Дело № 2-349/2012



                    Р Е Ш Е Н И Е

                        именем Российской Федерации

Город Саянск                                                                                         05 июня 2012 года

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Маничевой С.С., с участием истца Г.Л.А., представителя истца С.Г.И., представителей ответчика Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску К.С.А. и К.Н.Н., прокурора по делу Л.Л.Е, при секретаре судебного заседания Пастушкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-349/2012 по иску Г.Л.А. к Российской Федерации в лице Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Федеральной службы по труду и занятости о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности и обусловленной инфляцией суммы индексации задолженности,

у с т а н о в и л:

Истец Г.Л.А. обратился в Саянский городской суд Иркутской области с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску (ответчика) и Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Федеральной службы по труду и занятости (соответчиков) и с учетом уточнений просил произвести перерасчёт ежемесячной суммы в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья вследствие участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из среднего заработка за 12 месяцев <данные изъяты>, просил назначить Г.Л.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией согласно законодательству, а также взыскать единовременную задолженность по ежемесячным недоплатам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей и взыскать проиндексированную на индексы роста потребительских цен сумму задолженности с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование иска Г.Л.А. при участии своего представителя С.Г.И. указал, что Г.Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.А. впервые была установлена инвалидность <данные изъяты> со <данные изъяты> процентами утраты профессиональной трудоспособности, и Г.Л.А. была назначена ежемесячно в возмещение вреда здоровью сумма, исчисленная из его среднего заработка перед установлением инвалидности, и из <данные изъяты> утраты профессиональной трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.А. степень утраты профессиональной трудоспособности была определена <данные изъяты> процентов, а с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> процентов утраты профессиональной трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.А. возмещение вреда здоровью производилось посредством выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, установленной законом для инвалидов <данные изъяты> группы и превышавшей ранее выплачивавшуюся истцу ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью, исчисленную из среднего заработка за 12 месяцев, предшествовавших установлению инвалидности, и степени утраты профессиональной трудоспособности. По иску Г.Л.А. решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ получаемая истцом ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме была индексирована. Изменение с ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.А. группы инвалидности с первой на третью мировым судьей в расчетах учтено. Данное решение мирового судьи было полностью исполнено до ДД.ММ.ГГГГ. А когда с ДД.ММ.ГГГГ группа инвалидности изменилась у Г.Л.А. с третьей на вторую ежемесячная денежная компенсации в твердой сумме была назначена ему во внесудебном порядке в соответствии со второй группой инвалидности, и с этой даты Г.Л.А. получает ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме, индексируемую в соответствии с уровнем инфляции, устанавливаемым ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. С ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.А. определена степень утраты профессиональной трудоспособности в <данные изъяты> процентов бессрочно. В настоящее время размер выплачиваемой истцу ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме как инвалиду <данные изъяты> группы составляет <данные изъяты> рублей.

Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску (ответчик), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (соответчик) и Федеральная служба по труду и занятости (третье лицо на стороне ответчика) исковые требования Г.Л.А. не признали, ссылаясь в письменных возражениях своих представителей на возмещение истцу вреда здоровью вследствие его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с законом, судебным решением, волеизъявлением самого истца и на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Прокурор по делу Л.Л.Е. в своем заключении о необходимости полного отказа в удовлетворении исковых требований Г.Л.А. указала на отсутствие с ДД.ММ.ГГГГ правовых оснований к назначению ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью исходя из среднего заработка и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Принимая во внимание позиции по делу участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, а также материалы предоставленного Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску личного дела Г.Л.А., судпришел к выводу о необходимости оставления без удовлетворения заявленных истцом исковых требований в связи с далее изложенным.

Из исследованных судом материалов усматривается, что Г.Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие чего получил инвалидность. С ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.А. впервые была установлена инвалидность <данные изъяты> группы со <данные изъяты> процентами утраты профессиональной трудоспособности.

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до 15 февраля 2001 года регулировались п.25 ч.1 ст.14 базового Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ). Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой ежемесячных денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.

Порядок определения размера заработка, из которого исчислялось возмещение вреда, до 06 января 2000 года был определен Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ 24 декабря 1992 года (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ) (далее Правила).

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, начиная с 06 января 2000 года, применялись соответствующие положения этого закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу.

