РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Саянск 31 августа 2012 года Гражданское дело № 2-772/2012 Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Т.В., при секретаре судебного заседания Танкович Н.А., с участием помощника прокурора Ангарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новикова А.В., представителя заявителя - Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 8» ГУФСИН России по Иркутской области Алексеева Д.А., заинтересованного лица Золотухина А.О., в выездном судебном заседании в помещении штаба ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области рассмотрев гражданское дело по заявлению начальника федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Золотухина А. О., УСТАНОВИЛ: В Саянский городской суд Иркутской области поступило заявление начальника федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области Калайда А.А. (далее по тексту ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области) об установлении в отношении осужденного Золотухина А. О. административного надзора сроком на <данные изъяты> год с установлением следующих административных ограничений: 1) запрещения пребывания в ресторанах, барах, дискотеках; 2) запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 до 06 часов; 4) запрещения выезда за пределы <данные изъяты> муниципального образования без разрешения ОВД по месту жительства; 5) обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, для регистрации. Представитель ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области Алексеев Д.А. в судебном заседании заявление поддержал, суду пояснил, что Золотухин А.О. отбывает наказание в ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ как прибывший из <данные изъяты>, будучи осужденным по приговору <данные изъяты> суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по ст.ст. <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам <данные изъяты> месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Окончание срока отбывания наказания приходится на ДД.ММ.ГГГГ. За период отбывания наказания в исправительной колонии Золотухин А.О. допустил <данные изъяты> нарушений установленного порядка отбывания наказания, в частности за нарушение распорядка дня, отказ от работы, нарушение формы одежды, за что водворялся в ШИЗО, объявлялись выговоры. Имеет <данные изъяты> поощрения. Принимает слабое участие в общественной жизни отряда и колонии. Содержится на обычных условиях отбывания наказания. На меры воспитательного характера реагирует удовлетворительно. Признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ, ранее судим за умышленные преступления.. Поскольку Золотухин А.О. в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, представитель ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области просил установить в отношении него административный надзор сроком на <данные изъяты> год с определением обязанности исполнять ограничения, указанные в заявлении. Заинтересованное лицо Золотухин А.О. в судебном заседании пояснил, что согласен с тем, что в соответствии с действующим законодательством в отношении него должен быть установлен административный надзор, не возражал против исполнения обязанности исполнять те виды запретов, которые указаны в заявлении. Прокурор Новиков А.В. полагал заявление начальника ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Золотухина А.О. подлежащим удовлетворению. Суд, выслушав участников процесса, считает заявление начальника ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. С 1 июля 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В соответствии с ч. 1 ст. 3 названного закона, за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом обязанностей, установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязанностей, осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица (ст.8 ч.1). В соответствии со ст.10 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право: -обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений; -обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений; -обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч.3 ст.12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; -обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора. Согласно ст.11 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо обязано: -прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; -явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания; -явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч.3 ст.12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории; -уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч.3 ст.12 названного закона; -уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч.3 ст.12 этого же закона; -уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы; -допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Приговором <данные изъяты> Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Золотухин А.О. осужден по ст.ст. <данные изъяты> УК РФ, по совокупности преступлений, на <данные изъяты> года лишения свободы; в соответствии со ст. <данные изъяты> УК РФ ему было отменено условное осуждение по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, по которому он был осужден по ст.ст. <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы условно, с испытательным сроком в <данные изъяты> года; в силу ст. <данные изъяты> УК РФ частично присоединено наказание по предыдущему приговору и окончательно назначено <данные изъяты> лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, исчисляя срок наказания с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и последующим постановлением судьи этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и приговор <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ были приведены в соответствие с действующим законодательством, изменена квалификация его действий в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, действия Золотухина А.О., смягчено наказание по ст. <данные изъяты> УК РФ до <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев лишения свободы, по ст. <данные изъяты> УК РФ до <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев лишения свободы, в соответствии со ст. <данные изъяты> УК РФ по совокупности преступлений наказание назначено в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев. По приговору от ДД.ММ.ГГГГ изменена квалификация действий Золотухина А.О. по <данные изъяты> УК РФ в редакции Федерального Закона РФ от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ, в связи с чем смягчено наказание по преступлению, предусмотренному п. <данные изъяты> УК РФ до <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев лишения свободы. Как следует из представленных суду материалов, ДД.ММ.ГГГГ начальником <данные изъяты>., в соответствии со ст. <данные изъяты> УИК РФ, Золотухин А.О. был водворен в штрафной изолятор за допущенное злостное нарушение порядка отбывания наказания - отказ от всех видов работ. В этот же день - ДД.ММ.ГГГГ Золотухин А.О., на основании данных заключения по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> суд Иркутской области, проверив правомерность признания Золотухина А.О. ДД.ММ.ГГГГ злостным нарушителем, рассмотрев материалы, представленные администрацией колонии-поселения <данные изъяты>, изменил вид исправительного учреждения с колонии-поселения на ИК общего режима для дальнейшего отбывания наказания. Таким образом, Золотухин А.О. осужден по совокупности приговоров, в том числе за преступления, которые согласно ст. 15 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений. Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания. Для совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и признававшегося в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п.1 ч. 1, п. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). Таким образом, суд, проверив наличие законных оснований для установления в отношении заинтересованного лица административного надзора, в том числе законность и обоснованность принятого решения о признании его злостным нарушителем отбывания наказания (что подтверждает вступившее в законную силу постановление Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 13.06.2007), приходит к выводу о том, что в отношении Золотухина А.О. административный надзор может быть установлен на срок от 1 года до 3 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в отношении Золотухина А.О. надлежит установить административный надзор сроком в 1 год с применением следующих административных ограничений на период административного надзора: 1) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания Золотухина А.О., в период с 22 до 06 часов; за исключением случаев, связанных с выполнением трудовых обязанностей; 2) обязательную явку два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания Золотухина А.О.; 3) запрещение выезда за пределы муниципального образования по месту жительства, избранного Золотухиным А.О., кроме случаев, связанных с работой и обучением. Перечисленных административных ограничений достаточно для выполнения задач, указанных в ст.2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Устанавливая такие административные ограничения, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных Золотухиным А.О. преступлений и данные, характеризующие его личность. Так, из материалов дела усматривается, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Золотухин А.О. неоднократно (<данные изъяты> раз) допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, однако имеет и <данные изъяты> поощрения. В целом администрацией исправительного учреждения Золотухин А.О. характеризуется удовлетворительно. Отказывая в установлении Золотухину А.О. административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, суд исходит из необоснованности, неадекватности и неконкретизации данного ограничения, что может расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод поднадзорного лица. Запрет Золотухину А.О. на выезд за пределы муниципального образования по избранному им месту жительства и пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительством либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 до 06.00 часов, возможен только кроме случаев, связанных с работой и обучением, поскольку после освобождения последнего из мест лишения свободы случаи привлечения к работе в ночное время, а также выезды в связи с обучением, могут быть не исключены. Суд приходит также к выводу и о том, что формулировка запрета в виде запрещения пребывания в ресторанах, барах, дискотеках, предлагаемая должностными лицами ГУФСИН России, является некорректной, поскольку целью определения для Золотухина А.О. такого запрета является защита конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц. Кроме того, в материалах гражданского дела отсутствуют сведения о том, что Золотухин А.О. совершал преступления, за которые был осужден, в местах массового скопления людей, ресторанах, барах, дискотеках. Отказывая в установлении Золотухину А.О. административного ограничения в виде запрещения пребывания в ресторанах, барах, дискотеках, суд исходит также из необоснованности и неопределенности запрещения в части пребывания именно в ресторанах, барах, дискотеках (а, например, не в кафе, клубах и прочих таких заведениях), что влечет неопределенность в исполнении этого ограничения. Руководствуясь ст.ст. 261.7, 261.8 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление начальника Федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Золотухина А. О. с установлением административных ограничений удовлетворить частично. Установить административный надзор на срок один год со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания в отношении осужденного Золотухина А. О., рожденного ДД.ММ.ГГГГ в <адрес изъят>, освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Установить в отношении Золотухина А. О. следующие административные ограничения: 1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания Золотухина А.О., в период с 22 до 06 часов; за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей; 2) обязать являться два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания Золотухина А.О.; 3) запретить выезд за пределы муниципального образования по месту жительства, избранного Золотухиным А.О., кроме случаев, связанных с работой и обучением. В удовлетворении заявления ФКУ ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области в части установления Золотухину А. О. административных ограничений в виде запрещения пребывания в ресторанах, барах, дискотеках, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях отказать. Копию решения в порядке ч. 5 ст. 261.8 ГПК РФ направить лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу и для сведения прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (г. Ангарск). Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд. Судья Т.В. Дмитриева