О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о прекращении производства по делу г. Саянск 14 сентября 2012 года Гражданское дело № 2-817/2012 Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Т.В., с участием процессуального истца - помощника прокурора г. Саянска Федоровой Л.М., представителя заинтересованного лица - Администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Боженкиной О.В., действующей на основании доверенности, при секретаре судебного заседания Карховой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора г. Саянска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» и обязании устранить допущенные нарушения в области законодательства по охране окружающей среды, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Саянска обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» и обязании устранить допущенные нарушения в области законодательства по охране окружающей среды. Из текста заявления следует, что прокуратурой г. Саянска в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании поступивших из отдела полиции (дислокация г. Саянск) МО МВД РФ «Зиминский» материалов проверки сообщения администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» о наличии на территории г. Саянска свалки использованных ртутных ламп, проведена проверка исполнения органами местного самоуправления городского округа муниципального образования «город Саянск» обязанностей по организации сбора, вывоза и переработки бытовых отходов на территории городского округа. В ходе проверки было установлено, что в лесной зоне на землях населенного пункта г. Саянска севернее пересечения проспекта Мира и улицы Бабаева г. Саянска проходит лесная дорога. В 200 метрах от пересечения на обочине указанной дорогой слева, имеется свалка использованных ртутных ламп, относящихся к отходам I класса опасности, кроме того, на протяжении 250 метров от пересечения указанная дорога по обеим сторонам захламлена бытовыми отходами (отходами потребления) в виде фрагментов деревянных, бетонных конструкций, в т.ч. межкомнатных дверей, битого кирпича, штукатурки, мешков с мусором, цементом, разбитой бытовой техники, коробок, бутылок. Согласно статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельно законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления обеспечиваются правосудием. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На основании статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 статьи 1 Положения об администрации городского округа муниципального образования «город Саянск», утвержденного решением Думы городского округа от 27.10.2005 № 110-68-63 (в редакции от 02.05.2012 № 61-67-12-28), администрация города Саянска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым в соответствии с Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, обладает правами юридического лица, может быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с подпунктами 6,7,8 пункта 3.1.3. статьи 3 вышеназванного Положения в сфере использования земель и других природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды администрация городского округа осуществляет следующие полномочия: организует мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа; обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения городского округа; осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа. Наличие несанкционированной свалки отходов потребления в границах муниципального образования негативно влияет на экологическую обстановку в городе. Кроме того, бездействие администрации городского округа муниципального образования в части исполнения обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекте Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. ст. 45, 245, 254, 255 ГПК РФ прокурор г. Саянска просил суд признать незаконным бездействие администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, находящихся на территории городского округа муниципального образования «город Саянск» вдоль лесной дороги (на протяжении 250 метров), расположенной севернее пересечения проспекта и улицы Бабаева г. Саянска; обязать администрацию городского округа муниципальное образования «город Саянск»: ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов (отходов потреблениях образованную на землях населенного пункта г. Саянска на протяжении 250-ти метров вдоль лесной дороги, расположенной севернее проспекта Мира и улицы Бабаева, путём очистки территорий вдоль этой дороги; ликвидировать свалку использованных ртутных ламп, находящуюся на обочине указанной дороги слева в 200-х метрах от пересечения проспекта Мира и улицы Бабаева г. Саянска путем очистки места свалки и установить разумный срок для производства работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления. По данному заявлению ДД.ММ.