РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Саянск 9 октября 2012 года Гражданское дело № 2-713/2012 Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Т.В., с участием представителей истца: Забурдаева Д.Ю., действующего по доверенности, Шувалова Э.Н. – адвоката Адвокатского кабинета Адвокатской палаты Иркутской области, представившего удостоверение № <номер изъят> и ордер № <номер изъят>, представителя ответчика – управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску – Кондратьевой Н.Н., представляющей интересы на основании доверенности, при секретаре Карховой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании за ним права на жилищный сертификат как гражданину, переселившемуся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод, УСТАНОВИЛ: Шевчук В.Н. обратился в Саянский городской суд с исковым заявлением к управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, указав с учетом поданных им уточнений, что ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в Администрации г. Саянска на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Он проходил службу в органах внутренних дел непрерывно <данные изъяты>, имея, таким образом, право на получение жилищного сертификата в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей». ДД.ММ.ГГГГ начальник управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску <данные изъяты> отправил в адрес истца сообщение, из текста которого следовал вывод об отказе ему во включении в участии в подпрограмме «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ч. 2 п. 22 п.п. «а» «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153. С выводами начальника управления истец не согласен, поскольку, по его мнению, он не имеет оснований для отказа в признании его участником указанной подпрограммы, так как имеются все условия для признания его имеющим право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями Федерального закона № 125-ФЗ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на соответствующий учет и имеет необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера (более 15 лет). В этой связи Шевчук В.Н. просит восстановить нарушенные ответчиками его права и свободы, конституционное право на жилье, а именно: просит обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предоставить ему жилищную субсидию как переселившемуся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно социальных норм и признать незаконным отказ начальника управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по городу Саянску об отказе в признании его участником государственной подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством». В судебное заседание истец не явился, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть заявленные им исковые требования в его отсутствие, с участием представителей Забурдаева Д.Ю. и Шувалова Э.Н. Участвующий в судебном заседании представитель истца по доверенности Забурдаев Д.Ю. поддержал заявленные Шевчуком В.Н. требования и пояснил, что его доверитель имеет право на получение жилищного сертификата как гражданин, являющийся инвалидом <данные изъяты> группы, прибывший в район Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, имеющий стаж работы в районах Крайнего Севера более 15-ти лет и нуждающийся в получении жилого помещения на себя и члена своей семьи – жену <данные изъяты> Истец приходится ему тестем. После того, как тесть с женой выехал из <адрес изъят>, где непрерывно отработал более <данные изъяты> лет в органах внутренних дел, зарегистрировался в квартире, где он (Забурдаев Д.Ю.) проживает со своей женой <данные изъяты> (дочерью истца). Своего жилья ни Шевчук В.Н., ни его жена в собственности не имеют, фактически проживают по адресу: <адрес изъят> Данную квартиру истец с супругой снимают в аренду. Истец является пенсионером МВД и ни на период работы, ни в период увольнения из органов внутренних дел не состоял на учете в УВД Магаданской области в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. На такой учет Шевчук В.Н. встал только по приезду в г. Саянск Иркутской области, когда выехал из районов Крайнего Севера. Признан в качестве нуждающегося в получении жилого помещения истец был на основании распоряжения главы администрации г. Саянска от ДД.ММ.ГГГГ. С этого же времени он значится включенным в списки граждан Иркутской области, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В данный список он включен министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании списков, предоставляемых территориальным органом – управлением министерства социального развития, опеки и попечительства по г. Саянску Иркутской области. В указанных списках он сначала значился по категории «пенсионеры», а затем был переведен в другую категорию: «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства», так как с ДД.ММ.ГГГГ был признан инвалидом <номер изъят> группы. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, Шевчук В.Н. ежегодно обращался в территориальный орган с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». На основании данных заявлений истца ежегодно признавали участником данной подпрограммы и он ожидал своей очереди в надежде на получение жилищного сертификата. В ДД.ММ.ГГГГ очередность Шевчука В.Н. значительно продвинулась вперед и уже решался вопрос о выделении ему жилищного сертификата. Однако, когда в ДД.ММ.ГГГГ министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области затребовало его учетное дело, то поставило под сомнение правомерность постановки его на учет для получения жилищной субсидии, полагая, что стаж работы в органах внутренних дел не может быть засчитан в стаж, дающий право на получение жилищного сертификата как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ начальник управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску <данные изъяты> направил ему письмо, в котором указал, что предоставить жилищную субсидию по указанным выше основаниям не представляется возможным. Не согласившись с данными выводами, Шевчук В.Н. обратился в Саянский городской суд с исковым заявлением о восстановлении его нарушенных прав, однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявленных требований по формальным основаниям, поскольку суд пришел к выводу о том, что вышеуказанное письмо начальника управления <данные изъяты> не повлекло для него негативных последствий и не нарушило прав гражданина на получение жилищного сертификата. На момент разрешения спора Саянским городским судом в ДД.ММ.ГГГГ он не был снят с учета участников подпрограммы по категории инвалидов, в связи с чем судебной инстанцией был сделан вывод о том, что его право на получение жилищного сертификата стороной ответчика не оспорено. Не смотря на то, что суд проверил доводы министерства относительно правомерности включения стажа работы в органах внутренних дел в стаж, дающий право на получение жилищного сертификата, он до настоящего времени положенную ему социальную выплату на приобретение жилья не получил. Более того, к настоящему времени Шевчук В.Н. исключен из списка участников подпрограммы «Жилище» по категории «Инвалиды» на ДД.ММ.ГГГГ, что лишает его права на получение жилищного сертификата. Адвокат Шувалов Э.Н. суду пояснил, что его доверитель Шевчук В.Н., не смотря на то, что является пенсионером МВД, выразил свое намерение реализовать предоставленное ему право на получение жилищного сертификата в соответствии Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». На учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по линии МВД ни в Управлении внутренних дел Иркутской области, ни в Управлении внутренних дел Магаданской области, он не состоит и не состоял ранее. Более того, после того, как Шевчук В.Н. был исключен из числа участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ, он обратился за соответствующим разъяснением в УВД Магаданской области, однако в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ начальник тыла УМВД России по Магаданской области <данные изъяты> указал, что право на включение в список кандидатов-участников подпрограммы для получения жилищного сертификата по линии МВД России у него отсутствует. В этой связи адвокат, поддерживая доводы представителя истца Забурдаева Д.Ю., также просил суд удовлетворить заявленные его доверителем Шевчук В.Н. требования в полном объеме. Представитель ответчика - управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску Кондратьева Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Шевчука В.Н. не признала, пояснила суду, что истец, состоящий в списке граждан по Иркутской области, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратился в управление по г. Саянску с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Данное заявление было рассмотрено на заседании комиссии управления по г. Саянску и принято решение об отказе в признании Шевчука В.Н. участником Подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктами а и б пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года № 153, по причинам несоответствия его требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил, так как стаж службы в органах внутренних дел не может быть учтен в составе стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающего право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья. Помимо этого, истцом не было представлено документов, указанных в п. 19 Правил. В текущем ДД.ММ.ГГГГ Шевчук В.Н. с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ не обращался. Кроме того, в соответствии со справкой серии <данные изъяты> № <номер изъят>, выданной на имя Шевчука В.Н., истцу была установлена инвалидность на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Истцом не были представлены сведения об инвалидности после указанной даты, так как по сообщению Бюро № <номер изъят> ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» он не явился на очередное освидетельствование. По мнению представителя ответчика Кондратьевой Н.Н., данные обстоятельства, согласно статье 2 Федерального закона № 125-ФЗ, влекут изменения очередности предоставления жилищных субсидий, то есть Шевчук В.Н. должен быть переведен из категории «инвалидов» в категорию «пенсионеров». Помимо этого, Кондратьева Н.Н. заявила, что Шевчук В.Н. имеет право на предоставление социальной гарантии по обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел. Все указанные выше обстоятельства в своей совокупности, по мнению представителя ответчика, должны повлечь за собой отказ Шевчуку В.Н. в удовлетворении заявленных им требований. Соответчик – министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направило. ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило ходатайство представителя ответчика <данные изъяты>, действующего на основании доверенности, в котором изложена просьба о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя министерства с указанием на то, что правовая позиция по иску Шевчука В.Н. изложена в возражении на заявление от ДД.ММ.ГГГГ. Суд, с согласия сторон, согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел настоящее дело в отсутствие министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. В возражениях на исковое заявление, подписанных представителем министерства <данные изъяты>, указано, что Шевчук был поставлен на учет как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, на основании распоряжения администрации города Саянска от ДД.ММ.ГГГГ № <номер изъят>. Согласно записи в трудовой книжке истца последний проходил службу в органах внутренних дел <данные изъяты>. Справкой управления внутренних дел исполнительного комитета Магаданского народного Совета народных депутатов подтверждено, что данная служба проходила в районе, приравненном к району Крайнего Севера. Вместе с тем, как следует из письма министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <номер изъят>, стаж военной службы, службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы МЧС России, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не может быть учтен в составе стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) для приобретения жилья. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел». Учитывая, что истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании распоряжения Администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от ДД.ММ.ГГГГ за № <номер изъят> в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также то, что истец являлся сотрудником МВД, правовых оснований для предоставления Шевчуку В.Н. за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в рамках реализации Федерального закона № 125-ФЗ, не имеется. Третье лицо – министерство регионального развития РФ (Минрегион России) о времени и месте слушания дела было извещено надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из интернет-сайта «Почта России», раздел «Отслеживание почтовых отправлений по почтовому идентификатору». Об уважительных причинах неявки представителя третьего лицо суду не сообщено, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не подано. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд, с согласия сторон, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие представителя министерства. Выслушав стороны, исследовав представленные письменные документы, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Шевчуком В.Н. требований. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее по тексту - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В силу ст. 1 названного Федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, регистрация и учет граждан производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 3 Положения). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - Постановление Правительства от 21 марта 2006 года № 153) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В силу подпункта «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. В соответствии с вышеназванными законодательными актами Правительство Иркутской области своим Постановлением от 18 декабря 2008 г. № 115-ПП (с изменениями и дополнениями от 01.01.2012) «Об организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утвердило Порядок организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат указанным выше гражданам (далее – Порядок). Пунктом 3 вышеуказанного Порядка установлено, что органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство). Регистрация и учет граждан, формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат осуществляются территориальными подразделениями министерства по месту постоянного проживания граждан в соответствии с федеральным законодательством (п. 4 Порядка). В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставление социальных выплат гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством. Анализ материалов гражданского дела применительно к изложенным нормам материального права позволяет суду прийти к выводу о том, что Шевчук В.Н. имеет право на получение жилищной субсидии. Так, распоряжением Администрации города Саянска № <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ Шевчук В.Н. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем его семья, как выехавшая из <адрес изъят>, была поставлена на учет. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шевчук В.Н. инвалидом не являлся и входил в категорию «пенсионеры». Как следует из материалов учетного дела, до ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Главное Управление социальной защиты населения с заявлением (л.д. <номер изъят>) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указывая в качестве членов семьи свою жену <данные изъяты> и дочь <данные изъяты> Однако впоследствии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, Шевчук В.Н. в своих заявлениях о включении в состав участников подпрограммы указывал исключительно жену <данные изъяты> (л.д. <номер изъят>). ДД.ММ.ГГГГ истцу повторно была установлена инвалидность <данные изъяты> группы на срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует справка серии <данные изъяты> № <номер изъят> выданная филиалом № <номер изъят> г. Зима ФГУ «ГБ МСЭ» (л.д. <номер изъят>). ДД.ММ.ГГГГ, как это следует из протокола № <номер изъят> заседания комиссии Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску по вопросам учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством (л.д. <номер изъят>), Шевчук В.Н. был признан участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, продленной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 1996-нр до 2015 года, на 2011 год. Сводный список граждан участников подпрограммы по категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства на 2011 год» по г. Саянску Иркутской области (л.д. <номер изъят>), а также выписка из общего списка граждан по Иркутской области, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <номер изъят>) также свидетельствуют о том, что истец с ДД.ММ.ГГГГ включен в категорию «Инвалиды», имеет номер в общем списке <номер изъят>, в сводном списке (в связи с перерегистрацией на ДД.ММ.ГГГГ) – <номер изъят>. Рассматривая очередное заявление Шевчука В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в состав граждан участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, комиссия управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по городу Саянску по вопросам учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством, пришла к выводу об отказе в его удовлетворении. Как следует из протокола № <номер изъят> заседания комиссии (л.д. <номер изъят>), к таким выводам комиссия пришла из того, что на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения жилищной субсидии истец имел стаж службы в районах Крайнего Севера в органах внутренних дел <данные изъяты>. Согласно действующему законодательству, в том числе разъяснениям Минрегиона России от 16.12.2010 № 15936-07/АД-ог, стаж службы в органах внутренних дел не может быть учтен в составе стажа работы в районах Крайнего севера и приравненных к нему местностей, дающего право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья. Поскольку Шевчук В.Н. на момент постановки на учет не имел трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, комиссия пришла к выводу о том, что данные обстоятельства являются основаниями для принятия решения об отказе Шевчуку В.Н. в признании его участником подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Шевчуком В.Н. при подаче заявления не были представлены документы, указанные в п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. В соответствии с данным решением начальник управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ направил Шевчуку В.Н. письменное уведомление за № <номер изъят> (л.д. <номер изъят>), в котором указал об отказе в удовлетворении заявления о включении его в состав участников подпрограммы. Оспаривая действия управления, истец пришел к правильным выводам о незаконности принятого решения. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение <данные изъяты> городского суда Иркутской области по гражданскому делу по иску Шевчука В.Н. к управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску о признании права на жилищный сертификат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязывании устранить нарушения конституционного права на жилье (л.д. <номер изъят>). По данному гражданскому делу судом уже оценивалась правомерность признания Шевчука В.Н. имеющим право на жилищный сертификат. Как суд первой инстанции, так и Иркутский областной суд в определении от 6 сентября 2011 года (л.д. <номер изъят>) указали, что из системного толкования положений Федеральных законов от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (с учетом внесенных изменений) следует, что период службы в органах внутренних дел включается в суммарную продолжительность трудового стажа. В настоящем судебном заседании установлены те же самые обстоятельства, что были предметом рассмотрения предыдущего гражданского дела, а именно: наличие трудового стажа у Шевчука В.Н. в районах Крайнего Севера более 15-ти лет подтверждается имеющими записями в трудовой книжке (л.д. <номер изъят>) и справкой от ДД.ММ.ГГГГ за № <номер изъят>, выданной УВД исполнительного комитета Магаданского областного Совета народных депутатов (л.д. <номер изъят>). Данными документами подтверждается то, что Шевчук В.Н. служил в органах МВД СССР в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Суд полагает, что в соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года 4202-1 (в редакции от 7 февраля 2011 года), время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж. Аналогичную позицию высказал и Верховный Суд РФ в своем определении от 12 июня 2009 г. № 3-В09-1, в котором указал, что период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ. Таким образом, ссылки ответчиков на то, что у истца отсутствует необходимый 15-ти летний трудовой стаж в районах Крайнего Севера, являются несостоятельными и противоречащими требованиям законодательства. Довод, указанный в протоколе заседания комиссии № <номер изъят> об отказе Шевчуку В.Н. в признании его участником Подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ, о непредставлении им документов, указанных в п. 19 Правил, также является несостоятельным и не колеблет выводов суда о незаконности принятого управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску решения, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Шевчук В.Н. обратился к ответчику не с первоначальным заявлением (рапортом) о включении его в состав участников Подпрограммы, а с ежегодным заявлением о выделении ему сертификата в планируемом ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 24, а не пунктом 19 Правил, как на это указывает представитель ответчика Кондратьева Н.Н. Как следует из материалов учетного дела, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <номер изъят>) Шевчук В.Н., обращаясь с ежегодным заявлением (рапортом) о включении его в состав участников Подпрограммы на очередной ДД.ММ.ГГГГ, также не представлял документов, указанных в п. 19 Правил. Тем не менее, по результатам рассмотрения его заявления, ДД.ММ.ГГГГ он был включен в сводный список граждан-участников Подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <номер изъят>). Таким образом, обжалуемый истцом отказ начальника управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску <данные изъяты>., выраженный в письме за № <номер изъят> от <данные изъяты>, о невключении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства на ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным. Данный отказ привел к нарушению права истца на получение жилищного сертификата. Оценивая законность и обоснованность заявленных истцом требований о признании за ним права на жилищный сертификат как гражданину, переселившемуся из районов Крайнего Севера, суд исходит из следующего. Как на момент обжалованного истцом отказа, так и на момент вынесения решения по настоящему гражданскому делу, Шевчук В.Н. являлся и является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждают справки <данные изъяты> об инвалидности, выданные ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <номер изъят>) и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <номер изъят>). Нуждаемость Шевчука В.Н. и члена его семьи – жены Шевчук Т.П. в жилом помещении по категории «семья, выехавшая из <адрес изъят>», подтверждается тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» (л.д. <номер изъят>). Распоряжение мэра города Саянска от 04.06.2012 за № <номер изъят> о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Шевчука В.Н. (л.д. <номер изъят>) было ДД.ММ.ГГГГ отменено, о чем свидетельствует распоряжение мэра городского округа муниципального образования «город Саянск» за № <номер изъят> (л.д. <номер изъят>). Таким образом, истец до настоящего времени является нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ как семья, выехавшая из <адрес изъят>. Как следует из материалов учетного дела, членом семьи истца является его жена – <данные изъяты>. Шевчук В.Н. и его жена <данные изъяты>. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес изъят> принадлежащей на праве собственности дочери истца – <данные изъяты> Фактически истец с супругой проживают в арендованном жилом помещении, что подтверждает приобщенный к материалам дела договор аренды жилого помещения (л.