Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Саянск 24 октября 2012 года Гражданское дело № 2-854/2012 Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Т.В., при секретаре судебного заседания Карховой И.В., с участием представителя ответчика - директора Автономной некоммерческой организации «Фрегат» - Миронова Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации «Фрегат» о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Фрегат» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц, УСТАНОВИЛ: Истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - Управление, истец) обратилось в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Фрегат» (далее по тексту АНО «Фрегат», ответчик) о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Фрегат» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ). В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией МНС России № 14 по Иркутской области зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Фрегат» (далее - организация) за основным государственным регистрационным номером <номер изъят>. Место нахождения организации: <адрес изъят>, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Руководителем организации является Миронов Н. М., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается копией паспорта. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управлением в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организация не представила в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по формам и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческие организации представляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. ДД.ММ.ГГГГ Управлением организации вынесено предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений в срок до 01.09.2012. Нарушения законодательства устранены не были. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило письмо от Миронова Н.М. согласно которому организация с ДД.ММ.ГГГГ деятельность не осуществляет. Таким образом, организация неоднократно, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, не исполняла обязанность по представлению в Управление информации, предусмотренной п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации организации. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Поскольку нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для ее ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», следовательно, ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (определение Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2008 № 86-Г08-7 в части указания на то, что ликвидация является основанием для одновременного принятия судом решения об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ). Управление является государственным органом, действующим в целях защиты государственных интересов, уполномоченным в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п.п. 39, п.п. 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации и обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц. В связи с чем Управление, ссылаясь на нормы ст. 24 ГПК РФ, п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», просило суд ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Фрегат» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области не направило своего представителя в судебное заседание. ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило ходатайство представителя истца <данные изъяты>., действующей по доверенности, в котором Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области поддерживает свои исковые требования в полном объеме и просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца. Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области не направило своего представителя в судебное заседание. ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило ходатайство представителя третьего лица <данные изъяты>., действующей по доверенности, в котором Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие истца Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и представителя третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области. В судебном заседании представитель ответчика - директор АНО «Фрегат» Миронов Н.М. исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Фрегат» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц признал в полном объеме и представил суду письменное заявление об этом. Дополнительно суду пояснил, что данная организация не осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. После разъяснения судом представителю ответчика Миронову Н.М. последствий признания иска, предусмотренных ст.173 ГПК РФ, о том, что при признании ответчиком иска и принятии этого признания судом принимается судебное решение об удовлетворении заявленных истцом требований, представитель ответчика Миронов Н.М. настаивал на принятии его признания иска судом и удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации «Фрегат» о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Фрегат» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В соответствии с п. 3 ст. 117 ГК РФ особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ, определяются законом. Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и ст. 61 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе средств, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 18 и п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (вместе с «Правилами передачи сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Организацией - ответчиком отчетность по установленной форме в Управление не представлена за ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из представленных суду документов, Управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес постоянно действующего руководящего органа организации - ответчика было направлено предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения законодательства устранены не были. Более, того в Управление поступило заявление директора АНО «Фрегат» Миронова Н.М. о том, что данная организация прекратила свою деятельность в ДД.ММ.ГГГГ и он просит ее ликвидировать и исключить из ЕГРЮЛ. Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. В соответствии с п. 4 ст. 13.1, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» документы на государственную регистрацию изменений представляются в регистрирующий орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения об изменении учредительных документов некоммерческой организации. Как видно из содержания искового заявления, в данном случае Управление ставит вопрос перед судом о ликвидации организации в связи с прекращением ее деятельности. Из материалов дела видно, что связь с организацией, по указанному в ЕГРЮЛ адресу, не обеспечивается. Автономная некоммерческая организация «Фрегат» не представила отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по формам и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени нарушения указанной организацией не устранены. Согласно пунктам 3 и 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, является основанием для ликвидации некоммерческой организации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Следует учесть и то обстоятельство, что в течение <данные изъяты> лет некоммерческая организация в нарушение законодательства не представляла документы о своей деятельности. При указанных обстоятельствах суд полагает, что Автономная некоммерческая организация «Фрегат» подлежит ликвидации. С учетом изложенного, а также принимая во внимание признание иска представителем ответчика, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации «Фрегат» о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Фрегат» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Полностью удовлетворить исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Фрегат» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Фрегат» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии с требованиями ст. 214 ГПК РФ копию решения не позднее чем через пять дней со дня его вынесения направить для сведения истцу - Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области и третьему лицу - Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области. Решение в течение месяца со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда через Саянский городской суд. Судья Т.В. Дмитриева