ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу г. Саянск 16 июля 2012 года Судья Саянского городского суда Иркутской области Трофимова Р.Р., с участием: представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Насртдинова М.Х., представителя органа, привлекающего к административной ответственности, П., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянского дома-интерната для престарелых и инвалидов», расположенного <адрес изъят>, направленный начальником Отдела надзорной деятельности по муниципальным образованиям г. Саянска, г. Зимы и Зиминского района в Саянский городской суд для рассмотрения вопроса о назначении административного наказания в виде приостановлении деятельности жилого корпуса ОГБУСО «Саянского дома-интерната для престарелых и инвалидов», УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении, Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов», будучи ранее (18.08.2011г.) привлеченным к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное указанной нормой, что было выявлено при проведении с 01 по 18.06.2012г. внеплановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объектах указанного учреждения, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 5 КоАП РФ, что должно повлечь приостановление деятельности его жилого корпуса на <данные изъяты> суток путем запрета проживания в данном здании. Из протокола следует, что по результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не установлены противопожарные двери, разделяющие помещения различных классов функциональной пожарной опасности (ст. 6, ст. 88, таблица 24, ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.2008г., п. 7.4, п. 15.4* таб. 2* СНиП 21-01-97*, п. 61 ППР в РФ, утв. Постановлением правительства РФ от 25.04.2012г.), за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях; - убрать горючую отделку стен на путях эвакуации (стеновые панели), обеспечить безопасную эвакуацию, спасение людей по путям эвакуации через эвакуационные выходы за определенный интервал времени согласно установленных норм, путем размещения людей, не способных передвигаться самостоятельно, на первом этаже, достаточным количеством обслуживающего персонала, выполнить ширину лестничного марша не менее 1,35 метра (на момент проверки 1,28 метра) (ст. 6, ст. 52, ст. 53, ст. 151 ФЗ-123 от 22.07.2008г., п. 6.4, 6.25*, 6.29 СНиП 21-01-97*, п. 33, п. 135 ППР в РФ, утв. Постановлением правительства РФ от 25.04.2012г.), за что предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Выявленные нарушения также зафиксированы в акте проверки <номер изъят> и предписании <номер изъят> от 18.06.2012г. Представитель Отдела надзорной деятельности по муниципальным образованиям г. Саянска, г. Зимы и Зиминского района <данные изъяты> П. полагала доказанной вину учреждения в том, что им повторно нарушены требования пожарной безопасности, просила признать ОГБУСО «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» виновным по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ и ограничиться назначением наказания в виде административного штрафа. В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Насртдинов М.Х. вину не признал, пояснив о том, что 01.08.2011г. Отделом надзорной деятельности по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району УВД ГУ МЧС по Иркутской области проведена проверка по соблюдению правил пожарной безопасности и выдано предписание <номер изъят> от 18.08.2011г., где к исполнению в сроки до 01.06.2012г. принято 24 пункта нарушений правил пожарной безопасности. В течении указанного срока от главного распорядителя бюджетных средств (Министерства социального развития, опеки и попечительства) поступали средства для устранения нарушения и они были использованы для исполнения 21 пункта. На момент внеплановой проверки ОНД, проведенной с 01.06.2012г. по 18.06.2012г. остались не выполнены 3 пункта, на устранение которых необходимы дополнительные финансовые средства: на установку противопожарных дверей, разделяющих помещения различных классов функциональной пожарной опасности затраты составляют <данные изъяты> рублей. Существующие двери выполнены по проекту в противопожарном исполнений по ранее предъявляемым требованиям пожарной безопасности. ( ФЗ № 123 статья 4 пункт 4 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); на замену отделки стен на путях эвакуации затраты составляют <данные изъяты> рублей. Для исполнения указанных нарушений учреждением направлены письма для выделения дополнительного финансирования: <номер изъят> от 30.09.2011г., <номер изъят> от 01.03.2012г., <номер изъят> от 01.03.2012г., <номер изъят> от 05.04.2012г. По 3 пункту нарушения в части необеспечения безопасной эвакуации, спасения людей по путям эвакуации через эвакуационные выходы за определенный интервал времени согласно установленных норм, путем размещения людей, не способных передвигаться самостоятельно, на 2-ом этаже достаточным количеством обслуживающего персонала, шириной лестничного марша менее 1,35 м (на момент проверки 1,28м), не согласился с предъявленными требованиями, поскольку постановлением суда от 02.02.2010г. вышеуказанное не считалось нарушением, жилой корпус учреждения реконструктирован и введен в эксплуатацию 08.12.1995г. актом рабочей комиссии с участием начальника ОГПС-9. Согласно ФЗ № 123 ст. 4 п. 4 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается эксплуатация зданий по ранее действовавшим требованиям пожарной безопасности, если это не приводит к угрозе жизни при пожаре. По проведенной тренировке носилки при эвакуации по лестничному маршу проходят свободно и не увеличивают время эвакуации. Принимая во