В п.3 ст.12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ и в ст.14 Правил был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчислялся размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за 12 месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание, а в случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка могло быть произведено исходя из заработка в новых условиях.

Таким образом, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка с целью последующего расчета ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью принадлежало самому инвалиду.

Это свое право Г.Л.А. реализовал, выбрав к определению размера среднего месячного заработка для расчета ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью заработок перед утратой трудоспособности, что подтверждается предоставлением истцом для расчета ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью справок о заработке за период, предшествовавший утрате трудоспособности. Сведений о своем заработке перед увечьем для назначения впервые ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью Г.Л.А. не предоставлял.

С учетом волеизъявления Г.Л.А. и реализованного им права выбора периода к определению размера среднего месячного заработка органами социальной защиты расчет ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью истца был произведен из среднего заработка, предшествовавшего утрате трудоспособности (установлению инвалидности) и <данные изъяты> процентов утраты профессиональной трудоспособности. В последующем размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью Г.Л.А. менялся в зависимости от изменений степени утраты профессиональной трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.А. была определена степень утраты профессиональной трудоспособности в <данные изъяты> процентов, а с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> процентов утраты профессиональной трудоспособности.

С 15 февраля 2001 года правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, стали регулироваться п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (базового Закона) в редакции ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ и ст.2 ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору могла выплачиваться либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в твердой денежной сумме в зависимости от группы инвалидности, либоранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

С ДД.ММ.ГГГГ возмещение вреда здоровью Г.Л.А. производилось посредством выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, установленной законом для инвалидов <данные изъяты> группы и превышавшей ранее выплачивавшуюся истцу ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью, исчисленную из среднего заработка за 12 месяцев, предшествовавших установлению инвалидности, и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Подтверждением того, что переход на возмещение вреда посредством выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности был обусловлен выбором самого Г.Л.А., является имеющееся в личном деле заявление Г.Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой продлить выплату компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года, а также обращение Г.Л.А. с иском для индексации в судебном порядке именно выбранной им ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме.

Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ получаемая Г.Л.А. ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме была индексирована. Изменение с ДД.ММ.ГГГГ Г.Л.А. группы инвалидности с <данные изъяты> на <данные изъяты> мировым судьей в расчетах было учтено. Данное решение мирового судьи исполнено.

Кроме того, после изменения с ДД.ММ.ГГГГ группа инвалидности у Г.Л.А. с третьей на вторую истец вновь подал ДД.ММ.ГГГГ заявление, которое имеется в его личном деле, с просьбой о перерасчете вследствие изменения группы инвалидности ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме согласно Федеральному закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Г.Л.А. согласно его волеизъявлению получает ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в твердой сумме, которая индексируется в соответствии с уровнем инфляции, устанавливаемым ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

С рассматриваемым иском о назначении Г.Л.А. ежемесячно возмещения вреда здоровью исходя из среднего заработка и степени утраты профессиональной трудоспособности истец обратился в суд уже после изменения правового регулирования Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть тогда, когда норма, закона, предусматривавшая перерасчет сумм возмещения вреда здоровью исходя из среднего заработка и степени утраты профессиональной трудоспособности, утратила силу с 15 февраля 2001 года.

Действующее законодательство не предусматривает права перехода на другой порядок исчисления денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, если такая компенсация назначена в твердом размере.

При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению не основанное на действующих правовых нормах основное исковое требование Г.Л.А. о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью исходя из среднего заработка за 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включительно, и, как следствие, должны быть оставлены без удовлетворения производные требования о назначении Г.Л.А. ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией согласно законодательству, о взыскании из средств федерального бюджета единовременной задолженности по ежемесячным недоплатам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей и о взыскании суммы индексации этой задолженности с применением сводных индексов потребительских цен по Иркутской области в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Полностью отказать в удовлетворении иска Г.Л.А. к Российской Федерации в лице Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Саянску, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Федеральной службы по труду и занятости о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности и обусловленной инфляцией суммы индексации задолженности, а именно: полностью отказать в удовлетворении исковых требований Г.Л.А. о перерасчёте ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из среднего заработка за 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включительно, о назначении Г.Л.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией согласно законодательству, о взыскании единовременной задолженности по ежемесячным недоплатам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей и о взыскании проиндексированной на индексы роста потребительских цен суммы задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.

Председательствующий: