Дело № 2-481/2012



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск                                                                                          02 июля 2012 года

Гражданское дело № 2-481/2012

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Маничевой С.С., при секретаре судебного заседания Пастушкове А.В., с участием истца Л.П., третьего лица Л.М., представителя ответчика ФГКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» по доверенности П.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.П. к Федеральному государственному казенному учреждению «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области и к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании права собственности в порядке приватизации на служебное жилое помещение,

установил:

Истец Л.П. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области», ответчик) о признании права собственности в порядке приватизации на служебное жилое помещение по адресу: <адрес изъят>. В качестве соответчика к участию в деле было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.

В обоснование заявленного иска Л.П. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> в Зиминском отряде профессиональной пожарной охраны, который позже был ликвидирован с созданием вместо него отряда военизированной пожарной охраны. В связи с характером работы <данные изъяты>, когда необходимо было в любое время дня и ночи быть готовым к выезду для пожаротушения, Л.П. на основании ордера, выданного Исполнительным комитетом Саянского городского Совета народных депутатов, было предоставлено служебное жилое помещение, которое ранее имело адрес: <адрес изъят> а после переадресации имеет адрес: <адрес изъят>. В соответствии с распоряжением Саянской городской администрации от 16 февраля 1998 года № 03-9 «Об установлении почтовых адресов предприятий, расположенных в <адрес изъят> зданию военизированной пожарной части присвоен номер <номер изъят>.

Служебное жилое помещение, в котором проживает Л.П., находится на четвертом этаже административного нежилого здания пожарного депо. И в это жилое помещение можно пройти только через централизованный вход, рядом с которым дежурит дневальный. На одном этаже с занимаемым Л.П. служебным жилым помещением находятся служебные нежилые помещения ответчика, некоторые из которых опечатываются. Под служебным жилым помещением истца устроен туалет для сотрудников. На первом этаже расположен гараж с пожарными автомобилями, откуда постоянно доносятся звуки сирен, работающих двигателей, раций и запах выхлопных газов.

ДД.ММ.ГГГГ с Л.П. был заключен Главным управлением МЧС России по Иркутской области в лице начальника Управления по делам ГО И ЧС г.Саянска, г Зимы и Зиминского района договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес изъят>. ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» было заключено с Л.П. дополнительное соглашение о внесении изменений в договор найма служебного жилого помещения о том, что здание пожарного депо по адресу: <адрес изъят> учтено в реестре федерального имущества за ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» на праве оперативного управления.

По адресу служебного жилого помещения Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства и проживает со своей семьей. С момента фактического вселения (с ДД.ММ.ГГГГ года) истец и его семья содержат это жилое помещение в надлежащем состоянии, регулярно проводят текущий ремонт, оплачивают потребленные коммунальные услуги и электроэнергию.

На свое обращение к ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» с заявлением о приватизации занимаемого служебного жилого помещения Л.П. получил отказ, с которым истец не согласен в связи с действием положений Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому граждане имеют право на приватизацию жилых помещений.

Третье лицо на стороне истца Л.М. иск Л.П. поддержала.

Представитель ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» П.Э. в судебном заседании от имени представляемого ею ответчика иск Л.П. не признала, ссылаясь на запрещение законом приватизации имущества государственной противопожарной службы и служебных жилых помещений.

От представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Г.И., просившей о рассмотрении дела в отсутствие представителя этого соответчика, в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление Л.П. с указанием на необоснованность привлечения к участию в деле Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, поскольку полномочия собственника в отношении спорного имущества осуществляет ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области».

Принимая во внимание позиции по делу участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска Л.П. в связи с далее изложенным.

Законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.

В соответствии со ст.2 данного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонд, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

При этом в статье 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 перечислены не подлежащие приватизации жилые помещения, в частности, служебные жилые помещения.

Более того, в соответствии со ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» имущество государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 февраля 2012 года № 381-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Полякова Алексея Вячеславовича на нарушение его конституционных прав статьей 11 Федерального закона «О пожарной безопасности», право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 25-П, от 24 октября 2000 года N 13-П и от 15 июня 2006 года N 6-П, определения от 2 ноября 2000 года N 220-О, от 17 января 2012 года N 11-О-О).

Согласно преамбуле Федерального закона «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Установленный в данном законе запрет на приватизацию имущества государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны предопределен его взаимосвязью с задачами пожарной безопасности. Соответственно, отсутствие у граждан права на приватизацию жилых помещений, правовой режим которых обусловлен его взаимосвязью с задачами государства по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными гарантиями.

При этом граждане, проживающие в жилых помещениях, относящихся к имуществу государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны, не ограничены в закрепленном статьей 40 Конституции Российской Федерации праве на жилище: в силу статьи 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие данного Кодекса, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, и не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ работал в государственной противопожарной службе. В связи с характером работы <данные изъяты>, когда необходимо было в любое время суток быть готовым к выезду для пожаротушения, истцу Л.П. в соответствии с ордером, выданным на основании решения Исполнительного комитета Саянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес изъят>, которое после переадресации имеет адрес: <адрес изъят>

Адрес здания <адрес изъят> в соответствии с распоряжением Саянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «Об установлении почтовых адресов предприятий, расположенных в <адрес изъят>» является адресом отряда противопожарной службы.

Служебное жилое помещение, в котором по договору найма служебного жилого помещения проживает и зарегистрирован по месту жительства Л.П., расположено на четвертом этаже административного нежилого здания пожарного депо. Пройти в это жилое помещение можно только через централизованный вход, рядом с которым дежурит дневальный. На одном этаже с занимаемым Л.П. служебным жилым помещением находятся служебные нежилые помещения ответчика, некоторые из которых опечатываются. Под служебным жилым помещением истца устроен туалет для сотрудников. На первом этаже здания расположен гараж с предназначенными для пожаротушения автомобилями.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 18 июня 2010 года № 464-И федеральное имущество пожарного депо по адресу: <адрес изъят> закреплено за ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» посредством передачи его ответчику в оперативное управление.

Из технического паспорта видно, что служебное жилое помещение, для получения в собственность которого обратился с иском в суд Л.П., находится в нежилом здании учреждения по адресу: <адрес изъят>.

В соответствии с Уставом учредителем ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» является Российская Федерация, место нахождения учреждения: <адрес изъят>. Учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Иркутской области, является юридическим лицом и обеспечивает, в частности, защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции.

ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» имеет лицензию, выданную Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Иркутской области, на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

С учетом всех выше приведенных обстоятельств и правовых запретов удовлетворение иска Л.П. о признании права собственности в порядке приватизации на служебное жилое помещение в нежилом здании ФКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» невозможно.

Поскольку находящееся в нежилом здании занимаемое Л.П. жилое помещение не относится к государственному и муниципальному жилищному фонду социального использования и является служебным жилым помещением, нормы закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» к правоотношениям истца относительно указанного жилого помещения не применимы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Полностью отказать в удовлетворении иска Л.П. к Федеральному государственному казенному учреждению «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области и к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании права собственности в порядке приватизации на служебное жилое помещение по адресу: <адрес изъят>, расположенное в нежилом здании, закрепленном на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.

          

Председательствующий: