Дело № 2-771/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Саянск                                                                                          31 августа 2012 года

Гражданское дело № 2-771/2012

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Т.В., при секретаре судебного заседания Танкович Н.А., с участием помощника прокурора Ангарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новикова С.В., представителя заявителя - Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 8» ГУФСИН России по Иркутской области Алексеева Д.А., заинтересованного лица Чуприкова Р.Е., в выездном судебном заседании в помещении штаба ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области рассмотрел гражданское дело по заявлению начальника федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Чуприкова Р. Е.,

УСТАНОВИЛ:

В Саянский городской суд Иркутской области поступило заявление начальника федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области Калайда А.А. (далее по тексту ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области) об установлении в отношении осужденного Чуприкова Р. Е. административного надзора сроком на <данные изъяты> года с установлением следующих административных ограничений:

1) запрещения пребывания в ресторанах, барах, дискотеках;

2) запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 до 06 часов;

4) запрещения выезда за пределы <данные изъяты> муниципального образования без разрешения ОВД по месту жительства;

5) обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, для регистрации.

Представитель ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области Алексеев Д.А. в судебном заседании заявление поддержал, суду пояснил, что Чуприков Р.Е. отбывает наказание в ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ как прибывший из <данные изъяты>, будучи осужденным по приговору <данные изъяты> городского суда забайкальского края по ст.ст. <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Окончание срока отбывания наказания приходится на ДД.ММ.ГГГГ.

За период отбывания наказания в исправительной колонии Чуприков Р.Е. допустил более <данные изъяты> нарушений установленного порядка отбывания наказания, в частности за нарушение распорядка дня, отказ выполнять обязанности дежурного по камере, хранение запрещенных предметоы, нецензурную брань, отказ от работы, за что водворялся в ШИЗО, переводился в ПКТ и ЕПКТ. Поощрений не имеет. Принимает слабое участие в общественной жизни отряда и колонии. Содержится на строгих условиях отбывания наказания. На меры воспитательного характера не реагирует, свое поведение менять не желает, от участия в общественной жизни отряда и колонии отказывается, придерживается отрицательной части осужденных. Признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ, ранее судим за умышленные преступления..

Поскольку Чуприков Р.Е. в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, представитель ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области просил установить в отношении него административный надзор сроком на <данные изъяты> года с определением обязанности исполнять ограничения, указанные в заявлении.

Заинтересованное лицо Чуприков Р.Е. в судебном заседании пояснил, что категорически не согласен с установлением в отношении него административного надзора, поскольку, хотя и не обжаловал постановление о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не согласен с этим решением, поскольку считает, что имел права отказать от предложенной ему администрацией учреждения работы. Полагает, что срок административного надзора, который просит ему установить администрация учреждения, неоправданно велик, он намерен после освобождения приехать в <адрес изъят>, а затем продолжить учебу, в связи с чем будет нуждаться в выездах за пределы муниципального образования. Установление обязанности запретить ему пребывать в ресторанах, барах, дискотеках и местах проведения массовых мероприятий, по мнению Чуприкова Р.Е., нарушает его конституционные права и отдаляют от общества, поэтому он категорически возражает против установления ему такой обязанности.

Прокурор Новиков С.В. полагал заявление и.о. начальника ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Чуприкова Р.Е. подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, считает заявление начальника ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

С 1 июля 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 названного закона, за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом обязанностей, установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязанностей, осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица (ст.8 ч.1).

В соответствии со ст.10 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право:

-обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;

-обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;

-обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч.3 ст.12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

-обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Согласно ст.11 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо обязано:

-прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

-явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

-явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч.3 ст.12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

-уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч.3 ст.12 названного закона;

-уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч.3 ст.12 этого же закона;

-уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

-допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Приговором <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Чуприков Р.Е. осужден по ст.ст. <данные изъяты> в соответствии со ст. <данные изъяты> УК РФ ему было отменено условное осуждение по приговору <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ, по которому он был осужден по <данные изъяты>, <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы условно, с испытательным сроком в <данные изъяты> год; в силу ст. <данные изъяты> УК РФ частично присоединено наказание по предыдущему приговору и окончательно назначено <данные изъяты> года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, исчисляя срок наказания с ДД.ММ.ГГГГ, с зачетом времени содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ приговоры <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были приведены в соответствие с действующим законодательством, по приговору от ДД.ММ.ГГГГ изменена квалификация его действий по ст. <данные изъяты> УК РФ в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ, наказание смягчено до <данные изъяты>; по приговору от ДД.ММ.ГГГГ действия Чуприкова Р.Е. были квалифицированы по ст. <данные изъяты> УК РФ в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ, на основании ст. <данные изъяты> УК РФ, по совокупности приговоров, окончательно Чуприкову Р.Е. определено наказание в виде <данные изъяты> лишения свободы.

Как следует из представленных суду материалов, ДД.ММ.ГГГГ начальником ФБУ ОИК-8 <данные изъяты> Чуприков Р.Е., в соответствии со ст. <данные изъяты> УИК РФ, был переведен в помещение камерного типа за допущенное злостное нарушение порядка отбывания наказания - отказ от оплачиваемой работы.