внимание, что в 2012 году главный распорядитель бюджетных средств выделил значительные субсидии на противопожарные мероприятия (<данные изъяты>.) и сейчас рассматривается вопрос о выделении дополнительных средств для устранения оставшихся нарушений, а так же учитывая то, что противопожарные двери, разделяющие помещения различных классов функциональной пожарной опасности исполнены по старым противопожарным требованиям и значит, имеют предел огнестойкости; заключен договор с пожарно-спасательным отделом ООО «Легион-Спас» на тушение пожара, эвакуацию граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, с обучением и тренировкой работников учреждения (первый пожарный расчет пребывает на объект в течение 5-ти минут); автоматическая пожарная сигнализация выполнена согласно проекту и находится в исправном состоянии; ежеквартально проводятся тренировки работников учреждения согласно графику; в жилом корпусе имеются первичные средства пожаротушения; в учреждении создана добровольная пожарная дружина, Насртдинов М.Х. просил суд не приостанавливать деятельность жилого корпуса учреждения, <данные изъяты>. Обстоятельства, изложенные законным представителем ОГБУСО «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов», также подтверждены допрошенными в качестве свидетелей работниками администрации ОГБУСО «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Т. и К.А., а также представленными суду копиями: писем и служебных записок руководителя Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянского дома-интерната для престарелых и инвалидов», адресованных Министру социального развития, опеки и попечительства иркутской области <номер изъят> от 30.09.2011г. «О выделении дополнительного финансирования на противопожарные мероприятия», <номер изъят> от 01.03.2012г. «О противопожарном состоянии учреждения» и «О финансировании противопожарных мероприятий», <номер изъят> от 05.04.2012г. «Об исполнении предписания инспектора пожарного надзора»; акта проверки пожарно-охранной сигнализации от 14.06.2012г.; приказа от 24.01.2012г. «О формировании добровольной пожарной дружины»; графика проведения теоретического обучения и практических тренировок по эвакуации из жилого корпуса в случае пожара; договора <номер изъят> от 01.01.2012г. с ООО «Легион Спас» на оказание услуг по организации тушения пожара и по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ на объектах и территорииОбластного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянского дома-интерната для престарелых и инвалидов» (эвакуация и спасение людей, оказание доврачебной помощи пострадавшим и т.д.); справки о предоставлении субсидий ОГБУСО «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Исследовав представленные доказательства, выслушав участвующих в заседании лиц, суд приходит к выводу, что ОГБУСО «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не подлежит административной ответственности по следующим основаниям. Часть 5 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи. Из представленных суду материалов дела об административном правонарушении следует, что с 09 по 18.08.2011г. инспектором по пожарному надзору К. проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ГОУ СО «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в ходе которой выявлено 24 нарушения требований пожарной безопасности, за что данное учреждение привлечено к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ходе проверки, проведенной в июне 2012г. административным органом выявлено 3 нарушения, которые не были устранены в течение установленного учреждению времени. Вместе с тем, согласно требованиям ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таковым признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность. В качестве определяющего фактора вины юридического лица выступает ситуация, когда лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Отсутствие у организации, полностью финансируемой из государственного или местного бюджета, необходимых для соблюдения норм и правил денежных средств, если оно непосредственно повлекло возникновение административного правонарушения, позволяет говорить об отсутствии субъективной стороны состава правонарушения. Представленными доказательствами установлено, что привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо приняло максимально возможные меры к тому, чтобы устранить нарушение требований пожарной безопасности: у распорядителя бюджетных средств были истребованы и по получении реализованы значительные субсидии на противопожарные мероприятия, в результате чего 21 нарушение устранено. Остались не устраненными 3 пункта нарушений, на которые вновь истребованы денежные средства из бюджета, проведена работа в части безопасной эвакуации людей за определенный интервал времени. Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствует основная часть состава административного правонарушения - его субъективная сторона, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения. В соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Учитывая, что судом установлено отсутствие в действиях Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянского дома-интерната для престарелых и инвалидов» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении в отношении данного юридического лица подлежит прекращению На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянского дома-интерната для престарелых и инвалидов» прекратить, в связи с отсутствием в действиях данного юридического лица состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Саянский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья: Р.Р.Трофимова