Дело № 2-410/2012



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск                                                                        14 июня 2012 года

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Маничевой С.С., при секретаре Пастушкове А.В., с участием представителя истца Б.Т.А. по доверенности Ш.Е.А., её представителя Шувалова Э.Н., представителя ответчиков муниципального казенного учреждения МКУ «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» и муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Б.О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-410/2012 по иску Б.Т.А. к муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск», муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа муниципального образования «город Саянск», Правительству Иркутской области и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о предоставлении по договору социального найма жилого помещения размером не ниже установленных социальных норм,

у с т а н о в и л:

Истец Б.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» (далее - администрация города Саянска, ответчик) о признании распоряжения администрации города Саянска от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> незаконным и о присуждении обязанности администрации города Саянска предоставить истцу на условиях социального найма жилое помещение размером не ниже установленных социальных норм.

В ходе судебного разбирательства в качестве соответчиков к участию в деле по иску о присуждении обязанности администрации города Саянска предоставить Б.Т.А. жилое помещение были привлечены муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» (далее - комитет по управлению имуществом), Правительство Иркутской области и министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Б.Т.А. в лице своего представителя Ш.Е.А. отказался от иска в части признания незаконным распоряжения администрации города Саянска от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>. Производство по делу в этой части определением суда прекращено.

Иск о присуждении администрации города Саянска обязанности предоставить истцу жилое помещение представитель истца Ш.Е.А. и её представитель Шувалов Э.Н. поддержали, разъяснив, что присудить обязанность администрации города Саянска по предоставлению Б.Т.А. на условиях социального найма жилого помещения размером не ниже установленных социальных норм истец просит ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди и за счет средств Иркутской области.

В обоснование данного иска в исковом заявлении истец Б.Т.А., а в судебном заседании представитель истца Ш.Е.А. и её представитель Шувалов Э.Н. указали, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Б.Л.Б., ДД.ММ.ГГГГ умер его отец Б.А.Г. Гайсы оглы, истец стал сиротой. Воспитанием Б.Т.А. занималась его бабушка Ш.Е.А., которая ДД.ММ.ГГГГ согласно решению <номер изъят> Саянского городского Совета народных депутатов была назначена опекуном несовершеннолетнего истца.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации у Б.Т.А. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм после, в частности, прекращения опеки (попечительства) и окончания пребывания в образовательном учреждении.

После окончания школы и прекращения опеки и попечительства Б.Т.А. проживает отдельно от своего бывшего опекуна и попечителя Ш.Е.А. и перестал быть членом её семьи. Свое дальнейшее обучение истец продолжил в <адрес изъят>. В настоящее время Б.Т.А. является студентом последнего курса Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, после окончания которой собирается вернуться в <адрес изъят>, собственных средств для приобретения себе отдельного жилого помещения не имеет и объективно нуждается в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. Вселиться в квартиру <адрес изъят> Б.Т.А. не может, поскольку проживающие там остальные обладатели долей в праве собственности на эту квартиру (Ш.Е.А., её дочь И.Н.Б. и внук И.В.А.) не являются близкими родственниками истца и членами его семьи. В данной двухкомнатной квартире не имеется для предоставления в пользование Б.Т.А. комнаты, соответствующей по площади его 1/4 доле в праве общей собственности, которая была приобретена Б.Т.А. в результате распорядительных действий его опекуна и попечителя Ш.Е.А., включившей в договор приватизации и несовершеннолетнего истца без его ведома и согласия.

С учетом своей не обеспеченности жилой площадью не ниже установленных социальных норм и объективной нуждаемости в получении жилого помещения по договору социального найма истец Б.Т.А. обратился в 2010 году в администрацию города Саянска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но получил ответ о том, что такого права у него нет, и с разъяснением права истца на предоставление ему жилого помещения в порядке очередности, как малоимущему лицу, нуждающемуся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

И распоряжением мэра городского округа муниципального образования «город Саянск» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ истец Б.Т.А. был принят на учет как малоимущий, нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По данному основанию жилые помещения предоставляются в соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации на условиях очередности, однако при наличии у Б.Т.А. статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему органом исполнительной власти должно быть предоставлено жилое помещение на условиях социального найма вне очереди.

Истец Б.Т.А. полагает, что жилое помещение должно быть ему предоставлено площадью, не ниже установленных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных норм, то есть 33 кв.м., за минусом площади, приходящейся на принадлежащую Б.Т.А. 1/4 долю в праве общей собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 48,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес изъят>. Наличие у Б.Т.А. доли в праве общей собственности на данную квартиру, соответствующей площади менее установленных социальных норм, не может являться основанием для ущемления права на внеочередное предоставление за счет средств областного бюджета жилого помещения по договору социального найма истцу, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В подтверждение изложенных обстоятельств стороной истца в суд были представлены документы.

По данным свидетельства о смерти <номер изъят> <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ Б.Л.Б. умерла в <адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти <номер изъят> <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, Б.А.Г. Гайсы оглы умер в <адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ.

Удостоверение, выданное на имя Ш.Е.А. ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что на основании решения Саянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> Ш.Е.А. была назначена опекуном Б.Т.А..

Свидетельствами о государственной регистрации права <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается государственная регистрация за Ш.Е.А., И.Н.Б., И.В.А. и Б.Т.А. на основания договора на передачу квартиры в собственность граждан <номер изъят> прав общей долевой собственности (по 1/4 доли у каждого) на двухкомнатную квартиру, находящуюся на 5 этаже 5 этажного панельного дома, общей площадью 48,9 кв.м., в том числе жилой 29,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес изъят>.

В справке Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И.Глинки» содержатся данные о том, что Б.Т.А. является студентом 4-го курса «Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки», обучается по специальности 070101.65 за счет государственного бюджета на дневном отделении по очной форме. Начало обучения ДД.ММ.ГГГГ, окончание обучения ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приобщенной к делу копии распоряжения мэра городского округа муниципального образования «Город Саянск» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ Б.Т.А. признан малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «город Саянск» предписано сформировать учетное дело на Б.Т.А. и включить Б.Т.А. в книгу учета граждан, признанных малоимущими и состоящими на учете в администрации городского округа муниципального образования «город Саянск».

В ответах администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ и <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ сформулирован отказ в принятии Б.Т.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В представленных в дело администрацией города Саянска письменных возражениях указано, что администрация города Саянска с исковым заявлением Б.Т.А. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм не согласна в связи с тем, что Б.Т.А. имеет в собственности 1/4 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>, в связи с чем у него отсутствует право на предоставление жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчиков администрации города Саянска и комитета по управлению имуществом Б.О.В. заявила о не признании представляемыми ею лицами иска Б.Т.А., ссылаясь на изложенное в письменных возражениях основание наличия у истца, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доли в праве собственности на квартиру.

От соответчиков Правительства Иркутской области и министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в суд поступили письменные возражения их представителей по поводу привлечения Правительства Иркутской области и министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области к участию в деле по иску Б.Т.А. в качестве соответчиков.

Исследовав материалы дела, судпришел к выводу о необходимости удовлетворения иска Б.Т.А. в связи с далее изложенным.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.1 ч.1, ст.7 ч.1, ст.18, ст.19 ч.ч. 1,2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 19 февраля 2005 года № 17-О, Определение от 12 апреля 2011 года № 551-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч.2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3). Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильемв соответствии с установленными законом нормамии с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование.

Так, в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в соответствии с п.2, п.3 ст.40 ГК РФ опека прекращается по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет, а попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения, в частности, по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях - как на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), так и на основании пунктов 2-4 ч.1 ст.51 ЖК РФ (в частности тогда, когда обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы). Такой смысл пунктов 2-4 ч.1 ст.51 ЖК РФ изложен Конституционным Судом Российской Федерации в его Определении от 07 июня 2011 года № 746-О-О (абз.5 п.2.1).

Закрепленное п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ правовое регулирование в системной связи с положениями абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлено на установление гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Такая позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в ответе на вопрос 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года).

Решением Думы города Саянска от 29 сентября 2005 года № 110-68-52 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения установлены на основании ч.2 и ч.5 ст.50 ЖК РФ в размере 18 квадратных метров (кв.м.) общей площади на одного человека.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. «ж» ч.1).

В соответствии с Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилое помещение по договору социального найма предоставляется названной категории граждан общей площадью 33 кв.м.. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с данным Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров. В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абз.1 настоящей статьи, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров при условии, что его стоимость не превышает стоимости жилого помещения общей площадью 33 кв.м., рассчитанной исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной главой муниципального образования Иркутской области (городского округа или муниципального района), на территории которого предоставляются детям-сиротам жилые помещения, на 1 июня года, предшествовавшего текущему финансовому году, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Иркутской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации (п.11 ст.4 в ред. Закона Иркутской области от 03 ноября 2011 года № 106-ОЗ).

Поскольку законодательством субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные гарантиина имущество и жилое помещение к установленным федеральным законодателем гарантиям прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») положения Законов Иркутской области не должны ущемлять прав указанной категории лиц по сравнению с их правами, декларированными федеральным законодателем (п.2 ч.1 ст.51, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, исходя из смысла которых, изложенного в абз.5 п.2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июня 2011 года № 746-О-О, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в частности тогда, когда обеспеченность этих лиц,являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения менее учетной нормы).