В этот же день - ДД.ММ.ГГГГ Чуприков Р.Е., на основании данных заключения по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Проверяя законность вынесенного в отношении Чуприкова Р.Е. постановления о признании его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, суд приходит к выводу о том, что нарушения, указанные в постановлении, имели место. О совершении Чуприковым Р.Е. нарушений, помимо пояснений самого заинтересованного лица, пояснившего в судебном заседании, что действительно допустил ДД.ММ.ГГГГ отказ от работы, свидетельствуют и другие материалы, имеющиеся в материалах гражданского дела: заключение по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания, объяснительная Чуприкова Р.Е. по факту отказа от оплачиваемой работы, рапорт помощника дежурного ИК-32 <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ, разнарядкой на вывод осужденных на работу в производственную зону на ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа № <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Чуприкова Р.Е. к труду с ДД.ММ.ГГГГ учеником швея участка по пошиву цеха № 1 (швейного), со сдельной оплатой труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соответствии вынесенного ДД.ММ.ГГГГ постановления о признании Чуприкова Р.Е. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания требованиям ст. ст. <данные изъяты> УИК РФ.

Чуприков Р.Е. осужден по совокупности приговоров, в том числе за преступления, которые согласно ст. 15 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений.

Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.

Для совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и признававшегося в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п.1 ч. 1, п. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Таким образом, суд, проверив наличие законных оснований для установления в отношении заинтересованного лица административного надзора, в том числе законность и обоснованность принятого решения о признании его злостным нарушителем отбывания наказания, приходит к выводу о том, что в отношении Чуприкова Р.Е. административный надзор может быть установлен на срок от 1 года до 3 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.

Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Из материалов дела усматривается, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Чуприков Р.Е. неоднократно (<данные изъяты> раз) допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что подвергался взысканиям в виде выговоров и водворения в штрафной изолятор, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; администрацией исправительного учреждения Чуприков Р.Е. характеризуется в целом отрицательно, как осужденный, имеющий ряд взысканий и не вставший на путь исправления.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в отношении Чуприкова Р.Е. надлежит установить административный надзор сроком в <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев с применением следующих административных ограничений на период административного надзора:

1) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания Чуприкова Р.Е., в период с 22 до 06 часов; за исключением случаев, связанных с выполнением трудовых обязанностей;

2) обязательную явку два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания Чуприкова Р.Е.;

4) запрещение выезда за пределы муниципального образования по месту жительства, избранного Чуприковым Р.Е., кроме случаев, связанных с работой и обучением.

Перечисленных административных ограничений достаточно для выполнения задач, указанных в ст.2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Устанавливая вышеуказанные административные ограничения на срок <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных Чуприковым Р.Е. преступлений, данные, характеризующие его личность, и полагает, что в данном случае конституционные права заинтересованного лица не могут быть нарушены. При этом, права и интересы других лиц также не пострадают.

Отказывая в установлении Чуприкову Р.Е. административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, суд исходит из необоснованности, неадекватности и неконкретизации данного ограничения, что может расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод поднадзорного лица.

Запрет Чуприкову Р.Е. на выезд за пределы муниципального образования по избранному им месту жительства и пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительством либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 до 06.00 часов, возможен только кроме случаев, связанных с работой, поскольку после освобождения последнего из мест лишения свободы случаи привлечения к работе в ночное время могут быть не исключены.

Суд приходит также к выводу и том, что формулировка запрета в виде запрещения пребывания в ресторанах, барах, дискотеках, предлагаемая должностными лицами ГУФСИН России, является некорректной, поскольку целью определения для Чуприкова Р.Е. такого запрета является защита конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц. Кроме того, в материалах гражданского дела отсутствуют сведения о том, что Чуприков Р.Е. совершал преступления, за которые был осужден, в местах массового скопления людей, ресторанах, барах, дискотеках.

Отказывая в установлении Чуприкову Р.Е. административного ограничения в виде запрещения пребывания в ресторанах, барах, дискотеках, суд исходит также из необоснованности и неопределенности запрещения в части пребывания именно в ресторанах, барах, дискотеках, что влечет неопределенность в исполнении этого ограничения.

Руководствуясь ст.ст. 261.7, 261.8 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление начальника Федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Чуприкова Р. Е. с установлением административных ограничений удовлетворить частично.

Установить административный надзор на срок два года шесть месяцев со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания в отношении осужденного Чуприкова Р. Е., рожденного ДД.ММ.ГГГГ в <адрес изъят>, освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Установить в отношении Чуприкова Р. Е. следующие административные ограничения:

1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания Чуприкова Р.Е., в период с 22 до 06 часов; за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей;

2) обязать являться два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания Чуприкова Р.Е.;

3) запретить выезд за пределы муниципального образования по месту жительства, избранного Чуприковым Р.Е., кроме случаев, связанных с работой и обучением.

В удовлетворении заявления начальника ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области в части установления Чуприкову Р. Е. административного надзора на более длительный срок и административных ограничений в виде запрещения пребывания в ресторанах, барах, дискотеках, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, а также обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации чаще, чем 2 раза в месяц, отказать.

Копию решения в порядке ч. 5 ст. 261.8 ГПК РФ направить лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу и для сведения прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (г. Ангарск).

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.

Судья                                                Т.В. Дмитриева