д. <номер изъят>). Данные о том, что истец и член его семьи имеют на праве собственности жилье в других регионах Российской Федерации, или получали субсидии на приобретение жилья, отсутствуют, что подтверждают сведения из Саянского и Сусуманского отделения БТИ и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на л.д<номер изъят>, <номер изъят> и <номер изъят> соответственно. Шевчук В.Н., являясь пенсионером МВД РФ, в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Управлении внутренних дел по Магаданской области не состоял. Обратившись с заявлением о рассмотрении вопроса о постановке на учет уже после увольнения со службы, истец получил отказ, выраженный в письме начальника тыла УМВД России по Магаданской области <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ за № <номер изъят> (л.д. <номер изъят>) Данных о том, что Шевчук В.Н. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в УВД России по Иркутской области, не имеется. Таким образом, довод ответчиков о том, что Шевчук В.Н., являясь бывшим сотрудником органов внутренних дел, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не имеет правового значения для решения вопроса о праве истца на получение жилищного сертификата по заявленным им требованиям, поскольку истец, пользуясь предоставленным им законом правом, сделал выбор о возможности получения им социальной выплаты для приобретения жилья не как сотрудник органов внутренних дел, а как инвалид <данные изъяты> группы, выехавший из районов Крайнего Севера, имеющий трудовой стаж в данных районах не менее 15 лет, и нуждающийся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, суд установил, что у истца имеются в наличии все условия для предоставления жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Никаких иных условий и исключений данным законом не установлено. В соответствии со ст. 4 вышеназванного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу ст. 7 ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; их распределение по субъектам РФ осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством РФ, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ст. 8). Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий (ч. 1 ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 г.). Таким образом, предоставление жилищной субсидии зависит от даты постановки на учет и финансирования субъекта РФ на указанные цели в соответствующем финансовом году. Поскольку, как следует из Списка граждан по Иркутской области, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <номер изъят>), в категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства» Шевчук В.Н. имеет номер очереди в общем списке <номер изъят>, а номер очереди в сводном списке в связи с перерегистрацией на ДД.ММ.ГГГГ у него отсутствует, суд считает необходимым обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предоставить Шевчуку В.Н. с учетом члена его семьи – жены <данные изъяты> жилищную субсидию (сертификат) для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с ФЗ от 25.10.2001 г. № 125-ФЗ с учетом даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ по категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства». То обстоятельство, что Шевчук В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не проходил переосвидетельствование по инвалидности, не влечет, в противовес выводам представителя ответчика Кондратьевой Н.Н., к ущемлению его конституционных прав на жилище, а также на гарантированную социальную поддержку государства, предусмотренную Федеральным законом № 125-ФЗ. Вышеуказанное обстоятельство не может повлечь изменение очередности предоставления жилищных субсидий и перевод его из категории «инвалидов» в категорию «пенсионеров», поскольку законодательство не предусматривает понятие «непрерывная инвалидность». Вынося решение по делу, суд исходит из фактических данных о том, что как на момент отказа Шевчуку В.Н. во включение его в состав участников Подпрограммы «Жилище», так и на момент вынесения решения по данному делу, он являлся и продолжает являться инвалидом <данные изъяты> группы. Истец Шевчук В.Н. и ответчики: министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и управление министерства социального развития, опеки и попечительства освобождены от уплаты госпошлины при подаче в суд искового заявления в соответствии с положениями ст. 336.36 Налогового кодекса РФ. В этой связи, на основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым отнести судебные расходы в виде государственной пошлины за счет средств соответствующего бюджета. Руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шевчук В. Н. удовлетворить в полном объеме. Отказ начальника управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по городу Саянску <данные изъяты>., выраженный в письме за № <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, о включении Шевчука В. Н. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства» на ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным. Обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предоставить Шевчуку В. Н. с учетом члена его семьи – жены <данные изъяты> жилищную субсидию (сертификат) для лиц, выехавших из районов Крайнего Севера, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 1250ФЗ с учетом даты постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ, по категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера». Судебные расходы в виде государственной пошлины отнести за счет средств бюджета городского округа муниципального образования «город Саянск». Копию решения в порядке ст. 214 ГПК РФ не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме направить для сведения истцу Шевчуку В.Н., ответчику – министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и третьему лицу – министерству регионального развития РФ (Минрегион России). Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда через Саянский городской суд. Мотивировочная часть решения изготовлена 15 октября 2012 года. Судья Т.В. Дмитриева