальной защиты населения для перерасчета ежемесячно выплачиваемой ему суммы в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья вследствие участия истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначении ежемесячно в возмещение вреда здоровью <данные изъяты> рублей, взыскании задолженности и индексации задолженности. Из искового заявления и пояснений истца известно, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он находился в служебной командировке по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из <данные изъяты> треста <данные изъяты>» и был занят на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии в качестве <данные изъяты>. В архивной справке Государственного предприятия «Чернобыльский Архив» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> указаны все периоды выполнения им работ по ликвидации катастрофы на ЧАЭС. Также указана полученная доза внешнего гамма-облучения в размере <данные изъяты>. Справка указывает на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял работы в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС и непосредственно на объекте «<данные изъяты>, с уровнями радиационного воздействия до 100 и более млр.час. в условиях устойчивого изменения условий труда. В связи с ликвидацией катастрофы на Чернобыльской АЭС ему установлена инвалидность (<данные изъяты>). Инвалидность была установлена ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно. Согласно п. 25 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции ФЗ РФ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ; ст. 2 ФЗ РФ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возмещение вреда причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, вследствие катастрофы производится выплатой денежных сумм, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера возмещения вреда до 06 января 2000 года регулировался «Правилами возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья; связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ РФ № 180 от 24.11.1995 г. В ст. 14 Правил, с 06.01.2000 г. в п. 3 ст. 12 ФЗ РФ № 125 от 24.07.1998 г. был установлен единый принцип определения периода подсчета среднего заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору потерпевшего средний заработок определяется за 12 месяцев работы, предшествовавшей наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, (трудовое увечье) или профессиональным заболеванием. Право выбора периода для определения среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. Вопреки воле инвалида средний заработок не может быть исчислен за 12 месяцев перед установлением инвалидности. Подлежащие выплате суммы в возмещение вреда, установленные в соответствии с действовавшим законодательством при вступлении в силу ФЗ РФ № 125 от 24 июля 1998 г. не могли быть уменьшены. Согласно ч. 2 ст. 15 Правил с изменениями от 24.11.1995 г., ФЗ РФ № 180 от 24.11.1995 г. и п. 6 ст. 12 ФЗ РФ № 125 от 24.07.1998 г., размер возмещения вреда определяется по выбору потерпевшего, исходя из заработка в новых условиях менее чем за 12 месяцев. Такое правило установлено в п. 25 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите Чернобыльцев» и части 2 ст. 15 Федерального закона № 180-ФЗ от 24.11.1995г. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. ФЗ от 18 июня 1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ РФ № 179-ФЗ от 24 ноября 1995 г.), ст. 14 п. 25 так же указывает, что если период работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения». Согласно ст. 13 Правил возмещения вреда от 01.12.1992 г., в составе заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, учитываются все виды вознаграждения за работу в выходные дни за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера. Из числа месяцев, за которые подсчитываются среднемесячный заработок, исключаются неполные месяцы работы, исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими месяцами. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. №4214-1 и ФЗ РФ № 180 от 24.11.1995 г., ст. 11 п. 3 Правил возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда, заработок, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, увеличиваются на коэффициенты увеличения минимальной пенсии (1986 г. - 6,7, а затем на коэффициент 6, увечье, полученное до января 1991 г.). При определении сумм возмещения вреда впервые, заработок индексируется в порядке, установленном при исчислении заработка для назначения пенсии. Согласно данному Постановлению, по желанию гражданина, размер возмещения вреда подлежит перерасчету по условиям и нормам Правил, утвержденных настоящим Постановлением. Согласно справкам о заработной плате за <данные изъяты>., она составляла <данные изъяты> соответственно. Средний заработок за неполный месяц - <данные изъяты>. Средний заработок за полный месяц - <данные изъяты>. Средний заработок за неполный месяц - <данные изъяты> Данная сумма должна быть проиндексирована на пенсионный индекс 1986 г., равный 6,7, и, так как инвалидность получена до 1991 г., применяется коэффициент 6. При определении суммы ВВЗ впервые индексируется пенсионными индексами (п. 3 с. 11 Правил, ст. 13 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ); данный порядок указан в Определении Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-В07-9. Пенсионные индексы: 6,7x2,5x1,8x1,9x1,9x1,8x1,3x1,5x1,2x1,27x1,2x1,05x1,15x1,1x1,1. Процент утраты трудоспособности ему (истцу) определен не был, о чем свидетельствует справка ФГУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» Филиал <номер изъят> <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, истец считает, что утрата его трудоспособности составила 100%, поскольку заниматься трудовой деятельностью он не может. На применение пенсионных индексов до 06.01.2000 г., по мнению истца, указывает Пленум Верховного Суда № 7 п. 9, в соответствии с которым, «до вступления в законную силу закона № 125-ФЗ, полученная сумма возмещения вреда должна индексироваться на индексы минимального размера оплаты труда (МРОТ). Дальнейшая индексация проводится по ФЗ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г., которые равны с 01.07.2000г. - 1,581; а с 01.01.2001 г.-1,515.После 15 февраля 2001 г. увеличение выплат в возмещение вреда должно производиться пропорционально росту прожиточного минимума для пенсионеров в субъектах федерации. Индекс роста величины прожиточного минимума одного года определяется как соотношение абсолютной величины, на которую изменился прожиточный минимум для пенсионеров предыдущего года. За 2002 г. индекс роста величины прожиточного минимума составил 1,19, за 2003 г. - 1,25, за 2004 г. -1,13. 29.05.2004 г. вступил в силу ФЗ РФ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в соответствии с которым, размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Размеры выплат, установленные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», индексируются из уровня инфляции. Уровень инфляции за 2005 г. составил 1,11%, за 2006 г. - 1,09%, за 2007 г. - 1,08%, за 2008 г. - 1,105%, за 2009 г. - 1,13%, за 2010 г. - 1,1%. Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда № 7 от 05 апреля 2005 г., учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 3.11.2006 г. № 445, задолженность по ежемесячным недоплатам инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы взыскивается за весь период недоплаты, и не ограничивается согласно ст. 208 ГК РФ тремя годами предшествующих обращению за их выплатой. На основании изложенного, истец просит произвести перерасчет сумм ВВЗ из среднего заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> копейка с последующей индексацией, согласно законодательству, взыскать с управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску из средств Федерального бюджета поступающие на эти средства единовременную задолженность по ежемесячным недоплатам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек, проиндексированную на индексы потребительских цен сумму задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. В подтверждение доводов истца в части его трудовой деятельности, им была предоставлена и обозревалась в судебном заседании в оригинале трудовая книжка. Согласно имеющимся в трудовой книжке записям, Бледнов Н.Б. ДД.ММ.ГГГГ был принят <данные изъяты> общемонтажным работам и оборудованию общего назначения по <данные изъяты>; приказом <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая профессия-<данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бледнов Н.Б. был командирован на Чернобыльскую АЭС для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе <данные изъяты> (запись <номер изъят>); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ командирован на Чернобыльскую АЭС для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС комплексной экспедиции института им.Курчатова (запись <номер изъят>). Решением <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> В подтверждение своего участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Бледнов Н.Б. предоставил справку ГП «Чернобыльский архив» от ДД.ММ.ГГГГ №<номер изъят>, согласно которой, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в составе <данные изъяты>, работы выполнялись в пределах 30-ти км зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) и непосредственно на объекте «<данные изъяты>» (аварийный энергоблок, третья зона радиационной опасности по оплате труда), в условиях устойчивого изменения условий труда; пропуск на право въезда в закрытую зону <адрес изъят>; справку <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ управления строительства о том, что за время работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе Управления строительства <номер изъят> им получена доза внешнего гамма-облучения 13,7 рентген; табели учета рабочего времени за указанный период работы; выписки и анализы амбулаторной карты истца и его истории болезни. Учреждением медико-социальной экспертизы по Иркутской области истцу определена <данные изъяты> группа инвалидности по заболеванию, связанному с катастрофой на ЧАЭС (справка серия МСЭ-<номер изъят> <номер изъят>). Решением Новосибирского межведомственного экспертного совета по установлению причиной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-р установлена связь заболевания истца с сочетанным воздействием радиационных и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Из справки сер.МСЭ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной истцом, следует, что Бледнову Н.Б. установлена <данные изъяты> группа инвалидности по заболеванию, связанному с катастрофой на ЧАЭС. Истец Бледнов Н.Б., в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель ответчика - управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по <адрес изъят> Кривопалов С.А. исковые требования истца не признал по изложенным в возражениях основаниям и просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Из представленных суду возражений представителя ответчика следует, что требования истца являются несостоятельными, как не основанными на нормах материального права, регулирующих порядок выплаты денежных сумм гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В нарушение разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец требует произвести расчет ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в период действия Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что недопустимо в силу пункта 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 30 ноября 2011г.), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей. Согласно пункту 3 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607 (с изменениями от 20июня 2005 г.), размеры денежной компенсации ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном порядке. В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 986, в настоящее время выплату данной компенсации осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Истец Бледнов Н. Б., <данные изъяты> года рождения, является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ на основании его личного заявления о назначении данной выплаты (лист 2 учетного дела Бледнова Н.