Следовательно, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наличие в их собственности жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) общей площадью менее учетной нормы, а также положения Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года (ред. 06.04.2012 года) № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» (п.п. 5, 6 ч.1 ст.4 (1) о необходимости приложения к заявлению о предоставлении жилого помещения документов об отсутствии у лиц указанной категории жилых помещений в собственности, и положения Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» (ст.2) в части указания на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма из названной категории лишь лиц, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, и не указания на предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, являясь нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспечены общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) общей площадью менее учетной нормы лишь обусловливает право этих лиц на предоставление им вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм с учетом находящейся в собственности жилой площади либо жилой площади, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение.

Этот вывод следует также из общего правила ч. 7 чт. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, а также следует из включенного федеральным законодателем в ЖК РФ (ч.2 ст.51) положения о том, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не может быть ухудшено по сравнению с положением других граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Из материалов гражданского дела следует, что истец Б.Т.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Б.Л.Б., ДД.ММ.ГГГГ умер его отец Б.А.Г.оглы, в результате Б.Т.А. стал сиротой, оставшись без попечения обоих родителей. Опекуном истца ДД.ММ.ГГГГ по решению <номер изъят> Саянского городского Совета народных депутатов была назначена Ш.Е.О., вследствие чего в период опеки и попечительства Б.Т.А. проживал с Ш.Е.О. в качестве члена её семьи в двухкомнатной квартире <адрес изъят>, где, будучи несовершеннолетним, был в результате распорядительных действий опекуна зарегистрирован по месту жительства и получил 1/4 долю в праве собственности на данную квартиру в порядке приватизации.

После окончания школы и прекращения попечительства Б.Т.А. обучается с ДД.ММ.ГГГГ за счет средств государственного бюджета на дневном отделении по очной форме в Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки», и не является членом семьи Ш.Е.О. и остальных обладателей долей в праве общей собственности на квартиру <адрес изъят>. Из размера долей четверых участников общей собственности на квартиру, состоящую из двух комнат, следует невозможность предоставления Б.Т.А. без ущемления прав остальных собственников отдельной комнаты в данной квартире, соответствующей приходящейся на долю истца площади жилого помещения.

Более того, на истца Б.Т.А., являющегося обладателем 1/4 доли в праве общей собственности на квартиру <адрес изъят> общей площадью 48,9 кв.м. приходится 48,9 : 4 = 12,23 кв.м., что значительно ниже не только учетной нормы площади жилого помещения, установленной в 33 кв.м. общей площади для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и ниже установленной в 18 кв.м. учетной нормы общей площади, исходя из которой определяется уровень обеспеченности всех граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в г.Саянске.

Данные обстоятельства свидетельствуют об объективной нуждаемости Б.Т.А. в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учетной нормы в 33 кв.м. за вычетом приходящихся на долю истца в праве собственности на квартиру 12,23 кв.м.

Распоряжением мэра городского округа муниципального образования «Город Саянск» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ Б.Т.А. признан малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Вместе с тем, несмотря на прекращение в отношении Б.Т.А. попечительства по достижению истцом возраста 18 лет, на окончание его обучения в школе и на нуждаемость в жилом помещении по договору социального найма Б.Т.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей, в ответе на обращение истца администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> изложен отказ в признании Б.Т.А. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей.

Этот отказ подтвержден администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск» и в ответе <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснением о том, что истец не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей, вследствие наличия у него 1/4 доли в праве общей собственности на квартиру <адрес изъят> Именно на этом обстоятельстве основано не признание заявленного Б.Т.А. иска в суде ответчиком администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск» и соответчиком комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа муниципального образования «город Саянск».

Таким образом, названными ответчиками оспаривается, несмотря на выше приведенные правовые нормы, наличествующее у Б.Т.А. право на внеочередное предоставление ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм.

Наличие у Б.Т.А. доли в праве общей собственности на квартиру с приходящейся на неё площадью ниже установленных социальных норм, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм.

Следовательно, иск Б.Т.А. о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм подлежит удовлетворению.

Данная обязанность в силу ниже приведенных норм должна быть присуждена администрации города Саянска и комитету по управлению имуществом, привлеченным к участию в деле по ходатайству администрации города Саянска в связи с тем, что на основании распоряжений администрации города Саянска о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма договоры социального найма с гражданами заключаются от имени муниципального образования «город Саянск» комитетом по управлению имуществом, при этом в удовлетворении иска Б.Т.А. в отношении Правительства Иркутской области и министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области должно быть отказано, поскольку в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение за счет средств Иркутской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз (ред. от 18 июня 2010 года) «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», Закон Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области»).

По общим правилам ст.4 и ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством, обеспечивается и охраняются государством и является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Б.Т.А. к муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск», и муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» о предоставлении жилого помещения по договору социального наймаразмером не ниже установленных социальных норм удовлетворить полностью: обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» и муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» предоставить Б.Т.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях социального найма вне очереди за счет средств Иркутской области жилое помещение размером не ниже установленных социальных норм.

В удовлетворении иска Б.Т.А. к Правительству Иркутской области и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм отказать.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.

Судья