ГГГГ судом возбуждено гражданское дело № 2-817/2012. Кроме того, прокурор г. Саянска обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» и обязании устранить допущенные нарушения в области законодательства по охране окружающей среды. Из текста заявления следует, что прокуратурой г. Саянска в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании публикации в газете «<данные изъяты>» № <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ под заголовком «Чей мусор?» о наличии свалки бытовых отходов в лесном массиве, прилегающем к ТК «Скиф» проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в части исполнения органами местного самоуправления городского округа муниципального образования «город Саянск» обязанностей по организации сбора, вывоза и переработки бытовых отходов на территории городского округа. В ходе проверки было установлено, что лесной массив, в районе торгового комплекса «Скиф», расположенного по адресу: г. Саянск, микрорайон Строителей, 43 и прилегающих к нему гаражных боксов захламлен бытовыми и строительными отходами. Так, на расстоянии 15 и 20 метров от гаражных боксов с восточной и северной сторон, соответственно, обнаружена свалка бытовых отходов, на расстоянии полутора метров от гаражных боксов с северной стороны - свалка бытового и строительного мусора в виде наполненных полиэтиленовых мешков, пустых пластиковых и стеклянных бутылок, стаканов, пакетов, фрагментов деревянных рам, битого кирпича, штукатурки, металлической арматуры. Согласно статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельно законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления обеспечиваются правосудием. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На основании статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наличие несанкционированной свалки отходов потребления в границах муниципального образования негативно влияет на экологическую обстановку в городе. Кроме того, бездействие администрации городского округа муниципального образования в части исполнения обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 статьи 1 Положения об администрации городского округа муниципального образования «город Саянск», утвержденного решением Думы городского округа от 27.10.2005 № 110-68-63 (в редакции от 02.05.2012 № 61-67-12-28), администрация города Саянска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым в соответствии с Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, обладает правами юридического лица, может быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с подпунктами 6,7,8 пункта 3.1.3. статьи 3 вышеназванного Положения в сфере использования земель и других природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды администрация городского округа осуществляет следующие полномочия: организует мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа; обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения городского округа; осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекте Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. ст. 45, 245, 254, 255 ГПК РФ прокурор г. Саянска просил суд признать незаконным бездействие администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, находящихся на территории городского округа муниципального образования «город Саянск» в лесном массиве, в районе торгового комплекса «Скиф», расположенного по адресу: г. Саянск, микрорайон «Строителей», 43; обязать администрацию городского округа муниципального образования «город Саянск» ликвидировать несанкционированную свалку отходов потребления, образованную на землях населенного пункта г. Саянск, в лесном массиве, в районе торгового комплекса «Скиф», расположенного по адресу: г. Саянск, микрорайон «Строителей», 43, путем очистки территории лесного массива и установить разумный срок для производства работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления. По данному заявлению ДД.ММ.ГГГГ судом возбуждено гражданское дело № 2-818/2012. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела № 2-817/2012 по заявлению прокурора г. Саянска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» и обязании устранить допущенные нарушения в области законодательства по охране окружающей среды и № 2-818/2012 по заявлению прокурора г. Саянска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» и обязании устранить допущенные нарушения в области законодательства по охране окружающей среды, объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № 2-817/2012. В судебном заседании, 14 сентября 2012 года помощник прокурора Федорова Л.М. заявила об отказе прокурора от заявлений, представив об этом письменное заявление, подписанное прокурором г. Саянска Лейченко В.Ф., в котором указано, что после подачи заявлений в суд обстоятельства изменились: администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» устранила нарушения в области законодательства по охране окружающей среды и приняла меры по очистке указанных в заявлениях территорий от мусора и других отходов. Из заявления прокурора г. Саянска следует, что ему известны последствия отказа от заявлений, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ. Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Боженкина О.В. возражений против прекращения производства по делу в связи с отказом прокурора от заявлений суду не представила. Выслушав объяснения помощника прокурора г. Саянска Федоровой Л.М., представителя заинтересованного лица - администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» Боженкиной О.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым принять отказ прокурора от иска, поскольку его волеизъявление в данном случае свободно и не противоречат закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц. Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 220 абз. 4 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Руководствуясь ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: По гражданскому делу № 2-817/2012 по заявлению прокурора г. Саянска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» и обязании устранить допущенные нарушения в области законодательства по охране окружающей среды, - принять отказ прокурора от заявлений, и в связи с этим производство по делу прекратить. Разъяснить прокурору, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда через Саянский городской суд в течение пятнадцати дней с момента его вынесения. Судья Т.В. Дмитриева