Б.) и представленных к нему документов: удостоверения лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом серии Б <номер изъят>, выданного Департаментом социальной защиты населения по <адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ; справки серии МСЭ-2006 <номер изъят> об установлении инвалидности третьей группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной 2-м экспертным составом <адрес изъят> государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ; решения Новосибирского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-<адрес изъят> о назначенных суммах ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью гр. Бледнову Н. Б. содержатся в справке от ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно, как инвалиду <данные изъяты> группы, с учетом индексации. Поскольку, компенсация возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС назначается только в твердых суммах, органы социальной защиты населения не вправе производить расчет данной компенсации исходя из заработной платы гражданина, поэтому, у истца Бледнова Н.Б. отсутствуют основания для удовлетворения его требований. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представитель Министерства просил рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области заявленные требования не признал в полном объеме и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, указанным ответчиком. Привлеченная в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Федеральная служба по труду и занятости, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Из отзыва, направленного в суд представителем Федеральной службы по труду и занятости А.В. Анохиным следует, что согласно ст. 24 Закона от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Решением Новосибирского межведомственного экспертного совета по установлению причиной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-р такая связь заболевания истца установлена. Учреждением медико-социальной экспертизы по Иркутской области истцу определена <данные изъяты> группа инвалидности по заболеванию, связанному с катастрофой на ЧАЭС(справка серия МСЭ-2006 <номер изъят>), а после обращения Бледнова Н.Б. в органы социальной защиты ему ДД.ММ.ГГГГ выдано Департаментом социальной защиты населения по <адрес изъят> удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом серии Б <номер изъят>. В соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, для осуществления выплаты денежной компенсации инвалид представляет: заявление о выплате денежной компенсации: копию специального удостоверения инвалида; копию справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копию заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (п.5 Порядка). При этом, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (п.7 Порядка). После представления вышеперечисленных документов, органы соцзащиты назначили истцу компенсацию возмещения вреда. На момент возникновения у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации действовал Закон от 15.05.1991 г. N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), который в п.15 ст. 14 предусматривал, что выплата компенсации производится в твердом размере. Таким образом, орган социальной защиты населения правомерно назначил выплату компенсации в твердом размере с учетом индексации, предусмотренной действующим законодательством. Ссылки же истца на законодательные акты, действовавшие до наступления у него права на получение возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются не состоятельными и не подлежат применению. Предложенный истцом порядок определения сумм возмещения вреда не основан на законе, противоречит нормам материального права, влечет за собой искусственное и противоправное завышение размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также необоснованное расходование средств федерального бюджета и незаконное обогащение отдельных граждан. На основании изложенного, представитель третьего лица полагает, что выплата сумм возмещения вреда истцу производилась в полном объеме, нарушений закона со стороны ответчика, приведших к задержкам или выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда в меньшем размере не было, индексация производилась в органом социальной защиты населения в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Прокурор Ботвинко О.И. полагала необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований истцу Бледнову Н.Б., поскольку, назначение возмещения вреда здоровью носит заявительный характер и назначается с даты обращения лица в органы социальной защиты населения с соответствующим заявлением. На день обращения Бледнова Н.Б. в органы социальной защиты - ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон от 15.05.1991 г. N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), в соответствии с п.15 ст. 14 которого предусматривается, что выплата возмещения вреда здоровью производится в твердой денежной сумме. Иной порядок назначения компенсации причиненного вреда здоровью действующим законодательством не предусматривался. Истцу ответчиком было назначено, как инвалиду <данные изъяты> группы, возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей, с последующей индексацией, что составляет с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда здоровью Бледнову Н.Б. было выплачено в полном объеме. Заслушав пояснения истца Бледнова Н.Б., настаивавшего на удовлетворении иска, пояснения представителя ответчика Кривопалова С.А. о необходимости отказа в удовлетворении иска, заключение прокурора, исследовав возражения третьих лиц и письменные материалы дела, судпришел к выводу о необходимости полного отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец Бледнов Н. Б., <данные изъяты> года рождения, участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, подвергся воздействию радиации, что повлекло повреждение его здоровья. С ДД.ММ.ГГГГ он является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской на основании его личного заявления о назначении данной выплаты и представленных к нему документов: удостоверения лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, серии Б <номер изъят>, выданного Департаментом социальной защиты населения по <адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ; справки серии МСЭ-2006 <номер изъят> об установлении инвалидности <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ДД.ММ.ГГГГ; решения Новосибирского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-р. Право на возмещение вреда здоровью у истца возникло на основании решения Новосибирского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-р. и справки серии МСЭ-2006 <номер изъят> об установлении инвалидности третьей группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, данные выплаты назначаются компетентными учреждениями на основании заявления заинтересованного лица. Истцом заявление ответчику было подано ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты ему было назначено возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей. По состоянию на день рассмотрения иска судом, истец как инвали<адрес изъят> группы, является получателем денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно. В соответствии сп.25 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции ФЗ РФ № 179 от 24 ноября 1995 года; ст. 2 ФЗ РФ № 5 от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возмещение вреда причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, вследствие катастрофы производилось выплатой денежных сумм, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера возмещения вреда до 06 января 2000 года регулировался «Правилами возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12. 1992 года с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ РФ № 180 от 24.11.1995 года. В ст. 14 Правил, а с 06.01. 2000 года в п.3 ст. 12 ФЗ РФ № 125 от 24.07.1998 года был установлен единый принцип определения периода подсчета среднего заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения вреда здоровью. По выбору истца средний заработок определялся за 12 месяцев работы, предшествовавшей наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовое увечье) или профессиональным заболеванием. Право выбора периода для определения среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. 15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который установил новый порядок назначения сумм возмещения вреда в фиксированном размере в зависимости от группы инвалидности. В соответствии со статьей 2 указанного закона, за гражданами, получавшими возмещение в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, оставлено право выбора перехода на новый порядок возмещения в твердых суммах или получения ранее установленной ежемесячной денежной компенсации, в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности. Пунктом 3 статьи 1 ГПК РФ установлено, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов. Поскольку, на момент возникновения у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации действовал указанный выше закон, ДД.ММ.ГГГГ компетентным органом Бледнову Н.Б. была назначена выплата денежной компенсации в твердом размере, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством. Иного способа исчисления сумм возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС закон не предусматривал. В связи с чем, доводы истца о нарушении его права на выбор способа возмещения вреда здоровью при переходе на новый порядок его исчисления в связи с изменением закона, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются необоснованными, поскольку, истцу изначально установлено возмещение вреда здоровью по новому порядку, в твердой сумме. Правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из условного заработка на момент обращения истца в органы социальной защиты населения с заявлением о выплате ему компенсации за причинение вреда здоровью, и с иском в суд, утратила силу. В соответствии с представленной ответчиком справкой, истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по день подачи искового заявления в полном объеме была выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. Доказательств, свидетельствующих о задолженности ответчика перед истцом, суду не представлено. На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Бледнову Н.Б. необходимо отказать. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: в удовлетворении исковых требований Бледнова Н. Б. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску о перерасчете ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы и выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, назначении ежемесячно в возмещение вреда здоровью <данные изъяты> рублей, взыскании задолженности и индексации задолженности отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Иркутский областной суд через Саянский городской суд. Судья: Е.Н. Гущина